Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:15, курсовая работа
Несмотря на целый ряд проведённых научно – практических конференций самого разного уровня и значительное число публикаций, понятие «качество образования» до сих пор и не имеет чёткого определения. Хотя многие учёные полагают, что качество образования отражается не только в сформированных у обучающихся знаниях, умениях и навыках, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правовом самосознании, белорусской идентичности, духовности и культуре, толерантности, способности адаптироваться в изменяющихся социально – экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности. К этому можно добавить, что внешние мотивы, не связанные с содержанием учебной работы (долга, обязанности, стремления к успеху, изучения ради отметки, из – за страха наказания), способствует включению ученика в учебный труд при условии, если у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате хорошей оценки – цели его познавательных усилий.
6.2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы и текущего инструктажа.
Текущий инструктаж проводится в ходе занятия для устранения затруднений, как правило, в индивидуальном порядке, а если одинаковые затруднения и ошибки наблюдаются у многих учащихся, то фронтально со всей группой.
Как бы
подробно и отчётливо мы ни
объясняли, как бы хорошо
Перед тем, как начать работу, учащиеся должны составить технологическую карту по изготовлению оконного угольника. При этом учитель следит за правильностью выполнения, исправляет ошибки.
Затем он раздаёт инструмент для индивидуального пользования, проверяет организацию рабочих мест учащихся и правильно ли закреплена заготовка. Точность разметки зависит от точности применяемого инструмента, поэтому учащихся нужно приучать тщательно, проверять, не повреждены ли кромки инструмента.
С самого начала учащимся выполняют построение различных геометрических фигур. Начинать следует с простейшего задания, которое выполняется как учебное упражнение. Ознакомив учащихся с содержанием операции разметки, применяемым инструментом и вспомогательными материалами, им предлагают подготовить поверхность под разметку, а затем нанести ряд прямых произвольных рисок, ряд параллельных рисок, проходящих через данные точки, ряд рисок, сопряженных под углом, построить простейшие геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник).
С самого начала внимание учащихся обращается на необходимость правильно держать линейку, угольник, чертилку и правильно проводить риски. Учащимся рассказывают, к каким последствиям в процессе обработки детали приводят ошибки в разметке — волнистые линии, проведение рисок за несколько проходов.
На первых порах учащиеся допускают ошибки при откладывании размеров по линейке, начиная отсчет не от нуля, а от единицы. Поэтому необходим тщательный контроль за качеством работы учащихся (уже на первом этапе овладения ими операцией разметки).
Овладев начальными умениями разметки, учащиеся переходят к применению указанной операции при изготовлении изделий по технологической карте. Поэтому объекты работы следует подбирать так, чтобы сложность задания по разметке постепенно возрастала.
Необходимо объяснить учащимся, что начинать следует с разметки от кромки заготовки, а затем переходить к разметке от осевых линий. Научившись построению простых геометрических фигур, учащиеся переходят к нанесению прямых рисок, сопряженных с криволинейными, и после этого — к приемам нанесения криволинейных рисок, сопряженных с криволинейными.
Сложные контуры разметки бывает необходимо накернить. При этом учащиеся тоже довольно часто допускают типичную ошибку: неправильно устанавливают кернер (вершина кернера не совпадает с линией разметки), делают одно углубление за несколько ударов, а не за один, как это положено.
В конце текущего инструктажа учитель принимает выполненные задания. Учащиеся проверяют исправность рабочего инструмента (при неисправностях сообщают учителю) и отдают учителю, начинают уборку мастерской.
6.3.Методические рекомендации по проведению заключительного инструктажа.
Заключительный инструктаж учитель применяет по окончании занятия. Цель его—подведение итогов выполненной работы.
Он проводится в форме беседы и включает разбор и оценку правильности и качества выполнения задания учащимися, разъяснение допущенных ошибок, их причин и путей устранения. После этого выставляются оценки, проверка уборки мастерской, выдача домашнего задания.
К итоговому анализу следует привлечь самих учащихся, предложив объяснить причины отставания в работе или изготовление некачественного изделия.
Подводя итоги работы по изготовлению изделий, рекомендуется сравнить запланированный ход работы с фактическим.
В конце заключительного инструктажа производим уборку мастерской и выдачу домашнего задания.
Система профориентации рассматривается не как отдельное направление педагогической деятельности школы, семьи и общественности, а как органическая часть всей системы подготовки школьников к труду. В этом случае профориентация становится более значимой, содействует их общему трудовому становлению. В ходе изучения основ технологии обработки древесины и металла, электротехнических работ учащихся знакомят с несколькими наиболее массовыми профессиями рабочих этих видов производств. Это ознакомление не должно ограничиваться информацией об условиях и особенностях труда. Надо, чтобы на базе небольшого количества рабочих профессий у школьников было сформировано представление о рабочей профессии вообще, о рабочем как ее носителе, требованиях к нему в условиях научно-технического прогресса. А для этого учащихся надо познакомить с теми качествами личности, которыми в наибольшей степени должны обладать рабочие той или иной профессии, а также с требованиями, предъявляемыми наиболее массовыми профессиями к личным качествам человека: умственным, психологическим, физическим и др.
Важно также научить учащихся правильно сочетать личные интересы и склонности со способностями и возможностями, потребностями народного хозяйства в кадрах.
Чтобы устранить многие сложности, с которыми сталкиваются учащиеся на пути к выбору профессии, учителю необходимо показать, что практически все массовые рабочие профессии создают равноценные условия для развития личности, что все они почетны и нужны. Кроме того, нужно уделить внимание воспитанию у учащихся правильной мотивации выбора профессии. В этом деле должно находить достаточное место осознание ими чувства долга, ответственности перед государством. И наконец, в процессе профориентационной работы важно обеспечить себе Союзников в лице родителей. Данные социологических исследований показывают, что за последние годы роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся заметно возросла. Между тем именно родители часто неправильно оценивают возможности своих детей, ориентируют их исключительно на получение высшего образования. Поэтому с родителями нужно проводить соответствующую работу. Профориентация школьников осуществляется не только на занятиях в мастерских. Из разнообразных форм внеклассной деятельности следует прежде всего назвать экскурсии на предприятия. Здесь в условиях реального производства учащиеся знакомятся с различными массовыми рабочими профессиями, условиями труда рабочих. Каждая экскурсия, предусмотренная учебной программой, должна предусматривать профориентационную цель. Кроме программных экскурсий, желательно проводить дополнительные экскурсии на базовые предприятия для широкого знакомства с профессиями, информация о которых не вписывается в содержание занятий в школьных мастерских.
Процесс трудового обучения важно использовать для привития школьникам правильных представлений о современном рабочем классе и колхозном крестьянстве. Учащиеся должны глубоко осознать то, что рабочий класс в нашей стране — ведущая сила, что из года в год уровень образованности, культуры и профессионального мастерства рабочих повышается, многие из них являются рационализаторами и изобретателями. Из рабочего класса в первую очередь пополняются ряды технической интеллигенции, передовых рабочих избирают в руководящие органы партийных, комсомольских, профсоюзных организаций,
Знакомство школьников с содержанием и условиями труда по различным профессиям достигается при изучении общеобразовательных предметов, в процессе трудового обучения, производственной практики, факультативных, кружковых занятий, общественно полезного труда во внеучебное время, экскурсий, походов, а также благодаря печати, радио, кино, телевидению. Важно, чтобы все эти средства пропаганды профессий были направлены на повышение престижа профессий рабочих и колхозников, чтобы школьники осознали социальную необходимость трудиться в народном хозяйстве.
Для правильного выбора профессии школьники должны иметь хорошую осведомленность о содержании труда по этой профессии, требованиях, предъявляемых ею к работающему, о перспективах в повышении квалификации и т. п.
Эти сведения учащиеся могут получать в процессе трудового обучения. Например, при изучении тракторов, основ агротехники и технологии механизированных работ учащиеся знакомятся с профессиями тракториста-машиниста, машиниста дизельных установок на судах и передвижных электростанциях, с различными водительскими профессиями — водителя автомобиля, тягачей, танков, вездеходов, с профессиями ремонтников тракторов, автомобилей, комбайнов и других сельскохозяйственных машин. При обучении основам животноводства и механизации животноводческих ферм старшеклассники знакомятся с профессией животновода-механизатора и такими специальностями, как оператор машинного доения коров, механизатор кормоцеха, оператор по промышленному откорму скота, тракторист по подвозке и раздаче кормов, очистке помещений и выгулов от навоза, электромонтер и др.
Так, получаемые знания по технике и технологии представляют собой основу для освоения в дальнейшем различных профессий технического труда, особенно связанных с обслуживанием машин, контрольно-измерительных приборов, радиотехнической, химической и т. п. аппаратуры, средств механизации и автоматизации производства, а также с выполнением обработочных, монтажных, сборочных, ремонтных работ.
Производительный труд учащихся является своего рода пробой сил. В нем проявляются умения учащихся применять полученные знания и навыки на практике, квалифицированно выполнять трудовые операции, достигать высокой производительности труда.
В целях лучшей организации профориентационной работы и успешного ее проведения рекомендуется:
намечать заранее профессии и специальности, с которыми необходимо знакомить учащихся при проведении занятий по_той или иной теме учебной программы по трудовому обучению;
давать учащимся сравнительные сведения о технологии работ, выполняемых в школьном кабинете (мастерской), учебном цехе, учебно-производственном комбинате, и о технологических производственных процессах на соответствующих предприятиях;
организовывать и проводить в соответствии с требованиями учебной программы экскурсии на предприятия, в колхозы, совхозы для ознакомления учащихся с техникой, технологией, экономикой и организацией производства, с содержанием и условиями труда по основным массовым профессиям;
знакомить учащихся с мотивами выбора профессии и отдельными требованиями, предъявляемыми ею к человеку;
обращать внимание школьников при выполнении лабораторно-практических и учебно-производственных работ на особенности производственной техники, технологии и деятельности рабочих, а также организации их труда и рабочего места;
наблюдать за индивидуальными особенностями учащихся, их интересами и отношением к выполнению изучаемых видов труда; на этой основе осуществлять профессиональную консультацию и ориентацию на выбор соответствующей профессии;
использовать возможно полнее всю учебно-материальную базу трудового обучения (особенно учебные цехи и комбинаты) для ознакомления учащихся с производством и различными профессиями;
воспитывать у старшеклассников устойчивые интересы к профессии в технических кружках и на факультативных занятиях.
Фактором, усиливающим связь профориентации и трудового воспитания, выступает процесс жизненного самоопределения, который включает в себя формирование мотивационной сферы личности, ее социально ценного жизненного опыта, гармоническое единство намерений, возможностей и способностей в поисках своего места в жизни, в выполнении своих гражданских обязанностей.
СПЕЦИФИКАЦИЯ:
1 – классная доска;
2 – рабочее место учителя - верстак;
3 – стол учителя;
4 – шкаф для наглядных пособий;
5,6 – стеллажи;
7 – шкафы для хранения
инструмента индивидуального
8,9,10,11,12 – токарно-винторезные станки;
13,14,15 – сверлильные станки;
16 – рычажные ножницы;
17 – разметочная плита;
18 – санитарный уголок;
19 –двухместные слесарные верстаки;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Предмет «Технология» в современной школе