8. Непонимание изменения
пространства современного ребенка.
Появление новых игрушек и пособий (конструктора
"Лего", трансформеров, коллекционных
кукол), технических приспособлений и
компьютерных приложений (электронных
и роботизированных игрушек, компьютерных
игр), а также изменение способов представления
информации в средствах масс-медиа создают
принципиально отличную от традиционной
и характерной для 60–90х гг. прошлого века
среду. Виртуальная среда часто является
намного привлекательнее для современных
дошкольников. Поэтому необходимо создавать
пространство, интересное современным
детям, спроектированное с учетом их интересов
и субкультуры.
3. Целостная модель
построения среды
Продуманное проектирование
целостной модели построения предметно-пространственной
среды должно включать три компонента:
предметное содержание, его пространственную
организацию и изменение во времени.
К наполнению развивающей
среды (предметному содержанию) относятся:
игры, предметы и игровые материалы,
учебно-методические пособия, учебно-игровое
оборудование.
Следует отметить большое
число выпускаемого промышленностью
разнообразного и качественного
оборудования (сенсорных столов, столов-лабораторий
для экспериментирования, эстетически
привлекательной и динамичной детской
мебели), вызывающего интерес у
современных дошкольников и снискавшего
одобрение у педагогов и родителей.
Но важно не столько их количество,
сколько верный выбор и использование
в педагогическом процессе.
Дети младшего и старшего
дошкольного возраста по-разному
воспринимают игрушки, реагируя на их
художественный образ, внешние свойства,
детали, функциональность. В зависимости
от возраста, опыта детей и должно
варьироваться наполнение и расположение
данных материалов.
Первый шаг в проектировании
среды – определение расположения
центров в группе детского сада.
При этом следует учитывать комплиментарность
и взаимообогащение видов деятельности.
Традиционно организуют центр игры, центр
искусства и творчества, центр грамотности,
включающий в себя книжный уголок и все
игры и оборудование для развития речи
и подготовки ребенка к освоению чтения
и письма, центр науки (познания), куда
входят уголок природы, место для детского
экспериментирования и опытов с соответствующим
оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных
игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный
центр. В ряде случаев в зависимости от
возраста детей и вида учреждения оформляют
центры кулинарии и ручного труда, манипулятивный
центр, центры развития моторики и сенсорного
развития. Модели конкретных центров варьируются
исходя из возрастных возможностей дошкольников,
требований образовательных программ.
Важно, чтобы создаваемые центры строились
на основе интеграции содержания и видов
деятельности. Желательно предусмотреть
возможность трансформации и изменения
расположения некоторых предметов мебели
в центре по мере необходимости с помощью
применения раздвижных перегородок-ширм,
переносных матов, легко передвигаемой
мебели-трансформера, использования пространствообразующих
материалов. Для создания индивидуального
комфорта каждому ребенку должно быть
обеспечено личное пространство: кроватка
со стульчиком, полка в стеллаже, подушечка
или коврик на полу. Для активизации субъектных
проявлений, создания условий для проявления
собственного "Я", развития рефлексии
и самооценки следует обеспечить возможность
демонстрации собственных детских успехов.
Важно создать в группе уютную естественную
обстановку, гармоничную по цветовому
и пространственному решению. Рекомендуется
использовать светлые пастельные тона
для оформления стен, подбирать мебель
естественных оттенков. Желательно, чтобы
предметы мебели гармонировали друг с
другом, были оформлены в едином стиле.
Для активизации эстетических впечатлений
можно использовать различные "неожиданные"
материалы, пособия: плакатную графику,
художественные фотографии, предметы
современного декоративного искусства.
Стоит подчеркнуть необходимость создания
единого пространства детского сада (гармонии
среды разных помещений групп, кабинетов
и залов, дополнительных кабинетов (коридоров
и рекреаций, физкультурного и музыкального
залов, изостудии и театрального зала,
"комнаты сказок" и зимнего сада,
лаборатории и творческих мастерских,
компьютерного класса), участка). Принципиально
неверно прилагать усилия только для оформления
и организации отдельного помещения (мини-музея,
изостудии или лаборатории) или одного
из центров. Не меньше внимания следует
уделить обустройству других помещений.
Данных правил следует придерживаться
и при оформлении пространства участка.
Можно использовать некоторые переносные
элементы: украшенные разноцветные стойки,
рейки, выносные сиденья; элементы декора
бассейна, периметра песочницы, ограждений
деревьев привлекательными узорами (разноцветными
рейками, нарисованными божьими коровками,
бабочками, стрекозами). В канун праздников
предусматривается украшение здания и
прилегающей территории светящимися гирляндами,
небольшими букетиками цветных листьев,
снежинками и мозаиками на окнах.
В процессе проектирования
среды важно продумать варианты
ее изменения. Условно можно выделить
следующие линии:
- времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и изменение организации пространства в течение года);
- освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
- стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и развертывания определенного вида деятельности).
Перечень оборудования,
учебно-методических и игровых материалов
для оснащения ДОУ
Идеи относительно проектирования
предметно-пространственной среды составляют
основу Перечня оборудования, учебно-методических
и игровых материалов для оснащения различных
помещений дошкольного учреждения с учетом
их функционального назначения, возраста
детей и видового разнообразия*.
Представляемые материалы
являются результатом научных исследований
и обобщения педагогического
опыта современных дошкольных образовательных
учреждений, проводимых в 2006 г. под научным
руководством директора Института детства
РГПУ им. А.И. Герцена Н.А. Ноткиной и заведующей
кафедрой дошкольной педагогики А.Г. Гогоберидзе.
Данные исследования осуществлялись в
рамках проекта "Разработка минимальных
лицензионных требований для дошкольных
образовательных учреждений" Федеральной
целевой программы развития образования
на 2006–2010 годы (мероприятие "Совершенствование
государственной системы оценки деятельности
образовательных учреждений и организаций",
задача "Развитие системы обеспечения
качества образования").
Созданию методических рекомендаций,
Перечня оборудования и материалов
предшествовала масштабная работа по
изучению практики современных дошкольных
учреждений. Отличие данных материалов
от существующих разработок и пособий
в том, что предпринята попытка обосновать
модели построения предметно-развивающей
среды и составить перечни оборудования
и пособий не узконаправленного характера
(по видам детской деятельности или возрастам),
а одновременно по нескольким линиям,
что создает целостное видение особенностей
построения предметно-развивающей среды
современного детского сада. Для того
чтобы подчеркнуть специфику используемого
оборудования, обосновать отбор и рекомендации
по использованию пособий, компоновка
перечней материалов и оборудования осуществлялась
одновременно по следующим направлениям:
- возрастные группы. Представлены рекомендации по оснащению среды начиная с 1й группы раннего возраста и заканчивая подготовительной группой детского сада, что позволяет более четко очертить линии преемственности в организации и наполняемости среды каждой возрастной группы;
- основные направления работы детского сада. Оборудование и материалы компонуются по направлениям развития детей (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое). Отдельным блоком представлена игровая деятельность детей как ведущая и составляющая основу педагогического процесса в дошкольном возрасте;
- функциональное назначение помещений детского сада (приведены рекомендации по оснащению и организации групповых помещений (с подробным описанием пространств игровой комнаты, спального помещения, раздевальной, умывальной и туалетной комнат), а также музыкального зала и кабинета музыкального руководителя, физкультурного зала, бассейна, кабинетов психолога, логопеда, медицинского, методического кабинетов, кабинетов дополнительного образования (изостудии, театральной студии, компьютерного класса, экологической лаборатории и др.));
- виды дошкольных образовательных учреждений. При описании перечней оборудования, игрушек и материалов выделены инвариантный (минимальный основной перечень, обязательный для дошкольных образовательных учреждений всех видов) и вариативный (дополнительный) перечни. Основной перечень является достаточным для детских садов. Детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего и комбинированного видов, центры развития могут дополнять основной перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в соответствии с реализуемыми целями и задачами.
Следует отметить, что в
данных рекомендациях представлен
своеобразный минимум – нижняя планка
разнообразия и количества оборудования
и игровых материалов. Понимая
различия в материальных условиях дошкольных
образовательных учреждений разных
регионов, ориентирах построения предметной
среды в разных образовательных
программах, авторский коллектив
стремился создать достаточно реалистичный
перечень оборудования и игровых
материалов. Опытные педагоги заметят
отсутствие в предлагаемых перечнях
некоторых широко используемых в
практике современных детских садов пособий,
материалов, оборудования (например, медиапроекторов,
технических приспособлений).
На протяжении последних
пяти лет данные методические материалы
активно внедряются и апробируются.
Содержащиеся в них идеи и основные
положения регулярно обсуждаются
на семинарах для руководителей
и воспитателей дошкольных образовательных
учреждений.
Нормативные документы
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.124903", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26.03.2003 № 24
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
- Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 <О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье>
- Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек")
Основные критерии
отбора игровых материалов и оборудования
В целях развития
личности и защиты интересов
детей Министерство образования
Российской Федерации совместно
с Художественно-техническим советом
по игрушке подготовило пакет
документов по психолого-педагогической
экспертизе игр и игрушек.
Обязательным требованием,
предъявляемым к игрушкам, является невозможность:
- провоцировать ребенка на агрессивное действие;
- вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);
- провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
- вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Особую педагогическую ценность
имеют игрушки, обладающие следующими
качествами:
- остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень);
- многовариативность;
- обобщенность;
- открытость (возможность придумывать новые задания);
- полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);
- дидактические свойства;
- разнообразие по уровню сложности;
- возможность применения группой детей;
- использование различных фактур;
- методические рекомендации.
Материальная
база должна включать следующие разделы:
I. Оборудование помещений для
создания развивающей среды
II. Игровые средства и оборудование
по основным направлениям развития ребенка:
- оборудование для развития общих движений;
- игровые средства для развития мелкой моторики;
- игровые средства для развития сенсорного восприятия;
- игровые средства для развития мышления;
- игровые средства для развития речи и языка;
- игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
- игровые средства для социально-эмоционального развития;
- игровые средства и материалы для творческого развития;
- игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.
И, наконец, предметная среда
не должна быть самоцелью, было
бы утопией думать, что можно
воссоздать идеальную предметно-развивающую
среду. Это открытая, живая система,
постоянно изменяющаяся в процессе
роста детей. Развивающая среда
является развивающей, если помогает
ребенку осваивать генетические
задачи возраста.
4. Задачи,
которые следует учитывать при организации
предметно-пространственной среды.
Под развивающей предметно-пространственной
средой следует понимать естественную
комфортабельную обстановку, рационально
организованную, насыщенную разнообразными
предметами и игровыми материалами.
В такой
среде возможно одновременное
включение в различную деятельность
всех детей группы. Развивающая
среда способствует утверждению
уверенности в себе, даёт возможность
дошкольнику испытывать и использовать
свои способности, стимулирует
проявление самостоятельности, инициативности,
творчества.
Цель используемых
в работе программ, является –
познавательно-творческое развитие
ребёнка через присвоение им
культурно-исторического опыта,
что способствует наиболее полному
раскрытию и реализации возрастного
потенциала дошкольника, помогает
входить в современный, быстро
меняющийся мир.
На каждом
возрастном этапе выделены приоритетные
образовательные задачи, которые
следует учитывать при организации
предметно-пространственной среды.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Младший возраст – важнейший
этап в развитии ребёнка. Именно в
этот период происходит его переход
к новым отношениям с взрослыми,
сверстниками и с предметным миром.
Обеспечение эмоционально положительного
самочувствия, накопление опыта предметно-познавательной
и коммуникативной деятельности
– главные задачи этого этапа.
- Обстановка в группе создаётся прежде всего как комфортная и безопасная для ребёнка.
- Малыши плохо реагируют на пространственные изменения обстановки – предпочитают стабильность. Поэтому спланировать пространство нужно ещё до их прихода в детский сад.
- У младших дошкольников активно развиваются различные движения; вместе с тем они ещё плохо координированы, поэтому оборудование целесообразно располагать по периметру группы.
- Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания, перелезания, матрас, на котором дети будут прыгать, ползать, лежать.
- Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным и ярким. Менять его надо не реже одного раза в неделю. Не выкладывайте сразу все игровые материалы – в этом случае выбор игр затрудняется, а наведение порядка на полках требует слишком много усилий.
- Все игрушки пособия должны быть доступны для ребёнка – это способствует развитию его активности, самостоятельности.
- Для развития мелкой моторики рук нужно в обстановку включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы. Примеряя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов.
- Малыши проявляют всё более активный интерес к рисованию. Для его поддержания и развития лучше иметь самостирающиеся или восковые доски с палочкой для рисования или рулон белых обоев и восковые мелки (они не пачкают руки, не осыпаются). Для рисования ладошками целесообразно использовать гуашь с добавлением жидкого мыла.
- В исследовательском «рвении» ребёнок может рвать страницы книг. Чтобы этого не происходило, достаточно внести в группу кипу старых журналов, но разместить их подальше от книжного уголка. Запрет на порчу книг и одновременное разрешение рвать журналы помогут решить эту проблему педагогически верно.
- Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах. Малыш может видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид.
- Уголок ряженья позволит изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно.
- Много возможностей для развития детей заложено в игре – экспериментировании. Игры с песком, водой, глиной, красками требуют специального оборудования (ёмкости для переливания воды, мелкие резиновые и плавающие игрушки, водяные мельницы и др., шарики для пинг-понга, камешки, поролоновые губки). Лучше размещать такой уголок ближе к источнику воды, постелить в этом месте пластиковый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды: халатиков, нарукавников, старых папиных рубашек.