Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, реферат
Гарантии прав ребенка-государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитывающих в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
ситуации, поскольку его цели и задачи, а также способы и средства их реа-
лизации позволяют очертить тот круг элементов среды, который образует
ситуацию. С точки зрения субъекта элементы ситуации выступают и как
средства деятельности, и как ее пределы, и одновременно как стимулы дея-
тельности. Субъект не просто реагирует на ситуацию, а разрешает ее. При
всей конкретности, определенности ситуации, что обеспечивается сущест-
вованием устойчивых связей между ее элементами, способов ее разрешения
может быть несколько. Это зависит не только от объективных элементов,
включенных в нее, но и от самого субъекта: его знаний, опыта, степени
свободы.
Если
говорить о механизмах
лить, по крайней мере, два: от внешних условий к актуализации потребно-
стей субъекта и от актуальных потребностей субъекта к перестройке самой
среды, наличных условий.
Воспитатель управляет процессом развития своих подопечных не
столько непосредственным воздействием на них, сколько созданием самой
воспитательной ситуации. В процессе воспитания он не создает матери-
альных или духовных ценностей как обобщенного социального опыта, но
он творит воспитательную ситуацию, благодаря которой социальные цен-
ности присваиваются личностью.
Таким образом, воспитательную ситуацию можно определить, как
системную совокупность условий и обстоятельств, которые, с одной
стороны определяют содержание и характер взаимодействия воспита-
теля и воспитанников, а с другой стороны, определяются этим взаимо-
действием.
5. Выделите структурные компоненты воспитательной ситуации.
-)личность учителя – его личностные особенности, профессионально-ценностные ориентации, профессионализм;
-)воспитательные действия – воспитательные задачи;
-)личность воспитанника – возрастные, индивидуальные, личностные особенности;
-)действия воспитанника – способ реализации задачи.
6. Обозначьте
структурный элемент
даря которому одна воспитательная ситуация переходит в другую.
Действия воспитанника.
7. Что, с Вашей точки зрения, определяет особенности воспитательного
действия учителя?
Практика непосредственного взаимодействия с учащимися убеждает учителя в том, что они ценят его, во-первых, за его компетентность как учителя-профессионала, глубоко знающего свой предмет и умеющего раскрыть его перед учащимися. Во-вторых – за способность быть перед ними частным и справедливым, заинтересованным в детях, а не в самом себе, умеющим их понимать и устанавливать между ними деловые и эмоциональные контакты. В-третьих – за эмоциональную зрелость, оптимизм, жизнерадостность, энергичность и гибкость. Понимание всех этих ожиданий со стороны учащихся ставит учителя перед необходимостью постоянно развивать и совершенствовать названные качества собственной личности.
8. Обоснуйте положение о том, что процесс воспитания является само-
развивающейся системой.
Процесс воспитания
– это саморазвивающаяся
Как саморазвивающаяся система процесс воспитания имеет ряд свойств:
1.Информационный характер процесса воспитания – суть этого свойства в том, что все изменения в психике воспитанника происходят в результате влияний информационного характера.
2.Непрерывно-дискретный характер – непрерывность заключается в том, что воспитательные влияния испытываются воспитанниками не только в момент акта реализации воспитательного действия. Не меньшее значение имеет и возможное действие ("что скажет учитель", "как посмотрят ребята"), а также педагогическое последействие. В этом смысле и понимается обращенное к родителям высказывание А.С.Макаренко о том, что "воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома". С другой стороны, процесс воспитания имеет дискретный характер: исследователь (даже если он непосредственный участник воспитательного процесса) в состоянии зафиксировать только отдельные, ограниченные в пространстве и во времени воспитательные ситуации; целостный процесс им только интерполируется на основе этих ситуаций как опорных точек в непрерывно протекающем процессе.
3.Статистичность воспитательно
4.Многомерность – характеристика процесса воспитания по многим его свойствам, рассматриваемым одновременно, в их взаимосвязи.
5.Иерархичность процесса воспитания означает соподчиненность его структурных компонентов и элементов; оно дополняет свойство статистичности и многомерности. Иерархичность подразумевает существование различных уровней, несводимых друг к другу.
Лекция 2.
Методологические основы процесса воспитания.
1. Дайте
определение понятий «Методика»
Методика – нормативная упорядоченность действий в какой-либо конкретной деятельности, а также ее отражение в форме описания, предписания и представления (деятельностно-праксический аспект методики). С точки зрения гностического аспекта – методика – особый тип знаний об осуществлении деятельности в той или иной сфере. Как результат логически организованного процесса мышления методика существует в сознании как некий образ результативной деятельности.
Методическая система – устойчивое сочетание логически взаимосвязанных результативных способов осуществления педагогической деятельности, подчиненных определенной стратегии и реализуемых в соответствующей практике педагогического взаимодействия. Например, система И.П.Иванова «Методика коллективной творческой деятельности»: Стратегия общей заботы об улучшении окружающей жизни + Тактика содружества старших и младших + Технология коллективной организаторской деятельности = МКТД.
2. Сформулируйте
особенности методики
а) характер – обобщающий (она отражает сущность общей методики организации воспитательного процесса, сущность частной методики организации коллективной творческой деятельности, методики педагогического руководства деятельностью воспитанника, методики индивидуальной работы с воспитанниками; методики организации самоуправления.
б) уровни:
– общая методика – это программа общей организации педагогического процесса как взаимодействие педагогов и учащихся в определенных условиях. Например: методика изучения какого-либо раздела предмета; методика воспитательной работы с классным коллективом; методика воспитательной работы в загородном лагере; методика консультирования;
– частная методика – уровень организации отдельных компонентов, процессов и направлений педагогической деятельности. Это правила и нормы, регулирующие решение частных педагогических или организационно-практических задач. Например: методика организации самообслуживания детей в школе; методика формирования самостоятельности школьников; методика развития речи учащихся; методика формирования биологических знаний;
– конкретная методика – реализуется в конкретных ситуациях и различных формах организации педагогического процесса. Она предусматривает последовательность действий и способов взаимодействия педагогов и учащихся в заданных формах педагогической деятельности. Например, методика проведения урока, методика проведения школьного праздника; методика организации творческих конкурсов.
в) признаки:
– логика организации деятельности;
– стратегия;
– тактика;
– технологичность.
г) свойства:
– деятельностный подход: детерминированность, массовость, избирательность, результативность;
– гностический подход: процессуальность, вариативность, эвристичность, действенность.
3. В чем Вы видите взаимосвязь философского, общенаучного и конкретнонаучного уровней методологии?
Выделяется три уровня методологии: философский, общенаучный и
конкретнонаучный.
Философский уровень методологии является универсальным по отно-
шению ко всем видам теоретической и практической деятельности, по-
скольку определенная философская система, с одной стороны, посредст-
вом своих категорий, понятий, позиций формирует у человека общее пред-
ставление о явлениях окружающего мира, или иначе - мировоззрение, с
другой стороны, дает толчок к ответу на вопрос, как, какими способами и
средствами достичь желаемого результата.
Общенаучный уровень методологии связан с методологией познания
без учета специфики отдельных наук. Именно на этом уровне вырабаты-
ваются принципы творческого осмысления явлений окружающей действи-
тельности, коренных мировоззренческих проблем. Такое осмысление
предполагает наличие сформированности открытого, свободного, непред-
взятого, внутренне полемичного, антиномного мышления, опирающегося
на принцип дополнительности, когда противостоящие точки зрения рас-
сматриваются как равно достойные внимания, имеющие веское, необходи-
мое обоснование.
Опираясь на ту или иную философскую систему и методологию позна-
ния, отдельная наука, исходя из особенностей своего объекта и предмета
исследования, вырабатывает определенную систему знания об их основа-
нии и структуре, о принципах подхода и способах добывания знания, от-
ражающего изучаемую ею область действительности.
Все эти уровни входят в воспитательный процесс. Философский уровень уневерсален по отношению ко всем видам теоретической и практической деятельности, включающий в себя общенаучный уровень, на котором вырабатывается творческое осмысление той или иной науки. Последний конкретно-научный уровень является частью общенаучного.
Взаимосвязь философского, общенаучного и конкретнонаучного уровней методологии я вижу, прежде всего, в том, что все они входят в воспитательный процесс. Кроме того, философский уровень, универсальный по отношению ко всем видам теоретической и практической деятельности, включает в себя общенаучный уровень, на котором вырабатывается творческое осмысление той или иной науки. Последний – конкретнонаучный уровень, является частью общенаучного – здесь вырабатывается определенная система знаний.
4. Каким образом, с Вашей точки зрения, выделенные методологические принципы (антропологический и принцип дополнительности) педагогической деятельности могут способствовать гуманизации воспитательного процесса?
Исходя из антропологического принципа воспитания, учитель ставит в центр своих педагогических усилий человека как целостность. Он принимает ребенка таким, какой он есть, с его проявлениями любви, разочарования, вдохновения. Главной целью воспитания для педагога должна стать культуротворческая функция, для которой будут характерны такие понятия, как: понимание, сопереживание, забота, самоотдача. При этом нужно, чтобы осуществлялся принцип дополнительности, т.е. материализм должен дополнять идеализм, наука – религию, логика – интуицию, высокая духовность – прагматизм и наоборот…
5.Докажите
необходимость системного
Системный подход
предполагает воспитательный процесс
как систему. Личность ребенка должна
развиваться в таком
Лекция 3.
Цели, задачи и содержание процесса воспитания.
1. Объясните,
почему постановка общей
По своему содержанию цели воспитания – это социальные идеи, формулируемые обществом на конкретном этапе его развития (сегодня – человек культуры). Это – ценностное отношение воспитанника к действиям, его позиция. Цель – это идеальный, недостижимый образец, к которому необходимо стремиться. Если цель не установлена, человеку стремиться не к чему, и тогда процесс становится бессмысленным. Именно поэтому постановка общей педагогической цели является важнейшей теоретико-методологической операцией в педагогическом процессе.
2. Определите,
в каком соотношении находятся
цели и задачи воспитания. Выделите
факторы, оказывающие влияние
на постановку задач