Предмет и задачи педагогической науки.Связь педагогики с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, основной целью данной курсовой работы является выявление предмета и основных задач педагогики.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть основные знания педагогики как науки и историю их накопления и формирования;
рассмотреть ее связь с другими науками;
изучить объект и предмет педагогики;
ознакомиться с основными задачами и функциями педагогики, выявить их значение в формировании современного общества.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
Глава I.Педагогика – наука о воспитании………………………………….
1.1 .Общее представление о педагогике как науке…………………..
1.2. Предмет педагогики…………………………………………….
1.3. Задачи педагогики…………………………………………….
1.4. Связь педагогики с другими науками……………………………
Глава II.Выводы
Глава III. Практические рекомендации.
Глава IV. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 749.61 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

         Введение ……………………………………………………………………..                                                                                                  

     Глава I.Педагогика – наука о воспитании…………………………………. 

     1.1 .Общее представление о педагогике как науке………………….. 

         1.2. Предмет педагогики…………………………………………….

     1.3.  Задачи педагогики…………………………………………….                                                      

     1.4. Связь педагогики  с другими  науками……………………………

     Глава II.Выводы

     Глава III. Практические рекомендации.

     Глава IV. Список используемой литературы.   
 
 
 
 
 
 
 
 

         

          Введение

              Воспитание растущего человека как формирование развитой личности 
составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление 
отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно- 
развитой личности в процессе исторического развития общества не 
совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти 
усилия направляются как на создание материальных возможностей, 
объективных социальных условий, так и на реализацию, открывающихся на 
каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного 
совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная 
возможность развития человека как личности обеспечивается всей 
совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

              Педагогические проблемы имеют  большое жизненное и общекультурное  значение. Современному человеку  необходимо владеть информацией  о стилях поведения, о формах  обучения и воспитания, о разных  типах образования, как в своей  стране, так и за рубежом, а  также о приемах эффективного  воспитательного воздействия, о  способах взаимодействия, обусловливающих  сотрудничество и взаимопонимание.  В условиях выбора типа образования  родителям важно иметь целостное  представление о формах обучения  и видах специализированных или  общеобразовательных школ. В эпоху  информационного общества современному  поколению, стремящемуся к постоянному  самосовершенствованию, необходимо  овладеть основными способами  передачи и обмена информацией,  способами коммуникации.

                В наше время пришли к осознанию  того, что образование и воспитание  являются центральными звеньями  в системе, обусловливающей стабилизацию  общества и уровень его культурного  развития.

               Как и любая другая наука, педагогика – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Она обладает определенным объектом и предметом исследования, а также выполняет определенные цели и задачи.

           Конечным результатом любой науки являются знания о сущности и особенностях протекания изучаемых ею явлений. Педагогика как наука о воспитании стремится понять сущность воспитания вскрыть определенные, присущие ему закономерности, и, познав их, оказать определенное влияние на его протекание в интересах человека и всего общества в целом, что говорит об актуальности данной темы на современном этапе развития человечества.

     Таким образом, основной целью данной курсовой работы является выявление предмета и основных задач педагогики.

     Для достижения данной цели поставлены следующие  задачи:

     рассмотреть основные знания педагогики как науки  и историю их накопления и формирования;

     рассмотреть ее связь с другими науками;

     изучить объект и предмет педагогики;

     ознакомиться  с основными задачами и функциями  педагогики, выявить их значение в  формировании современного общества. 
 
 
 
 
 
 
 

          Глава I. Педагогика – наука о воспитании

           1.1.Общее представление о педагогике как науке. 

     Педагогика  как наука представляет собой  совокупность знаний, которые лежат  в основе описания анализа, организации  проектирования и прогнозирования  путей совершенствования педагогического  процесса, а также поиска эффективных  педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни  в обществе. [1, с. 20]

     Общекультурное  и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для  педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах  той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она  имеет длительную историю, неотделимую  от истории человечества.

     Свое  название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение». В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".[2,с.58]

     Нужно отметить, что каждый человек опытным  путем приобретает определенные педагогические знания, устанавливает  некоторые зависимости между  различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые  передавались от одного поколения к  другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах (например, "повторение - мать учения", "яблоко от яблоньки недалеко падает", "век живи - век учись" и т.п.), составивших содержание народной педагогики. Их роль чрезвычайно велика как в жизни общества, отдельной семьи, так и конкретного человека. Они помогают ему вступать во взаимодействие с другими людьми, общаться с ними, заниматься самосовершенствованием, выполнять родительские функции.

     Народная  педагогика, возникнув как ответ  на объективную социальную потребность  в воспитании, обусловленную развитием  трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книг, школ, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального  института и первоначально существовала независимо от них.

     Однако  педагогическая наука в отличие  от житейских знаний в области  воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные  связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько  объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения  в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Научные знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять  педагогическим процессом развития личности. В свое время великий  русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал  от эмпиризма в педагогике, справедливо  отмечая, что недостаточно основываться только на личном, хотя бы и удачном, опыте воспитания. Педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством  в медицине.

     В то же время житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался  из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Именно поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и  воспитании, не отождествлял его с  народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным".[2,с.59]

     Для определения педагогики как науки  важно установить границы её предметной области или ответить на вопрос, что же она изучает. В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление её предмета и объекта.             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 

          

           1.2.Предмет педагогики.

           В определении предмета исследования  педагогики среди специалистов  до сих пор нет единого мнения. В конце XX в. как, ведущая категория для характеристики предмета педагогики выдвинулось образование.  Оно целостно охватывает процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами.

           И.П. Подласый считает предметом педагогики:

-воспитание  как изменение потребностно-ценностной  сферы личности;

-обучение  как изменение норм деятельности;

-развитие - изменение способностей;

-формирование  личности. Здесь понятие "формирование" не предполагает превращения человека лишь в объект посторонних воздействий, поскольку формирует он себя и сам, в частности, в процессе самообразования, самовоспитания, саморазвития.[10, с. 7]

            И.Ф. Харламов уточняет: "Предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса".[7,с.14]

          А.Ф. Протопопов писал еще в 50-е гг.: "Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания".[11, с.318-319]

               Л.Д. Столяренко считает, что  «предметом педагогики является  исследование формирования и  развития человеческой личности  и разработка на этой основе  теории и методики воспитания  как специально организованного  педагогического процесса»[ 12,с.5] и он в своих взглядах поддерживает И.Ф. Харламова.

     В.А. Сластенин утверждает: «Предмет педагогики- это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в  специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). [ 2,с.61]

     Радугин А.А. единодушен с Л.Д. Столяренко и  с И.Ф.Харламовым и считает «предмет педагогики можно обозначить как  исследование процесса целенаправленного  развития и формирования человеческой личности в условиях её воспитания, образования, обучения». [9, с.12]

          С момента своего зарождения и до середины ХХ в. объектами научного и практического и интереса педагогики были дети, учителя, работники дошкольных и школьных учреждений, семья и их участие в подготовке подрастающего поколения к жизни, которые и образовывали объективное поле педагогики. Она исторически родилась и долгое время росла, «окутанная пеленками» такого традиционного подхода, но постепенно стала выпускаться из них. С ХVIII в. в число ее объектов включилась деятельность технических школ (готовящих квалифицированных мастеровых), а с ХIХ в. — и высших образовательных учреждений. В 60-х гг. прошлого века начала интенсивно развиваться педагогика взрослых, прежде всего военных (хотя истоки ее обнаруживаются много раньше), а затем спортсменов, трудовых коллективов, юристов и др.

             Новое время - начало третьего тысячелетия, а также важные события, происходящие в нашей стране и мире, потребовали существенно расширить объектное поле педагогики. Ныне педагогика не может уже оставаться наукой о детстве и школе. Жизнь вынуждает ее расширить поле своих научных изысканий, охватывать все периоды жизни человека, распространять свое педагогическое влияние не только на деятельность специальных педагогических учреждений, но на другие структуры общества, условия и факторы жизни. Педагогика столкнулась с принципиально изменившимися условиями жизни людей силами, оказывающими на них значительное социально-педагогическое влияние. Источники новых «педагогических сил» вышли далеко за рамки семьи и школы. Выпали из-под контроля, плохо поддаются целенаправленному педагогическому усовершенствованию, существенно ослабили силу традиционной школьной и семейной педагогики, комнатных воздействий, повысили роль реалий «педагогики жизни».

Информация о работе Предмет и задачи педагогической науки.Связь педагогики с другими науками