Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Предметно-пространственная среда содействует становлению личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развивает индивидуальность, она представляет собой «единый комплекс кинестетических и аудио-визуальных модальностей» (Л.П.Стрелкова), влияющих на самореализацию личности.

Содержание

Введение
Глава 1 . ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
3. Развивающая среда в ДОУ
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды

Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Компоненты и принципы построения развивающей среды, характеристика принципов.
2. Проблемы в организации предметно-развивающей среды
3. Целостная модель построения среды
4. Задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

предметно развивающая среда.docx

— 81.52 Кб (Скачать файл)

Эстетические: комплексный подход к оборудованию и окружающей среде помещений; создание эмоционального климата помещения средствами рациональной и красивой планировки, освещения и цветовой отделки; зонирование помещений и художественно-образное, привлекательное решение фрагментов; широкое использование в развивающей среде помещений, высокохудожественных и качественно выполненных помещений станкового, монументально-декоративного и прикладного искусства; разнообразие и эстетическая завершенность уголков природы, композиций из природного материала и озеленение помещений.

Гигиенические: соответствие кубатуры, площади, естественной освещенности, вентиляции и теплоизоляции нормативам и характеру использования помещения; учет психофизиологических особенностей зрительного восприятия и возрастных предпочтений детей при создании разумной и эмоционально насыщенной цветовой среды помещений; прочности, термо- и влагостойкость, не сгораемость, безвредность и отсутствие неприятных запахов покрытий пола, мебели, игрушек. [31, С.101]

Экономические: определяются утвержденными сметными нормами  затрат на строительство, оформление и  приобретение инвентаря и пособий  для каждого типа дошкольного  учреждения.

Также были выдвинуты и  другие требования:

Учет психофизиологических факторов.

Учет градостроительных  особенностей.

Функциональная целесообразность помещений.

Обеспечение физических параметров жизни человека.

Раскроем эти требования:

Психофизиологические требования, в равной мере учитывающие запросы  личности и коллектива. Поэтому необходимо учитывать ряд психофизиологических факторов. Известно, что люди любят  разные краски, что у народов один и тот же оттенок может иметь  не одинаковое, часто противоположное  толкование, что символические цвета  государственных флагов строго регламентированы и с возрастом наблюдаем трансформацию  привычек: дети свойственна подвижность, с годами предпочтение отдается смысловым  играм.

Учет градостроительных  особенностей. Градостроительные требования проявляются в выборе места для  постановки здания. Ориентиром здесь  служат замечательные пейзажи, уже  возведенные архитектурные сооружения. Это требование всегда отличало искусство  зодчих. Зодчие используют любую возможность  контакта природы и создаваемого интерьера. Внешнее и внутреннее пространство переходят одно в другое, взаимно обогащаются.

Функциональная целесообразность помещения, т.е. полное соответствие своему назначению. Это требование должно подчиняться как объемно-планированное решение, так и конструктивное решение. Функциональные назначения здания определяет требования к освещенности, температуре, звукоизоляции, вентиляции, отоплению, водо- и газоснабжению, канализации. Бытовому оборудованию, теле- и радиофиксации, к отделке помещений и благоустройству здания и др.

Обеспечение физических параметров жизни человека. Изучаются способы  ограждения от неблагоприятных условий  воздействий климата. Выбирают внешнее  очертание, взаимное расположение и  конструкцию стен, перекрытий с нужной прочностью, долговечностью, теплоизоляционностью и другими свойствами. Строитель защищает жителя от ветра, стужи, дождя или палящего солнца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

  1. Компоненты и принципы построения развивающей среды, характеристика принципов.

 Направление деятельности  и развитие ребенка во многом  зависит от нас, взрослых –  от того, как устроена предметно-пространственная  организация их жизни, из каких  игрушек и дидактических пособий  она состоит, каков их развивающий  потенциал и даже от того, как  они расположены. Все, что окружает  ребенка, формирует его психику,  является источником его знаний  и социального опыта. Поэтому,  именно мы, взрослые, берем на  себя ответственность создать  такие условия, которые способствовали  бы наиболее полной реализации  развития детей по всем психофизиологическим  параметрам, т.е. организации предметно-пространственной  среды.    

 Данная проблема разрабатывалась  рядом известных психологов и  педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Сековец и др.     

 Сам термин «развивающая  среда»  стал очень популярен  и используется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет  четкого и однозначного определения  в мире науки. 

Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком  смысле.    

 Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).

  Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук СЛ. Новоселовой.

Развивающая предметная среда  – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в  свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

    В данном случае  понятие «предметная среда» выступает  в узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых  ребенок с помощью взрослого  осваивает окружающий мир. Предметно  - пространственная среда предполагает  понимание ее как совокупности  предметов, представляющей собой  наглядно воспринимаемую форму  существования культуры. В предмете  запечатлен опыт, знания, вкусы, способности  и потребности многих поколений.  По словам Леонтьева – главнейшее  условие психического развития  ребенка – присвоение им общественно-исторического  опыта человечества.

    Неудивительно,  что этот мир оказывает свое  формирующее воздействие на все  стороны развития ребенка.   

 Таким образом, предметно  - пространственная среда — составная  часть развивающей среды дошкольного  детства. 

Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой  среде, так как основным видом  деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Понятие  «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей предметной среды».

В методологическом плане  интерес представляет «теория возможностей»  Дж. Гибсона. Гибсон, вводя категорию возможности, подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою жизненную среду. Возможность – мостик между субъектом и средой. Возможность определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Чем больше и активнее личность использует возможности среды, тем более успешно и активно происходит ее свободное и активное саморазвитие.

Интересно, что человек  для другого человека также выступает  как элемент окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями  и действиями.  Как подчеркивает Д.ж. Маркович: «Каждый из нас поэтому и человек и среда, что зависит от угла зрения». Особая роль социальной общности как среды человека отмечается также В.В. Рубцовым.

Таким образом, можно выделить несколько компонентов развивающей  среды:

  1. Социальный компонент.

 

         На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:

Взаимопонимание и удовлетворенность  всех субъектов взаимоотношениями

  • Преобладающее позитивное настроение;
  • Авторитетность руководителей;
  • Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
  • Сплоченность;
  • Продуктивность взаимоотношений.

     2. Пространственно-предметный  компонент

В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Петровского определены главные  требования к «интегральной среде  для всестороннего развития ребенка»:

  • Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
  • Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
  • Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как сос стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

     3. Психодидактический компонент     

 Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития В.А. Ясвин «Образовательная среда от моделирования к проектированию, М. , 1997). Позже на основе анализа исследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды.     

 Итак, среда является  основным средством развития  личности ребенка и является  источником его знаний и социального  опыта.     

Для того, чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом  психолого-педагогических требований. 

С.Л. Новоселова подчеркивает, что при создании предметной среды  необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических  особенностей обитателя этой среды.

В целом, все программы  в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и  обеспечивать:

  • Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
  • Эмоциональное благополучие каждого ребенка; 
  • Интеллектуальное развитие;
  • Создание условий для развития личности;
  • Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

 

     Основные положения личностно  ориентированной модели отражаются  в принципах построения развивающей  среды.

 

 

Характеристика принципов  построения предметно-пространственной среды, развивающей личность дошкольника

 

Название принципов

Их краткая характеристика

Принцип развития

Взаимосвязь всех сторон личностного  развития; целостность личностного  развития; готовность личности к дальнейшему  развитию.

Принцип природо-сообразности воспитания

Соответствие педагогического  влияния всего биологической  и социальной природе ребенка; понимание  сложности внутренней природы ребенка.

Принцип психологической  комфортности

Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника; обеспечение  воспитаннику положительного «эмоционального  самочувствия».

Принцип взаимодействия

Установление глубоких личностных отношений между участниками  педагогического процесса (педагоги, дети, родители); - воспитатель как  равноправный партнер и сотрудник  в процессе взаимодействия.

Принцип доверительного сотрудничества

Доминантность во взаимодействии на ребенке: открытость, искренность в сотрудничестве; обращение к «смысловым полям» воспитанника; сотрудничество в социально ценной деятельности.

Принцип диалогического общения

Диалог как способ самоопределения  партнеров по общению; - диалог как  способ самообнаружения дошкольником своих смысловых позиций

общении; - развивающее содержание общения.

Принцип взаимного развивающего влияния педагога и ребенка

Взаимная связь воспитателя  и воспитуемого; творческое и духовное взаимообогащение педагога и ребенка  в ходе совместной деятельности; установление в общении пространства взаимного  личностного роста воспитателя  и детей.

Принцип ненасилия в воспитании

Отсутствие любых форм насилия над ребенком; обеспечение  свободы ребенку в выборе содержания, форм и методов деятельности; преодоление  у воспитанника тревожности, страха, чувства неполноценности.

Принцип приоритетности развития личн.-смысловой сферы ребенка

Воспитание образованного  и культурного ребенка через  приобщение к национальным и мировым  культурным ценностям; создание гуманных условий для самореализации, самообразования, самовоспитания ребенка; - опора на внутреннюю мотивацию ребенка.

Принцип культурно-деятельностный

Развитие природных задатков ребенка в социально ценной и личностно значимой деятельности; - организация деятельности ребенка в пространстве культуры.

Принцип обучения деятельности

Овладение метадеятельностью как «деятельности научения учению»; обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

Принцип приоритетности общественного  дошкольного образования

Гуманистический характер содержания дошкольного образования; адаптивность системы дошкольного образования  к индивидуальным особенностям детей; гибкое реагирование на социокультурные изменения среды;

Принцип преемственности  образования

Содержательная преемственность  целей, задач, содержания и смысловой  направленности образовательной деятельности; обеспечение личностного развития воспитанника; создание единого культурно-образовательного пространства личностного развития.

Принцип здоровье-сберегающий

Забота о душевном состоянии  ребенка, его психологическом и  физическом благополучии; обеспечение  психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов


 

2.Проблемы в организации предметно-развивающей среды

        На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, выделим ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.

1. Сохранение и иногда  доминирование традиционного (с  ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.

2. Некоторая стихийность  (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).

3. Недооценка необходимости  использования разных материалов  и пособий (в продуманном и  целесообразном сочетании), что может  привести к обеднению детского  опыта. Это проявляется в использовании  преимущественно одного вида  материалов (печатных наглядных  пособий, ограниченного набора  предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).

4. Непродуманность и нерациональная  организация, создание среды не  как целостного пространства, а  как механической суммы зон  и уголков, что дезорганизует  детей, приводит к повышению  тревожности и нарастанию признаков  утомляемости.

5. Жесткое зонирование  пространства, статичность среды,  что провоцирует снижение интереса  дошкольников к ее освоению.

6. Нарушение эстетической  гармонии в оформлении, использование  большого числа не сочетающихся  эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.

7. Неумение педагогов  активизировать деятельность детей  по освоению предметной среды. 

Информация о работе Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка