Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 21:34, курсовая работа
Предметно-пространственная среда содействует становлению личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развивает индивидуальность, она представляет собой «единый комплекс кинестетических и аудио-визуальных модальностей» (Л.П.Стрелкова), влияющих на самореализацию личности.
Введение
Глава 1 . ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
3. Развивающая среда в ДОУ
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Компоненты и принципы построения развивающей среды, характеристика принципов.
2. Проблемы в организации предметно-развивающей среды
3. Целостная модель построения среды
4. Задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.
Заключение
Эстетические: комплексный подход к оборудованию и окружающей среде помещений; создание эмоционального климата помещения средствами рациональной и красивой планировки, освещения и цветовой отделки; зонирование помещений и художественно-образное, привлекательное решение фрагментов; широкое использование в развивающей среде помещений, высокохудожественных и качественно выполненных помещений станкового, монументально-декоративного и прикладного искусства; разнообразие и эстетическая завершенность уголков природы, композиций из природного материала и озеленение помещений.
Гигиенические: соответствие
кубатуры, площади, естественной освещенности,
вентиляции и теплоизоляции нормативам
и характеру использования
Экономические: определяются утвержденными сметными нормами затрат на строительство, оформление и приобретение инвентаря и пособий для каждого типа дошкольного учреждения.
Также были выдвинуты и другие требования:
Учет психофизиологических факторов.
Учет градостроительных особенностей.
Функциональная
Обеспечение физических параметров жизни человека.
Раскроем эти требования:
Психофизиологические
Учет градостроительных
особенностей. Градостроительные требования
проявляются в выборе места для
постановки здания. Ориентиром здесь
служат замечательные пейзажи, уже
возведенные архитектурные
Функциональная
Обеспечение физических параметров жизни человека. Изучаются способы ограждения от неблагоприятных условий воздействий климата. Выбирают внешнее очертание, взаимное расположение и конструкцию стен, перекрытий с нужной прочностью, долговечностью, теплоизоляционностью и другими свойствами. Строитель защищает жителя от ветра, стужи, дождя или палящего солнца.
Глава 2 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Направление деятельности
и развитие ребенка во многом
зависит от нас, взрослых –
от того, как устроена предметно-
Данная проблема
Сам термин «развивающая
среда» стал очень популярен
и используется многими
Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).
Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук СЛ. Новоселовой.
Развивающая предметная среда
– это система материальных объектов
деятельности ребенка, которая в
свою очередь моделирует содержание
духовного и физического
В данном случае
понятие «предметная среда»
Неудивительно,
что этот мир оказывает свое
формирующее воздействие на
Таким образом, предметно
- пространственная среда —
Особое значение в дошкольных
учреждениях придается
В методологическом плане интерес представляет «теория возможностей» Дж. Гибсона. Гибсон, вводя категорию возможности, подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду. Возможность – мостик между субъектом и средой. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Чем больше и активнее личность использует возможности среды, тем более успешно и активно происходит ее свободное и активное саморазвитие.
Интересно, что человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями. Как подчеркивает Д.ж. Маркович: «Каждый из нас поэтому и человек и среда, что зависит от угла зрения». Особая роль социальной общности как среды человека отмечается также В.В. Рубцовым.
Таким образом, можно выделить
несколько компонентов
На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:
Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями
2. Пространственно-предметный компонент
В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:
3. Психодидактический компонент
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития В.А. Ясвин «Образовательная среда от моделирования к проектированию, М. , 1997). Позже на основе анализа исследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды.
Итак, среда является
основным средством развития
личности ребенка и является
источником его знаний и
Для того, чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований.
С.Л. Новоселова подчеркивает,
что при создании предметной среды
необходимо исходить из эргономических
требований к жизнедеятельности: антропометрических,
физиологических и
В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:
Основные положения
Характеристика принципов построения предметно-пространственной среды, развивающей личность дошкольника
Название принципов |
Их краткая характеристика |
Принцип развития |
Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию. |
Принцип природо-сообразности воспитания |
Соответствие педагогического влияния всего биологической и социальной природе ребенка; понимание сложности внутренней природы ребенка. |
Принцип психологической комфортности |
Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия». |
Принцип взаимодействия |
Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия. |
Принцип доверительного сотрудничества |
Доминантность во взаимодействии на ребенке: открытость, искренность в сотрудничестве; обращение к «смысловым полям» воспитанника; сотрудничество в социально ценной деятельности. |
Принцип диалогического общения |
Диалог как способ самоопределения партнеров по общению; - диалог как способ самообнаружения дошкольником своих смысловых позиций общении; - развивающее содержание общения. |
Принцип взаимного развивающего влияния педагога и ребенка |
Взаимная связь воспитателя и воспитуемого; творческое и духовное взаимообогащение педагога и ребенка в ходе совместной деятельности; установление в общении пространства взаимного личностного роста воспитателя и детей. |
Принцип ненасилия в воспитании |
Отсутствие любых форм насилия над ребенком; обеспечение свободы ребенку в выборе содержания, форм и методов деятельности; преодоление у воспитанника тревожности, страха, чувства неполноценности. |
Принцип приоритетности развития личн.-смысловой сферы ребенка |
Воспитание образованного и культурного ребенка через приобщение к национальным и мировым культурным ценностям; создание гуманных условий для самореализации, самообразования, самовоспитания ребенка; - опора на внутреннюю мотивацию ребенка. |
Принцип культурно-деятельностный |
Развитие природных задатков ребенка в социально ценной и личностно значимой деятельности; - организация деятельности ребенка в пространстве культуры. |
Принцип обучения деятельности |
Овладение метадеятельностью как «деятельности научения учению»; обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей. |
Принцип приоритетности общественного дошкольного образования |
Гуманистический характер содержания
дошкольного образования; адаптивность
системы дошкольного |
Принцип преемственности образования |
Содержательная |
Принцип здоровье-сберегающий |
Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов |
2.Проблемы в организации предметно-развивающей среды
На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, выделим ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.
1. Сохранение и иногда
доминирование традиционного (
2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).
3. Недооценка необходимости
использования разных
4. Непродуманность и
5. Жесткое зонирование
пространства, статичность среды,
что провоцирует снижение
6. Нарушение эстетической
гармонии в оформлении, использование
большого числа не
7. Неумение педагогов
активизировать деятельность
Информация о работе Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка