Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

Анкета  №3

1.С полной  ли отдачей ты работаешь на  уроке? 
2.Выполняешь ли ты домашние задания? 
3.Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим? 
4.Вежлив ли со взрослыми вне школы? 
5.Во-время ли возвращаешься вечером с улицы домой? 
6.Считаешься ли с мнением родителей? 
7.Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе? 
8.Выбирали ли тебя в актив класса? 
9.Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело? 
10.Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса? 
11.Хочешь ли иметь много друзей в своем классе? 
12.Стараешься ли отстаивать честь своего класса? 
13.Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции. 
14.Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице? 
15. Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?

На каждый вопрос могут быть три варианта ответа: да, нет, иногда.

Обработка результатов  сводится к следующему: каждый ответ  оценивается баллом +1, -1, 0 (иногда).

Подсчитывается  алгебраическая сумма баллов (N) по данному  параметру. При N>6 учащийся по данному  параметру относится к благополучным. Другие результаты определяют уровень запущенности ученика.

Сумма баллов по параметру

Уровень педагогической запущенности

Итоговая сумма  баллов

6>N>3

I – Начальный  уровень трудновоспитуемости

30>N>15

3>N>0

II — Дезорганизаторы

15>N>0

N<0

III — Особо  трудные

N<0


 

Характеристика уровней (по итоговой сумме)

Уровень, качества личности (признаки)

I уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартностность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.

II уровень: невосприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; проблемы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим, больше чем к себе.

III уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        4. Анализ воспитательных ситуаций, решение задач.                                                Задача «Пропала ручка». В классе появился воришка. Учительница поставила перед собой задачу выявить его. Для этого она раздала ученикам по спичке, сказав что у того, кто берет чужие вещи она вырастет. Мальчик, делавший это, сломал свою спичку, чтобы она не росла. Учительница объяснила, что брать чужие вещи без разрешения нельзя, т.к. это сразу будет обнаружено.                                                                                                         Я считаю, учительница поступила верно, использовав такой «сказочный» способ. Учитывая возраст детей (первый класс), он достаточно эффективен. Я бы сначала побеседовала с детьми, объяснив, что брать чужие вещи нехорошо, и, в случае повтора, использовала бы подобный метод.

Ситуация  предъявления требований.                                                                                                 Учитель предъявляет слишком много требований, при этом одно противоречит другому. Ученики, не понимают, что от них хотят, в результате чего происходят сбои в учебном процессе. Я считаю, что здесь необходимо корректировать деятельность учителя.

Ситуация  создания успеха и обеспечения роста достижений.                                        Данная ситуация – случай на уроке географии. Миша очень стеснялся отвечать у доски. Учитель помог ему – не торопил, успокоил, подбодрил, «подтолкнул» к ответу. Он дал понять, что мальчика внимательно слушают, и не поскупился на похвалу. Я считаю, что педагог правильно повел себя. Видя такое отношение, мальчик не стушевался, а наоборот, почувствовал уверенность и смог ответить на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Урок-наблюдение, ВД в школе. Анализ.

Я посетила воспитательное дело под названием «Поле Чудес». Данное мероприятие проходило в восьмом классе и имело своей целью расширение кругозора школьников и, конечно же, – доставление удовольствия и учителю, и учащимся.

Игра проходила по типу телевизионной. В кабинете за круглым столом, на котором лежало «поле» и стояла «юла», сидели 3 ученика. Остальные 6 ждали своей очереди. Игра проходила в 5 этапов: 1, 2, 3 и 4 туры и Суперигра. Ученикам давались задания и они отгадывали слово. В 4 туре определялся победитель, который играл в суперигру.

Данное мероприятие  очень полезно. Отгадывая слова, ученики не только расширяют свой кругозор, но и позволяют это сделать  «зрителям». Также оно насыщено эмоциями, весельем, огорчением от небольших неудач.

Данное мероприятие  готовилось заранее: назначались ведущие, которые придумывали задания; на уроках труда «изготавливалось»  поле; выбирались участники (по желанию).

Детям данное мероприятие  понравилось, они были довольны, веселы.

Воспитательное дело было четко продумано благодаря старательности ведущих.

Классный руководитель отметил, что мероприятие прошло на достаточно высоком уровне, результаты его удовлетворили. Он остался доволен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Планирование  воспитательной работы в классе

– это процесс  совместной деятельности учителя и  учащихся по определению целей, содержания, способов организации воспитательного  процесса и жизнедеятельности классного  сообщества.

Функции планирования:

1. Направляющая  – определение сферы деятельности, цели и содержания.

2. Прогнозирующая  – план это проект будущего  состояния воспитательной системы  класса.

3. Организаторская  (кто проводит мероприятие? когда?  и т.д.)

4. Контрольная. 

5. Репродуктивная: по плану классного руководителя возможно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Требования  к планам:

Конкретность  задач, краткость плана, разнообразное  содержание форм и методов, преемственность, системность и последовательность, актуальность видов деятельности, единство педагогического руководства и активности воспитанников, учет особенностей учащихся, согласованность с деятельностью школы и связь с работой вне школы.

Виды  планов:

1. Календарный  – составляется на неделю, месяц.  В него входит наименование воспитательных дел, даты и время проведения, кто проводит.

2. Перспективный-составлется  на год или полугодие. Он  состоит из 5 этапов:

-) диагностический-  начинается в конце предыдущего  учебного года.  анализируются  личные дела, дела семьи, традиции, официальные и неофициальные структуры коллектива, психологические свойства коллектива и отдельных учащихся.

-) знакомство  с общешкольным планом воспитательной  работы(отбор общешкольных дел,  мероприятий в которых класс  должен принимать участие)

-) формулирование  задач и систем разнообразных  видов деятельности

-) обсуждение  разделов плана с учащимися,  учителями, родителями.

-) обсуждение  плана на классном собрании, закрепление  ответственных и распределение  поручений.

 

Основные направления  и задачи

Содержание  работы

Формы и методы

Сроки проведения

Исполнители

Отметка о выполнении

Физическое  воспитание

Лыжная эстафета

Используются  методы стимулирования,  мотивацией служит соревнование.

Первая неделя практики (2-6 февраля)

Дети.

 

Экологическое воспитание

Конкурс скворечников

Используются  методы стимулирования,  мотивацией служит поощрение.

Вторая неделя практики (9-13 февраля)

Дети с привлечением родителей.

 

Трудовое воспитание

Генеральная уборка в школе

Используются  методы организации деятельности и формирования опыта поведения. Применяются  педагогическое требование и поручение.

Третья неделя практики (16-20 февраля)

Дети и я.

 

Нравственное  воспитание

День защитника  отечества

Используется  метод формирования познания, а именно – этическая беседа. После этого проводится праздничное мероприятие.

Четвертая неделя практики (23-27 февраля)

Я.

 

Эстетическое  воспитание

Литературный  вечер

Используется  метод формирования познания, а именно – диспут.

Пятая неделя практики (9-13 марта)

Дети и я.

 

Нравственное воспитание

Международный женский день

Используется  метод формирования познания, а именно – этическая беседа. После этого  проводится праздничное мероприятие.

Пятая неделя практики (2-6 марта)

Дети с привлечением родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Глоссарий основных понятий МВР.

Воспитание  – относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется (Педагогический энциклопедический словарь). Как педагогический процесс – развертывающаяся во времени система воспитательных отношений, в которой осуществляются различные по форме, характеру, содержанию, структуре связи между ребенком, детским сообществом, малой социальной группой и воспитателем (лекция).

 

Воспитательная система- комплекс воспитательных целей; людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечиванию жизнеспособности.

 

Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Это та часть свободы, которая обеспечивает условия и возможность каждому быть самостоятельной, творческой личностью, не умаляя при этом интересы свободного развития других. Основные методы формирования Д. в педагогике: разъяснение правил поведения, моральная и правовая оценка поступков учащихся (ПЭС). 

 

Коллектив- от лат. Собирательный. Это социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

 

Методология - это система принципов и способов организации и по-

строения теоретической  и практической деятельности, а также  учение об

этой системе.

 

Методы  воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В педагогической практике и теории наиболее традиционными М.в. принято считать методы убеждения, приучения, поощрения, воспитания на личном примере, наказания и пр. (ПЭС).

 

Трудные дети - это такая категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих  препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Задания  по темам лекций.

Лекция 1.

Понятие и структура процесса воспитания, его свойства.

1. Выпишите  определения понятия "воспитание", данные в рекомендуемой литературе, а также в словарях и энциклопедиях. Расположите определения в хронологическом порядке и обозначьте изменения в содержании данного понятия. Обоснуйте эти изменения.

По В.А.Сластенину – воспитание – в широком смысле – общественное явление, воздействие общества на личность. В узком – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. В этом случае деятельность педагогов называется воспитательной работой.

 По И.П.Подласому  – воспитание – это приспособление человека к среде и условиям существования.

По В.И.Гинецианскому  – воспитание – это комплекс явлений, которые изучается педагогикой – с одной стороны, с другой – это понятие выражает сущность этих явлений.

С точки зрения социальной педагогики – воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

Информация о работе Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства