Предмет «Технология» в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Несмотря на целый ряд проведённых научно – практических конференций самого разного уровня и значительное число публикаций, понятие «качество образования» до сих пор и не имеет чёткого определения. Хотя многие учёные полагают, что качество образования отражается не только в сформированных у обучающихся знаниях, умениях и навыках, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правовом самосознании, белорусской идентичности, духовности и культуре, толерантности, способности адаптироваться в изменяющихся социально – экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности. К этому можно добавить, что внешние мотивы, не связанные с содержанием учебной работы (долга, обязанности, стремления к успеху, изучения ради отметки, из – за страха наказания), способствует включению ученика в учебный труд при условии, если у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате хорошей оценки – цели его познавательных усилий.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая мто разметка.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

При осуществлении  индивидуального подхода к учащимся учителю рекомендуется:

  • сочетать фронтальную и индивидуальную формы обучения;
  • систематически и всесторонне изучать индивидуальные особенности учащихся;
  • осуществлять организацию самостоятельных работ, производительного труда учащихся;
  • проводить индивидуальный текущий инструктаж;
  • использовать индивидуальные беседы и консультации;
  • применять методы программированного обучения;
  • дифференцировать по сложности задания учащимся — любителям техники.

     В заключение необходимо отметить, что каждый из рассмотренных выше дидактических принципов одинаково важен, а осуществление их в практике работы учителя возможно лишь в тесном сочетании и взаимодействии. Важно не только понимать сущность и знать о требованиях, предъявляемых к учебно-воспитательному процессу тем или иным дидактическим принципом, но необходимо умело осуществлять эти принципы в практике обучения и воспитания учащихся. Лишь в том случае, когда педагог пропустит ценности через свои чувства – он  сможет привить их студенту. Только обладающий определёнными ценностными ориентациями учитель способен воспитать высокообразованную, культурную личность школьника, стремящуюся к самовыражению и самореализации.

     Но всегда основной и первостепенной задачей является то, чтобы выпускники средней школы за период учёбы приобрели не только глубокие знания основ наук, но и общетрудовые умения и навыки, необходимые для работы в народном хозяйстве страны, вплотную подошли к овладению определённой профессией.

 

 

 

 

 

 

    1. Тематический план для 6 класса.

                                                                                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                           директор СШ № 6

                                                                                                                            _________ Хамицевич Е.Е.

                                                                                                                           «__» __________ 2004г.

 

 

 

ТЕМА

Количество

часов

 

Тип урока

 

Материально – техническое оснащение

1

Понятие о металлах и 

сплавах. Сортовой прокат.

1

урок приобретения учащимися новых знаний

Дидактический материал, виды чёрных и цветных металлов и их сплавов, сортового проката.

2

Чертежи деталей из сортового  проката.

2

комбинированный

Дидактический материал, виды сортового проката, плакаты, раздаточный материал.

3

Технологический процесс слесарной обработки тонколистового металла.

1

комбинированный

Виды тонколистового металла, наглядные пособия.

4

Контрольно – измерительные  инструменты. Устройство штангенциркуля.

1

комбинированный

Стенды, плакаты, виды контрольно – измерительного инструмента, штангенциркуль.

5

Разметка.

1

комбинированный

Дидактический материал, плакаты, контрольно – измерительный инструмент, заготовки.

6

Разрезание металлов.

2

комбинированный

Дидактический материал, плакаты, ножовка и ножницы по металлу, заготовки.

7

Опиливание.

2

комбинированный

Дидактический материал, плакаты, напильники, заготовки.

8

Назначение и устройство настольного сверлильного станка 2М112.

1

комбинированный

Сверлильный станок 2М112.

9

Сверление отверстий на сверлильном станке.

1

комбинированный

Сверлильный станок 2М112, заготовки, свёрла, тиски, заготовки.

10

Соединение деталей  заклёпками.

2

комбинированный

Дидактический материал, плакаты, виды заклёпок, инструменты для клепания, заготовки.

11

Отделка изделий.

2

комбинированный

Плакаты, виды отделки.

12

Итоговая проверочная работа по разделу «Технология обработки металлов».

1

урок проверки знаний, умений и навыков

Раздаточный материал.

12

Сведения о профессии  слесарь.

1

итоговое занятие

Дидактический материал.

ИТОГО:

18

   

Разработала учитель «Трудового обучения»  _________________ Головач Алла А.

 

  1. Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы.

С этой темой  учащиеся встречаются на протяжении всего периода обучения в мастерских.

По программе  тема «Разметка», на её изучение отдаётся 1 час. Эту тему изучают с четвёртого класса по седьмой, а в 6 классе её изучают в третьей четверти. Изучая эту тему в каждом классе, углубляются знания и совершенствуются умения. Операция разметки довольно часто стоит на первом месте в технологическом процессе слесарной обработки деталей, потому что с этой операции обычно начинается обработка металла.

Данная тема очень тесно связана с последующими темами. На занятиях в мастерских каждый технический объект, производственный процесс должен рассматриваться не сам по себе, а в связи с другими аналогичными объектами, другими процессами, составляющими вместе с ним звенья одной цепочки. Правильность выполнения приёмов и способов обработки материала зависят от этой темы, изготовление любого изделия начинается со знаний, полученных по этой теме. Благодаря этому данная тема является одной из главных тем.

     По степени сложности данная тема не слишком сложная, но она очень важна.

     С самого начала внимание учащихся обращается на необходимость правильно держать линейку, угольник, чертилку и правильно проводить риски. Учащимся рассказывают, к каким последствиям в процессе обработки детали приводят ошибки в разметке - волнистые линии, проведение рисок за несколько проходов. Потом учащихся знакомятся с измерительными и контрольными инструментами: линейка, угольник, циркуль, штангенциркуль, чертилка и другие. Учащиеся узнают не только их составные части, но и осваивают способы работы с ними.

     Овладев начальными умениями разметки, учащиеся переходят к применению указанной операции при изготовлении изделий. Существует насколько способов разметки: по шаблону и по чертежу, по образцу детали. В условиях трудового обучения в школе разметка чаще всего выполняется по чертежу. Поэтому объекты работы следует подбирать так, чтобы сложность задания по разметке постепенно возрастала.

     Сложные контуры разметки бывает  необходимо накернить. При этом  учащиеся допускают типичную  ошибку: неправильно устанавливают  кернер (вершина кернера не совпадает  с линией разметки), делают одно углубление за несколько ударов, а не за один как положено.

     Благодаря этой теме учащиеся:

  • обучаются способам разметки;
  • воспитывается терпение, аккуратность, бережливость, экономия;
  • развивается мышление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Описание рабочего места учителя и учащегося в школьной мастерской.

 

    1. Общие требования к рабочему месту учителя.

    Особое внимание необходимо обращать на оборудование рабочего места учителя, которое должно служить образцом для учащихся.

    Оно  располагается вплотную к передней стенке. Его оборудуют на возвышении 200 мм. Над возвышением 800 мм располагают классную доску. К верхнему краю доски прикрепляют металлические держатели для технологических карт, чертежей и т.д. Под доской на специальных держателях размещают чертёжные инструменты: деревянную линейку длиной 1000 мм, деревянные стандартные угольник и циркуль, а также указку.

    Перед  доской на возвышении устанавливают  письменный стол и верстак.   Верстак и стол учителя размещают на помосте размерами приблизительно 2500X1500X300 мм. Верстак, который состоит из каркаса, изготовленного из сварных труб и угольника. Крышка верстака представляет собой металлическую раму, в которой закреплены доски из древесины твёрдых пород толщиной 30 мм. Сверху крышку покрывают листовым металлом толщиной 1 – 2 мм. Под крышкой верстака размещают два выдвижных ящика, предназначенных для хранения приспособлений и инструментов. Снизу к крышке крепится упор. Фиксаторы закрепляют направляющие трубы крышки в трубах ножек каркаса. Крышка поднимается с помощью винта. На крышке с правой стороны размещают готовальню для разметочного и измерительного инструмента. На левой стороне крышки крепят пюпитр, на котором размещают инструкционные и операционные карты. При необходимости к верстаку может крепиться защитная сетка (например, при рубке металла и т.д.). Для правки и разметки к крышке крепится стальная плита. К верстаку крепятся тиски.

Верстак можно  использовать и как стол при конспектировании пояснений учителя и выполнении графических работ. В некоторых школах верстак учителя делают поворотным, чтобы учащиеся могли рассматривать с разных сторон, как выполнять трудовые приёмы.

    На рабочем  столе должен быть штангенциркуль  с точностью 0,1 мм; слесарная линейка  длиной 500 мм; слесарный угольник; чертилка; кернер; слесарный циркуль; зубила с шириной лезвия 10 и 20 мм; слесарная ножовка; ножницы по металлу ручные; слесарный молоток массой 250 г; слесарная отвёртка; кусачки; киянка для работы по жести; напильники плоский драчевой и плоский личной.

    На рабочем месте учителя необходимо иметь демонстрационный стол с подведенным к нему одно- и трехфазным током и устройством для регулирования напряжения. Электропитание к рабочим местам учащихся и демонстрационному столу целесообразно подавать через электрический щит, который лучше разместить в нише за демонстрационным столом. Этот щит должен иметь общий выключатель, с помощью которого можно снимать напряжение на всех рабочих местах учащихся. Инструментом и инвентарём обеспечивается каждое рабочее место.

    Для  повышения эффективности обучения  необходимо применять средства  наглядности. Ими могут быть  таблицы типографского или ручного  изготовления, щиты и стенды со способами технологических операций, устройства и кинематические схемы станков и другие. Шкаф, находящийся возле классной доски, предназначен для хранения таблиц и учебной технической документации.

    Так,  рекомендуется металлорежущие станки  устанавливать ближе к рабочему  месту учителя, чтобы в случае  опасности он всегда мог оказаться рядом.

 

    1. Перечень оснащения рабочего места учителя при проведении занятия по теме «Разметка».

    Рабочее место учителя состоит из слесарного верстака, стола. На рабочем столе должен быть штангенциркуль с точностью 0,1 мм; слесарная линейка длиной 500 мм; слесарный угольник; чертилка; кернер; слесарный циркуль; слесарный молоток массой 250 г; киянка для работы по жести; заготовки жести для самостоятельных работ учащимся, и инструменты индивидуального пользования.    

    Инструмент  и инвентарь общего пользования желательно иметь в 2 – 3 экземплярах. Заготовки для учащихся и изготовленный учителем наглядный образец, выполненный по технологической карте.

    Кроме того, должен быть некоторый запас комплекты измерительного инструмента, заготовок для замены бракованных и дополнительных заданий учащимся, работающим быстрее остальных.

    Учитель должен иметь и средства наглядности: плакаты со способами разметки, технологическую карту «Разметка оконного угольника».

     Также учитель  должен иметь план и план – конспект урока, журнал 6 класса.

 

    1. Воспитательное значение организации рабочего места учителя.

     Опыт работы новаторов производства убеждает в том, что в правильной организации рабочего места кроются большие резервы для повышения производительности труда. Именно поэтому с первых занятий в мастерских этому вопросу уделяется большое внимание. Умением правильно организовать свое рабочее место характеризуется   в  значительной мере уровень трудовой культуры учащихся.

     Как уже отмечалось, место учителя служит образцом для учащихся.

    Очень важно  прививать учащимся определённые  правила культуры труда: не  приступать к работе, не подготовив  рабочее место, не работать  неисправным инструментом и другое. Эти правила становятся привычками, если учитель от урока к уроку, не ослабляя требований, следит за их выполнением и сам, делая пример учащимся, выполняет их. Учителю следует всегда добиваться того, чтобы каждый ученик доводил свою работу до конца.

Информация о работе Предмет «Технология» в современной школе