Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Предметно-пространственная среда содействует становлению личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развивает индивидуальность, она представляет собой «единый комплекс кинестетических и аудио-визуальных модальностей» (Л.П.Стрелкова), влияющих на самореализацию личности.

Содержание

Введение
Глава 1 . ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
3. Развивающая среда в ДОУ
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды

Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Компоненты и принципы построения развивающей среды, характеристика принципов.
2. Проблемы в организации предметно-развивающей среды
3. Целостная модель построения среды
4. Задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

предметно развивающая среда.docx

— 81.52 Кб (Скачать файл)

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Средний дошкольный возраст  – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению.

    • В развивающей среде активно используется знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий, последовательностей. Придумывать их вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать можно всё и графически, а не только словесно.
    • В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого. Поэтому в группе выделяется место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение.
    • У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности.
    • Предметно-пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами (два – четыре ребёнка).
    • К оформлению игровых мест желательно привлекать самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для магазина, придумать символы для кабинета доктора и пр.
    • Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию. Чтобы избежать конфликтов можно использовать лёгкие ширмы, цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики.
    • С целью обобщения и углубления опыта познания с окружающим миром в группе организуется «сенсорный центр», где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств (музыкальные инструменты, шумовые предметы, картинки, калейдоскопы, флаконы из-под духов – узнавать по запаху и т.д.
    • Для поддержания интереса детей к речи желательно иметь в группе технические средства обучения (проигрыватель или магнитофон, диапроектор).
    • В среднем возрасте усиливается интерес к познанию себя. Этому может содействовать самостоятельное изготовление и размещение в специально выделенном для этого месте плакатов, подборов иллюстраций, фотографий: «Какой Я?», «Я плачу и смеюсь», «Люди такие разные и такие одинаковые».

 

СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

При переходе ребёнка в  старшую и особенно в подготовительную к школе группу меняется его психологическая  позиция: он начинает ощущать себя старшим  среди других детей ДОУ. В этом возрасте важно развивать любые  проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Необходимо воспитывать  гуманное отношение к природному, предметному и социальному миру. Всё это требует постоянного  обращения ребёнка к внутреннему  миру и расширения границ мира внешнего.

  • Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований.
  • Пространство группы желательно разбить на полузамкнутые микропространства (в которых одновременно могут находиться трое-шестеро), поставить стеллажи торцом к стенам, хорошо закрепив их.
  • Необходимо проанализировать жизненный опыт детей и в соответствии с ним подобрать игровые принадлежности.
  • Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись – дети могут самостоятельно выбрать игры.
  • Развивающая среда должна включать коробку с бросовым материалом, пластиковой, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т.п. для изготовления недостающих атрибутов.
  • Для становления режиссёрской игры необходимо место для разыгрывания сюжетов (его можно изготовить из большой коробки), набор игрушечных персонажей, бросовый материал и инструменты, а также схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.
  • Желательно выделить место для экспериментов с использованием технических средств (микроскоп), в группе оставить оборудование для экспериментирования с шарами, водой, природным материалом.
  • Наряду с художественной литературой и в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная  литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников.
  • Для поддержания у дошкольников интереса к школе целесообразно выделить учебную зону. Обстановка в ней должна быть приближена к учебной (столы, расставленные рядами, как парты, школьная доска).
  • У ребёнка необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Например – у каждого своя метка на стене – есть повод для обсуждения: на сколько сантиметров он вырос за месяц, за три месяца, кто растёт быстрее, кто медленнее.
  • Нужно записывать, зарисовывать, делать фотообзор тем, обсуждаемых каждый месяц: «Моя семья», «Что я люблю и не люблю», «Мои друзья», «Моя мечта» и др.
  • Привлекает старших дошкольников и возможность изменить внешний вид. Для этого в группу вносят краски для грима, парички из ниток, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т.п.).
  • В группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры.
  • Неплохо иметь игры, в которых дети конструируют эмоциональные проявления людей, например «Конструктор эмоций» (набор деталей из которых составляется лицо человека. Ребёнок «набирает» лицо человека и определяет его эмоциональное состояние, возраст, пол, характер, составляет творческий рассказ о полученном изображении.)

В детском саду ребёнок  приобретает опыт эмоционально-практического  взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.

 

 

 

 

 

Заключение

            Можно сказать, что исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой вклад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л.Новоселова, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова, Е В.Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А.Петровского, Л.М. Клариной, Л.А.Смывиной, Л.П. Стрелковой и др.  
Отмечу главные на мой взгляд особенности:  
Продуманное проектирование целостной модели построения предметно-пространственной среды должно включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и изменение во времени.  
К наполнению развивающей среды (предметному содержанию) относятся: игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические пособия, учебно-игровое оборудование.  
Следует отметить большое число выпускаемого промышленностью разнообразного и качественного оборудования (сенсорных столов, столов-лабораторий для экспериментирования, эстетически привлекательной и динамичной детской мебели), вызывающего интерес у дошкольников. Но важно не столько их количество, сколько верный выбор и использование в педагогическом процессе.  
Т. Н. Доронова в своей книге «Материалы и оборудование для детского сада» предлагает, чтобы ориентиром для подбора конкретных материалов, независимо от выбранных программ, стали основные виды деятельности ребенка: 
1. игровая;  
2. продуктивная;  
3. познавательно - исследовательская;  
4. двигательная.  
Дети младшего и старшего дошкольного возраста по-разному воспринимают игрушки, реагируя на их художественный образ, внешние свойства, детали, функциональность. В зависимости от возраста, опыта детей и должно варьироваться наполнение и расположение данных материалов.  
Важно создать в группе уютную естественную обстановку, гармоничную по цветовому и пространственному решению. Рекомендуется использовать светлые пастельные тона для оформления стен, подбирать мебель естественных оттенков. Желательно, чтобы предметы мебели гармонировали друг с другом, были оформлены в едином стиле.

    Существует несколько подходов к оформлению предметно-развивающей среды: традиционно организуют центр игры, центр искусства и творчества, центр грамотности, включающий в себя книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, центр науки (познания), куда входят уголок природы, место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный центр.  
   Инновационным подходом в оформлении предметно-игрового пространства в группах раннего возраста становится оформление его по принципу логически выстроенных комплексов. Локальные игровые пространства («зоны») должны сочетаться по направленности детской деятельности. Например, уголок экологического воспитания (природный) может сочетаться с уголком сказок и местом отдыха (релаксации) и т.д. [21]

         В работах О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:  
-комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм;  
-соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;  
-учет всех направлений развития ребенка;  
-разнообразие сред, их рациональное расположение;  
-обеспечение богатства сенсорных впечатлений;  
-обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;  
-обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;  
-доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;  
-создание условий для изменения среды.  
      Цель взрослого в предметной среде содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:  
- обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;  
- формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.

       Поэтому  направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Для осуществления указанных  задач необходимо установить общее  психологическое пространство общения  воспитателя с детьми. Сложность заключается в том, что у каждого ребенка свои представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни дети лучше себя чувствуют на близкой («короткой») дистанции, другие на более «длинной», эти представления могут меняться в зависимости от различных причин: эмоционально-психологического состояния, вида деятельности и др. Поэтому необходимо так планировать помещение, чтобы каждый ребенок мог найти комфортное для его эмоционального состояния место: достаточно удаленное от сверстников или позволяющее ощущать тесный контакт с ними.

Воспитатель и дети должны стать творцами своего предметного  окружения, при этом особую важность обретает принцип развития, представленный стимулами, провоцирующими познавательные интересы ребенка. Очень важно сделать  среду менее унифицированной  и более индивидуальной.

Ребенок не пребывает в  среде, а преодолевает ее, «перерастает»  поскольку становится другим, развиваясь и самореализуясь в ней, а, следовательно, должна меняться вместе с ним и  окружающая среда. Полифункциональность легкая трансформация интерьера - необходимое  условие ее организации. Элементы среды  должны быть добротными и характеризоваться  потенциями к индивидуальному преображению (достраиванию, замене, эстетическому  усовершенствованию в связи с  личными вкусами детей).

Однако, как недостаток стимулирующих  импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка, так и перенасыщенная среда с хаотичной организацией стимулов дезориентирует его. Соответственно, необходим тщательный отбор стимулов, желательно сочетающихся с проводимыми  занятиями с детьми. Таким образом, предметно-пространственная среда  влияет на эмоциональную насыщенность познавательной деятельности; эстетизация среды вызывает желание более глубоко проникать в её сущность, обогащая имманентные потенциалы развития дошкольника и является универсальным средством саморазвития личности.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – 2004. - №6. – С.30-32

2. Артомонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 1995. - №4. – С.37-42  
3. Аттестация и акредетация дошкольных образовательных учреждений. Сборник документов по проведению аттестации и акредетации дошкольных образовательных учреждений / Р.Б. Стеркина. – М.: АСТ, 1996. – 102 с.  
4. Болотина Л.И. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 1997. – 240 с.  
5. . Ветлугина И.А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985. 
6. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С.114-117  
7. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. – 2003. - №12. – С.17-21  
8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение. 1998. – 367 с.  
9. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольника. / Готовимся к аттестации! – СПб.: «Детство – Пресс». 1999.  
10. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 127 с.  
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001. – 416 с.  
12. Красницкая Г. Планирование воспитательно-образовательной работы в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1991. - №4. – С.29-32  
13. Крынцылова Н. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2004. - №9. – С.28-29  
14. Кузнецов С.В. Обновление предметно-развивающей среды // Ребенок в детском саду. – 2004. - №4. – С.58-62  
15. Маханева М.Д. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 1992. - №2. – С.4-6  
16. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно-методический аспект. – М.: Сфера, 2005. – 57 с.  
17. Михайленко Н.Д. Педагогические проблемы руководства и управления развивающей средой // Дошкольное воспитание. – 2003. - №12. – С.3-6

Информация о работе Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка