Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 21:34, курсовая работа
Предметно-пространственная среда содействует становлению личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развивает индивидуальность, она представляет собой «единый комплекс кинестетических и аудио-визуальных модальностей» (Л.П.Стрелкова), влияющих на самореализацию личности.
Введение
Глава 1 . ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе
2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения
3. Развивающая среда в ДОУ
4. Соответствие развивающей среды возрасту детей
5. Требования к формированию и использованию развивающей среды
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1. Компоненты и принципы построения развивающей среды, характеристика принципов.
2. Проблемы в организации предметно-развивающей среды
3. Целостная модель построения среды
4. Задачи, которые следует учитывать при организации предметно-пространственной среды.
Заключение
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Средний дошкольный возраст – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению.
СТАРШАЯ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
При переходе ребёнка в
старшую и особенно в подготовительную
к школе группу меняется его психологическая
позиция: он начинает ощущать себя старшим
среди других детей ДОУ. В этом
возрасте важно развивать любые
проявления «самости» дошкольников:
самооценку, самоконтроль, самопознание,
самовыражение. Необходимо воспитывать
гуманное отношение к природному,
предметному и социальному
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно-пространственной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив.
Заключение
Можно сказать, что исследования предметной
среды ведутся уже давно. Большой вклад
внесли в создание системы развивающих
игрушек и дидактических пособий для детского
сада С.Л.Новоселова, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова,
Е В.Зворыгина и др. В 90-х годах ставится
вопрос о предметно-развивающей среде
в работах В.А.Петровского, Л.М. Клариной,
Л.А.Смывиной, Л.П. Стрелковой и др.
Отмечу главные на мой взгляд особенности:
Продуманное проектирование целостной
модели построения предметно-пространственной
среды должно включать три компонента:
предметное содержание, его пространственную
организацию и изменение во времени.
К наполнению развивающей среды (предметному
содержанию) относятся: игры, предметы
и игровые материалы, учебно-методические
пособия, учебно-игровое оборудование.
Следует отметить большое число выпускаемого
промышленностью разнообразного и качественного
оборудования (сенсорных столов, столов-лабораторий
для экспериментирования, эстетически
привлекательной и динамичной детской
мебели), вызывающего интерес у дошкольников.
Но важно не столько их количество, сколько
верный выбор и использование в педагогическом
процессе.
Т. Н. Доронова в своей книге «Материалы
и оборудование для детского сада» предлагает,
чтобы ориентиром для подбора конкретных
материалов, независимо от выбранных программ,
стали основные виды деятельности ребенка:
1. игровая;
2. продуктивная;
3. познавательно - исследовательская;
4. двигательная.
Дети младшего и старшего дошкольного
возраста по-разному воспринимают игрушки,
реагируя на их художественный образ,
внешние свойства, детали, функциональность.
В зависимости от возраста, опыта детей
и должно варьироваться наполнение и расположение
данных материалов.
Важно создать в группе уютную естественную
обстановку, гармоничную по цветовому
и пространственному решению. Рекомендуется
использовать светлые пастельные тона
для оформления стен, подбирать мебель
естественных оттенков. Желательно, чтобы
предметы мебели гармонировали друг с
другом, были оформлены в едином стиле.
Существует несколько
подходов к оформлению предметно-развивающей
среды: традиционно организуют центр игры,
центр искусства и творчества, центр грамотности,
включающий в себя книжный уголок и все
игры и оборудование для развития речи
и подготовки ребенка к освоению чтения
и письма, центр науки (познания), куда
входят уголок природы, место для детского
экспериментирования и опытов с соответствующим
оборудованием и материалами, центр строительно-конструктивных
игр, центр математики (игротека), физкультурно-оздоровительный
центр.
Инновационным подходом в оформлении
предметно-игрового пространства в группах
раннего возраста становится оформление
его по принципу логически выстроенных
комплексов. Локальные игровые пространства
(«зоны») должны сочетаться по направленности
детской деятельности. Например, уголок
экологического воспитания (природный)
может сочетаться с уголком сказок и местом
отдыха (релаксации) и т.д. [21]
В работах О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой,
М.П.Поляковой раскрываются педагогические
характеристики построения предметно-развивающей
среды:
-комфортность и безопасность обстановки,
выполнение санитарно -гигиенических
норм;
-соответствие развивающей среды образовательной
программе, реализующейся в детском саду;
-учет всех направлений развития ребенка;
-разнообразие сред, их рациональное расположение;
-обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
-обеспечение самостоятельной индивидуальной
деятельности;
-обеспечение возможности для исследования,
поисковой деятельности, экспериментирования;
-доступное расположение предметов и пособий
в соответствии с возрастом детей;
-создание условий для изменения среды.
Цель взрослого в предметной
среде содействовать развитию ребенка
как личности. Это предполагает решение
следующих задач:
- обеспечить чувство психической защищенности
- доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование начал личности (базис личностной
культуры); развитие индивидуальности.
Поэтому направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Для осуществления указанных задач необходимо установить общее психологическое пространство общения воспитателя с детьми. Сложность заключается в том, что у каждого ребенка свои представления о комфортной дистанции взаимодействия: одни дети лучше себя чувствуют на близкой («короткой») дистанции, другие на более «длинной», эти представления могут меняться в зависимости от различных причин: эмоционально-психологического состояния, вида деятельности и др. Поэтому необходимо так планировать помещение, чтобы каждый ребенок мог найти комфортное для его эмоционального состояния место: достаточно удаленное от сверстников или позволяющее ощущать тесный контакт с ними.
Воспитатель и дети должны стать творцами своего предметного окружения, при этом особую важность обретает принцип развития, представленный стимулами, провоцирующими познавательные интересы ребенка. Очень важно сделать среду менее унифицированной и более индивидуальной.
Ребенок не пребывает в среде, а преодолевает ее, «перерастает» поскольку становится другим, развиваясь и самореализуясь в ней, а, следовательно, должна меняться вместе с ним и окружающая среда. Полифункциональность легкая трансформация интерьера - необходимое условие ее организации. Элементы среды должны быть добротными и характеризоваться потенциями к индивидуальному преображению (достраиванию, замене, эстетическому усовершенствованию в связи с личными вкусами детей).
Однако, как недостаток стимулирующих импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка, так и перенасыщенная среда с хаотичной организацией стимулов дезориентирует его. Соответственно, необходим тщательный отбор стимулов, желательно сочетающихся с проводимыми занятиями с детьми. Таким образом, предметно-пространственная среда влияет на эмоциональную насыщенность познавательной деятельности; эстетизация среды вызывает желание более глубоко проникать в её сущность, обогащая имманентные потенциалы развития дошкольника и является универсальным средством саморазвития личности.
Список использованной литературы:
1. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – 2004. - №6. – С.30-32
2. Артомонова О. Предметно-пространственная
среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное
воспитание. – 1995. - №4. – С.37-42
3. Аттестация и акредетация дошкольных
образовательных учреждений. Сборник
документов по проведению аттестации
и акредетации дошкольных образовательных
учреждений / Р.Б. Стеркина. – М.: АСТ, 1996.
– 102 с.
4. Болотина Л.И. Дошкольная педагогика.
– М.: Академия, 1997. – 240 с.
5. . Ветлугина И.А. Эстетическое воспитание
в детском саду. – М., 1985.
6. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего
пространства // Дошкольное воспитание.
– 2004. - №1. – С.114-117
7. Денисенкова Н. Как организовать окружающую
среду (практика развития) // Дошкольное
воспитание. – 2003. - №12. – С.17-21
8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.
Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение.
1998. – 367 с.
9. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию
моделей образовательной среды, способствующей
познавательному развитию дошкольника.
/ Готовимся к аттестации! – СПб.: «Детство
– Пресс». 1999.
10. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход
в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя
детского сада. – М.: Просвещение, 1981. –
127 с.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная
педагогика. – М.: Академия, 2001. – 416 с.
12. Красницкая Г. Планирование воспитательно-образовательной
работы в детском саду // Дошкольное воспитание.
– 1991. - №4. – С.29-32
13. Крынцылова Н. Предметная среда как
пространство социального развития детей
раннего возраста // Дошкольное воспитание.
– 2004. - №9. – С.28-29
14. Кузнецов С.В. Обновление предметно-развивающей
среды // Ребенок в детском саду. – 2004. -
№4. – С.58-62
15. Маханева М.Д. Влияние среды на формирование
и развитие личности ребенка // Дошкольное
воспитание. – 1992. - №2. – С.4-6
16. Маханева М.Д. Индивидуальный подход
к ребенку в ДОУ: Организационно-методический
аспект. – М.: Сфера, 2005. – 57 с.
17. Михайленко Н.Д. Педагогические проблемы
руководства и управления развивающей
средой // Дошкольное воспитание. – 2003.
- №12. – С.3-6
Информация о работе Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка