Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:15, курсовая работа
Несмотря на целый ряд проведённых научно – практических конференций самого разного уровня и значительное число публикаций, понятие «качество образования» до сих пор и не имеет чёткого определения. Хотя многие учёные полагают, что качество образования отражается не только в сформированных у обучающихся знаниях, умениях и навыках, опыте самостоятельной деятельности и личной ответственности, но и их гражданственности, правовом самосознании, белорусской идентичности, духовности и культуре, толерантности, способности адаптироваться в изменяющихся социально – экономических условиях и самосовершенствоваться в процессе своей жизнедеятельности. К этому можно добавить, что внешние мотивы, не связанные с содержанием учебной работы (долга, обязанности, стремления к успеху, изучения ради отметки, из – за страха наказания), способствует включению ученика в учебный труд при условии, если у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате хорошей оценки – цели его познавательных усилий.
Основная площадь помещения отводится для рабочих мест учащихся. Опыт показывает, что наиболее рационально в рабочей комнате разместить столы разной высоты площадью крышек 500x1200 мм. Рабочие столы размещают следующим образом: первые два стола находятся на расстоянии 1800 мм от передней стенки, второй ряд, составленный из трех столов, - на расстоянии 500 мм друг от друга и 2800 мм от передней стенки. Подобным образом расставляются остальные столы.
_ Рабочие места для учащихся должны удовлетворять ряду требований, главное — они должны обеспечивать полную безопасность при работе. По переднему краю рабочего стола делают прорезь, в которую погружают острые лезвия инструментов. Расположение инструментов и материалов на рабочем столе должно обеспечивать свободный и безопасный доступ к ним. Инструменты в ящике располагают так, чтобы ученик при вынимании их не мог поранить руки.
Рабочее место должно соответствовать росту ребенка. Рабочие столы для учащихся должны удовлетворять следующим эргономическим требованиям: соответствовать росту ученика, обеспечивать симметричное распределение нагрузки, позволять ученику свободно вставать и садиться, снижать нагрузку на конечности с помощью подставок. Ученик должен сидеть за столом или стоять у стола прямо с небольшим наклоном головы вперед. Его плечи должны располагаться параллельно крышке стола, оба локтя в сидячем положении лежать на крышке, ноги опираться на подножку. Расстояние от глаз до крышки стола в сидячем положении должно быть 350 мм. При работе стоя предплечья расположены под небольшим углом по отношению к крышке стола. При работе сидя высота сиденья должна быть такой, чтобы ученик мог выполнять движения с выпрямленным корпусом, опираясь предплечьями на крышку стола. Все рабочие места учащихся располагаются так, чтобы свет падал на них спереди либо слева. Между рядами слесарных верстаков необходимо выдерживать расстояние около 900 мм.
Занимаясь
в мастерских, учащиеся пользуются
различными инструментами и
и весу физическим возможностям учащихся.
Важное место
в организации трудового
Способы хранения инструмента могут быть различными. Они могут хранится в лотке, в укладке, в гнёздах инструментальных шкафов и т.д.
Контрольно-измерительные
инструменты следует
Работа в мастерских сопряжена с опасностью травматизма, если нарушаются правила, обеспечивающие ее безопасность.
Возможность нарушения правил безопасной работы учащимися весьма реальна, так как они зачастую проявляют свойственную своему возрасту беспечность в надежде на то, что «ничего не случится». Необходимо снижать оценку тем учащимся, которые нарушают правила безопасности, связанные с эксплуатацией оборудования и инструментов, правила безопасного выполнения трудовых приемов и др.
На занятиях в мастерских учащиеся работают с помощью различного режущего инструмента, выполняют обработку материалов на станках, монтируют электрические цепи. При этом не исключены случаи травматизма, если не соблюдаются правила безопасной работы. Поэтому обеспечение безопасности учащихся входит в число основных требований к уроку в мастерских. Опыт работы показывает, что там, где учитель уделяет должное внимание правилам безопасности, следит за выполнением их учащимися, не бывает несчастных случаев.
Учитель, с одной стороны, требует от учащихся соблюдения правил безопасной работы, а с другой — устраняет такие факторы, которые могут привести к нарушению этих правил. Например, учащиеся знают, что нельзя пользоваться молотком, если он соскакивает с ручки.
Учебные мастерские оснащаются наглядными пособиями по приемам безопасной работы. Правила по безопасности труда помещают на щитах и вывешивают в таком месте, чтобы к ним можно было легко подойти и прочитать. В мастерских оборудуются аптечка и уголок противопожарной безопасности.
Перед началом урока учитель проверяет исправность оборудования и инструментов, пригодность спецодежды и др.
При изложении нового материала безопасности труда уделяется большое внимание. Учитель разъясняет правила, обеспечивающие безопасную работу в мастерских, демонстрирует приемы, связанные с их выполнением, а затем проверяет, насколько они усвоены учащимися.
В процессе урока учитель непрестанно следит за выполнением учащимися правил безопасности труда и, если обнаруживает, что травила нарушаются, проводит текущий (индивидуальный или групповой) инструктаж, в котором дает анализ допущенных нарушений и строго предупреждает учащихся о необходимости их устранения. Подводя итоги работы, оценивая изделия учащихся, учитель не забывает сказать каждому из них, как выполнялись правила безопасности труда, какие допускались нарушения.
Таким образом, забота о выполнении правил безопасности тру-[а пронизывает весь урок, включая подготовку к нему; это вполне понятно, так как любые успехи в формировании навыков, развитии технического творчества сводятся на нет, если на занятиях в мастерских учащиеся получают травмы.
Подготовка к уроку начинается с работы над учебной литературой. Изучается не только тема по учебнику, но и учебную литературу по основам наук. Это необходимо для того, чтобы учитель был готов ответить на вопросы учащихся, выходящие за рамки программы. Связь между занятиями обеспечивается за счет правильного выбора типов уроков, форм и методов обучения.
При выборе типов занятий исходят из того, что в целом на изложение теоретических сведений отводится не более 25% учебного времени. Поэтому наиболее приемлемым для занятий в мастерских является комбинированный урок, который включает в себя следующие основные элементы: организационный момент, изложение нового материала, инструктаж, самостоятельная работа учащихся, подведение итогов, уборка рабочих мест. Урок по теме «Разметка» - комбинированный урок.
Особого внимания требует подготовка дидактических и технических средств обучения. К дидактическим средствам относятся учебные пособия, альбомы объектов труда, включающие чертежи и учебные технологические карты плакаты, справочники. Практическая работа учащихся осуществляется по учебно-технической документации: чертежам и технологическим картам. Поэтому к уроку по теме «Разметка» должна быть готова технологическая карта «Выполнение оконного угольника». До начала занятий следует самому изготовить изделие по данной технологической карте. Это позволит ему, во-первых, вовремя почувствовать, какие и где могут возникнуть трудности у учащихся, во-вторых, правильно определить норму времени и требования точности, в-третьих, упрочить свой авторитет в глазах школьников.
На занятиях в мастерских используются различные формы организации работы учащихся: фронтальная, бригадная, индивидуальная. Каждая из них имеет свою область эффективного применения. Так, в начале изучения трудовой операции, когда учителю необходимо обеспечить одновременное руководство всеми учащимися, наилучшей формой оказывается фронтальная. Приступая к изготовлению изделий, учащиеся часто выполняют разные задания и в зависимости от этого объединяются в бригады. Учащиеся, которые в силу различных причин опережают одноклассников или отстают от них, получают индивидуальные задания. С точки зрения задач трудового воспитания бригадная форма наиболее предпочтительна. Так как тема «Разметка» не очень сложная и учащиеся с ней справляются то уместнее использовать бригадную форму.
Разработав систему занятий по теме мы переходит к составлению плана урока по теме «Разметка».
Как уже отмечалось, мы используем урок комбинированного типа. Структура его известна. Поэтому кратко остановимся на основных составляющих урока. Качество урока во многом зависит от того, насколько организованно он начнется. Если с первых минут учащиеся не почувствуют требовательности учителя, не осознают себя членами трудового коллектива, перед которым стоят ответственные учебно-производственные задачи, то это может привести к нарушениям дисциплины на уроке, к низкой активности учащихся. Инструктаж проводится с применением беседы, а повторение и закрепление новых знаний органически сочетается с трудовой деятельностью учащихся. Последней уделяем основное внимание, потому что, помогая учащимся овладеть трудовыми приемами и операциями, мы должны вооружить их критериями самоконтроля, позволяющими обучаться с достаточной степенью самостоятельности. Чтобы добиться такого положения, когда все учащиеся будут заняты полезным делом, нужно обеспечить занятие всем необходимым. Кроме того, должен быть некоторый запас комплекты измерительного инструмента, заготовок для замены бракованных и дополнительных заданий учащимся, работающим быстрее остальных. Даже такой заключительный элемент, как уборка рабочего места, может играть важную роль в достижении воспитательных целей урока. Здесь учащиеся приучаются к порядку, им прививаются навыки культуры труда.
Особое внимание надо уделять соблюдению учащимися правил безопасности труда. Эти вопросы должны освещаться в каждом инструктаже учителя. В учебной мастерской должен быть комплект плакатов по правилам безопасности при работе ручными инструментами и на станках.
ТЕМА: Разметка
ЦЕЛИ: Обучить учащихся способам разметки.
Воспитать терпение, аккуратность, бережливость, экономию.
Развивается мышление.
Материально – техническое оснащение: масштабная линейка, чертилка, кернер, разметочные циркули (с дугой и с пружиной), угольник, молоток, учебные плакаты, чёрная жесть, образец готового изделия.
Методы: словесные, наглядные.
Время: 45 минут
ХОД УРОКА.
1. Организационная часть. (2-3 мин)
Приветствие учащихся, осмотр учащихся со стороны ТБ, отметка отсутствующих.
2.Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и целей урока.
2.2. Проверка знаний и умений учащихся по предыдущей теме «Контрольно – измерительные инструменты. Устройство штангенциркуля»
Вопросы для опроса:
1) Какие инструменты
относятся к контрольным
2) Какие инструменты относятся к измерительным инструментам?
3) Из каких
основных деталей состоит
4) Определение
размера по показаниям
2.3. Объяснение
нового материала и показ
1) Для чего необходима разметка?
2) Какой инструмент применяется при разметке изделий из тонколистового металла и сортового проката с криволинейным контуром?
3) Как подготовить заготовку к разметке?
4) Назвать виды циркулей и их применение.
5) Рассказать о последовательности разметки окружности.
6) Назвать основные части кернера. Каким должен быть удар по кернеру?
7) Какие правила безопасности при разметке.
2.4. Закрепление
материала вводного
Вопросы для проверки усвоения:
3. Упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж:
3.1. Упражнения учащихся.
Практическая
работа: Составление технологической
карты и разметка заготовок
для изготовления оконного
3.2. Целевые обходы с проверкой:
Информация о работе Предмет «Технология» в современной школе