Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат

Краткое описание

Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Вложенные файлы: 1 файл

портфолио.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

 

Корчак  Я. «Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых» - из этого произведения я взяла главу «Здоровье». В данном разделе автор концентрирует наше внимание на том, что необходимо не просто говорить детям о последствиях каких-либо действий, но при этом объяснять, как именно эти действия могут повлиять на их жизнь. При этом, постоянно напоминать об этом не нужно, ведь предсказания сбываются не всегда, да и  «не у всех натура одинаковая» - у кого-то порез заживает быстро, а у кого-то – неделями. Также дети должны понимать, что после болезней могут оставаться последствия, и нельзя насмехаться над товарищем, который чем-то не похож на тебя. Настоящий педагог, по мнению Я.Корчака, должен понимать сам и уметь объяснить своим воспитанникам цену здоровья, причем не только своего, но и других.

Я считаю, данный метод – метод объяснения и  собственного примера довольно эффективен, ведь люди должны уметь понимать друг друга не используя насилие («Я знаю девочку, которую рвало за обедом, а отец бил её за то, что она  не хотела есть. От любви бил»).

 

Иванов  И.П. «Энциклопедия КТД» - в данной работе Иванов И.П. предлагает различные КТД (коллективные творчески дела) – способы организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство коммунарской методики. Я остановилась на трудовых КТД, а именно – на «Атаке» и «Десанте». Первая операция имеет своей целью быстрое исправление недостатков в окружающей нас жизни – расчистить территорию, украсить общественные здания, заготовить дрова для детского сада или дома престарелых. При этом важно, чтобы трудовая атака держалась в секрете от тех, о ком заботятся участники операции. «Десант» направлен на то, чтобы помогать другим коллективам или организациям в каком-либо деле. Трудовые десанты развивают находчивость, настойчивость, чувство ответственности перед обществом и коллективом – основу сознательной дисциплины.  «Энциклопедия КТД» - довольно интересное и важное пособие для педагогов. В ней автор предлагает действенные, на мой взгляд, методы: коллективная трудовая деятельность, познавательные, художественные, спортивные дела, общественно-политические и коллективные КТД. Главный упор здесь делается именно на коллектив, т.к. только в коллективе можно правильно воспитывать других и воспитываться самому.

 

Амонашвили  Ш.А. «Здравствуйте, дети!» - здесь я остановилась на главе IV «Праздник букваря». Мое внимание привлекло то, что автор, называя ребенка «моделью безграничности», свято верит в его возможности. Педагог уважает своих воспитанников и не скрывает этого уважения, там самым на собственном примере учит их жить в коллективе, уважая друг друга. Так же он верит в их возможности, и дает детям понять, что у них есть право на раскрытие личностных качеств. Кроме того, автор учит детей видеть в своих товарищах положительные качества: «Посмотри, пожалуйста на Эку, как она сосредоточена…Красивое зрелище, правда?». После таких слов любой ученик попытается быть немножко похожим на красивую Эку, и будет стараться ещё больше. Данные приемы, я считаю, очень эффективны не только для младших классов, но и для более старших детей.

 

Волков  И.П. «Много ли в школе талантов?» - в данной работе я остановилась на главе «Роль учителя в руководстве самостоятельной и творческой деятельностью школьников». Автор считает, что эффективность самостоятельной работы школьников зависит от руководства учителя. При этом неважно, какой предмет ведет этот учитель: «Например, учитель – физик, а любит поэзию, и может приобщать детей к литературному творчеству». Но при этом необходимо придерживаться некоторых правил: нельзя запрещать сверхпрограммные работы из-за низкой успеваемости; поданную работу учитель должен рассматривать тут же, т.е. не должно быть волокиты; нельзя заставлять ребенка переделывать работу, учитель должен лишь указать на ошибки. Главный плюс такой работы – ее необязательность, а это – фактор, который зачастую становится определяющим в какой-либо деятельности. Она не обязательно будет сделана «на отлично», но всегда будет интересна для воспитанника и будет способствовать расширению кругозора ребенка.

 

3.На  основе сформулированных задач  по конкретному направлению воспитательной  деятельности (патриотическому, правовому,  общественно-политическому, нравственному  и т.д.) разработайте (найдите в  литературе) конспект воспитательного дела, позволяющего решить поставленные задачи.

Классный  час «Государственные символы России: история и современность».

Форма проведения занятия: беседа с использованием ИКТ и элементов ролевой игры.

Подготовка  к занятию:

1.Группа учащихся «Знатоки» готовит презентацию «Государственные символы России».

2. Группа учащихся  «Эксперты» проводит экспертизу  по проблеме «Наше знание законов  РФ о государственной символике» (анкетирование учащихся своей  параллели).

3.Группа учащихся  готовит сценку «Наше отношение к государственным символам…»

4.Группа учащихся-консультантов  изучает законы РФ: «Уголовный  кодекс РФ», «Кодекс РФ об  административных правонарушениях», «Закон о флаге РФ», «Закон  о гербе РФ», «Закон о государственном  гимне РФ»

5.Остальные учащиеся класса выступают в роли «Представителей общественности», изучают справочную и научно-популярную литературу по теме.

Справочный  материал:

1.«Уголовный  кодекс РФ»

2.«Кодекс РФ  об административных правонарушениях»

3.«Федеральный  закон о флаге РФ»

4.«Федеральный  закон о гербе РФ» 

5.«Федеральный  закон о государственном гимне  РФ»

6.Электронная  энциклопедия «Большая энциклопедия  «Большая энциклопедия Кирилла  и Мефодия», 2006г.

7. Соболева Н.А.  Российская государственная символика.  – М., 2003г.

8.Дегтярев А.Я.История  российского флага. – М., 2000г. 

9.Энциклопедия  для детей. – М., «Аванта+», 2000г.

Приглашение гостей-консультантов на занятия:

Инспектор по делам  несовершеннолетних и защите их прав.

Ход занятия.

1.Вводное  слово учителя, введение в проблему, постановка целей для учащихся.

Классный руководитель: «На уроках истории и обществознания, на тематических классных часах мы с вами вели разговор о государственных  символах России, их истории и значении для нашей страны, поэтому сегодня  на занятиях мя имеем возможность:

-)обобщить полученные  знания по истории становления  государственных символов России;

-)проанализировать  значение государственной символики  для нашей страны;

-)сформировать  собственную позицию, свое личное  отношение к государственным символам России».

2.Работа  с презентацией «Государственные  символы России».

Представляют  презентацию двое учащихся из группы»Знатоки», остальные в это время работают членами жюри конкурса «Лучший знаток истории государственных символов России». Конкурс проводится для актуализации знаний учащихся, формирования устойчивого интереса к поставленной проблеме во время презентации. Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в презентации, «жюри» оценивает работу следующим образом:

-) 2 балла –  за полный ответ

-) 1 балл –  за частичный ответ

Итоги подводятся в конце занятия. Лучшие знатоки  награждаются сертификатами. Примерные вопросы:

1.Знаете ли  вы, где впервые в мире были  обнаружены изображения двуглавого  орла?

2.Что означают  три короны в гербе, скипетр  и держава?

3.Какие события  в истории страны XVIII века повлияли на изменения в ее гербе? и др.

3.Дискусионная  часть «Наше отношение к государственным  символам России: мнение и закон».

-)Сценка «Наше  отношение к государственным  символам…». Разыгрывается ситуация, в которой один из «героев» считает, что он может поместить любой государственный символ страны себе на майку, бейсболку, спортивные брюки и т.п. он считает, что закон его не может ограничить в этом, так как тем самым он проявляет свой патриотизм и гражданственность. Другой «герой» пытается его в этом переубедить, доказывая, что государственный герб и флаг не могут быть приравнены к простому изображению, что используя их таким образом, он проявляет не патриотизм, а бескультурье и неуважение к государственным символам.

-)Слово предоставляется  «Экспертам», которые проводили  опрос и представляют свои  результаты и выводы: большая  часть респондентов считает, что  может достаточно свободно использовать  государственные символы РФ, но  не все уверены, что действуют в рамках закона.

-)Вопросы для  аудитории: Каково ваше мнение  относительно проблемы использования  государственной символики? Является  ли это проявлением патриотизма  и гражданственности? Подберите  аргументы за и против.

-)После того, как учащиеся высказали свое мнение, слово предоставляется группе консультантов. Что говорит закон по этому поводу?

Тезисы  выступления консультантов: в законе определены ситуации, в которых использовать государственные символы нужно обязательно. Например, флаг РФ всегда поднят на зданиях высших федеральных органов власти, на посольствах России, на военных кораблях. Государственный герб обязательно помещается на документы, удостоверяющие личность российского гражданина, на бланки федеральных законов. Но закон не оговаривает возможность использования гражданами флага и герба произвольно, по своему усмотрению.

-)Слово предоставляется  приглашенному гостю – инспектору  по делам несовершеннолетних  и защите их прав.

Инспектор предлагает ребятам познакомиться со статьями Уголовного кодекса РФ (глава 32, ст.329): «Надругательство над государственным гербом РФ или государственным флагом РФ» (наказывается ограничением свободы сроком до двух лет либо арестом сроком от трех до шести месяцев) и Кодексом РФ об административных нарушениях (глава 17, ст.17.10): «Незаконные действия по отношению к государственным символам РФ» - использование государственного флага РФ, государственного герба РФ или государственного гимна РФ в нарушении установленных правил влечет наложение административного штрафа на граждан. 

 Ученикам  предлагается сделать вывод после  знакомства со статьями закона.

4.Рефлексия,  подведение итогов занятия. Каждому ученику предлагается ответить на вопросы:

-)Что сегодня  на занятии для вас оказалось  новым?

-)Можете ли  вы аргументировано объяснить вашему сверстнику, как необходимо относиться к государственным символам России?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Исследование  статей по проблемам воспитания.

Физическое  воспитание.

1.«Педагогика», 2008г., №1. М.Н.Алиев, А.Г.Гусейнов «Воспитание  нравственно-волевых качеств у детей средствами физической культуры».

В данной статье авторы говорят о том, что занятия  физкультурой должны не только развивать  человека физически, но и способствовать формированию эмоцианально-волевой  сферы человека и его эстетических установок. Именно это сделает человека способным преодолевать препятствия и двигаться к установленной цели, т.е. сильным и выносливым не только внешне, но и внутренне. При осуществлении физического воспитания должны соблюдаться некоторые принципы: принцип антропоцентризма (ребенок – активный участник построения собственной траектории развития), аксиологический принцип (понимание детьми ценности физического и нравственного здоровья), принцип целостности (комплексное воздействие на учащихся процессов физических занятий), принцип игрового взаимодействия (игра способствует самовыражению личности, формирует решительность и смелость у учащихся) и др.

2.«Педагогика», 2006г., №1. Н.В.Зайцева «П.Р.Лесгафт  о взаимосвязи умственного и  физического воспитания». 

П.Р.Лесгафт – педагог, анатом и врач, основоположник школьной гигиены и физического воспитания – считал, что в процессе выполнения физических упражнений необходимо сознательно подходить к каждому заданию. Это способствует сосредоточению внимания, которое будет направлено на правильный расчет движений по времени, что в свою очередь является важной составляющей воспитания умственного. П.Р.Лесгафт подчеркивал, что физические и психические процессы нужно рассматривать в единстве: «ум нужен, чтобы управлять силой тела».

3.«Воспитание школьников», 2007г., №10. Л.Кузнецова «Ребенок в спорте высших достижений».

В данной статье автор говорит, что в физическом воспитании большая роль принадлежит  родителям, поскольку зачастую от их отношения к спорту зависит отношение  к спорту детей. Но родители не обладают достаточными знаниями в данной области, поэтому осуществление самого процесса физического воспитания остается прерогативой тренера или учителя физкультуры. В связи с этим большое значение автор придает сотрудничеству тренера и родителей, в ходе которого родители, наблюдая за ребенком, должны сообщать тренеру о том, какие упражнения более интересны и лучше получаются у школьника. Также, постоянное общение родителей с тренером, теоретическое и практическое обучение родителей, по мнению автора, снижает или полностью «снимает» проблему конфликтов тренера и родителей, расширяет сферу общения родителей и детей.

Т.о., подводя  итог, можно сказать, что физическое воспитание является очень важной составляющей воспитательного процесса в целом. Занятия физкультурой способствуют нравственному, умственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьника. При этом большая роль отводится деятельности родителей….

4.«Воспитание  школьников», 2007г., №8.И.Сулина «Физкультуру  не любить – под собою сук рубить».

В данной статье автор предлагает нам описание игры под названием «Осаночка, улыбочка, здоровые глазки», цель которой –  формирование у школьников потребности  в здоровом образе жизни. Здесь предложено несколько конкурсов («Здоровье  – лучшее богатство», «Веришь ли ты, что…», «Как ты заботишься о своем позвоночнике?» и др. ), направленные на достижение данной цели. С данной статьей будет очень полезно познакомиться не только учителю, но и родителям, которые хотят видеть своего ребенка здоровым.

 

 

10.Эссе на тему о воспитании.

Физическое  воспитание.

Сегодня в школе  уроки физкультуры принадлежат  к разряду «несерьезных», можно  даже сказать «необязательных» в  программе предметов. Принято считать, что выполнение физических упражнений и следующая за этим процессом игра – это своеобразный отдых, ведь в это время ребенку не нужно прилагать умственных усилий.

Информация о работе Права человека как основа образования. Конвенция о правах ребенка. Нормативно-правовой аспект классного руководства