Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:04, курсовая работа
Таким образом, основной целью данной курсовой работы является выявление предмета и основных задач педагогики.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть основные знания педагогики как науки и историю их накопления и формирования;
рассмотреть ее связь с другими науками;
изучить объект и предмет педагогики;
ознакомиться с основными задачами и функциями педагогики, выявить их значение в формировании современного общества.
Введение ……………………………………………………………………..
Глава I.Педагогика – наука о воспитании………………………………….
1.1 .Общее представление о педагогике как науке…………………..
1.2. Предмет педагогики…………………………………………….
1.3. Задачи педагогики…………………………………………….
1.4. Связь педагогики с другими науками……………………………
Глава II.Выводы
Глава III. Практические рекомендации.
Глава IV. Список используемой литературы.
Объектами исследований и практического интереса педагогика становится широкий круг реалий жизни государства, общества: их структуры, субъекты, факторы и условия жизнедеятельности, оказывающие влияние на воспитанность, образованность, обученность, развитость гражданина, цивилизованную (и непременно духовную) самореализацию каждого человека в жизни, на социальные группы общества, прогресса страны и человечества. Такой объект, отвечающий реалиям современности, повышает одновременно социальную значимость и ответственность педагогики в обществе.
Объекты научного и практического интереса педагогики выделяются по наличию у них педагогического качества – свойств и закономерностей педагогической природы (одновременно им могут быть присущи и иные качества, например, биологические, физиологические, психологические, социальные, экономические и др.). Это качество объективно присудить отдельным людям, группам, обществу в целом. Педагогика призвана специально «высвечивать» и обнаруживать объекты и явления одним качеством, исследовать их, создавать систему научных знаний, взаимодействуя с другими науками, изучающуюся со своих позиций.
Предмет педагогики есть везде, где:
осуществляется
образование, воспитание, обучение, развитие
и самоорганизация граждан (независимо
от возраста и социального положения
в педагогических учреждениях и
в процессе труда, семейной жизни);
оказывается
педагогическое влияние на воспитанность,
образованность, обученность, развитость
и самореализацию граждан любых
факторов иной природы (политики, экономики,
права, культуры, искусства, досуга, труда,
быта и пр.) независимо от того, как это
происходит, а также преднамеренно или
стихийно;
существуют
и обнаруживаются результаты (позитивные
или негативные) целенаправленного
или стихийного воспитания, образования,
обучения, развития и самореализации
граждан, влияющие на успехи и недостатки
жизни, труда, поведения людей, сфер
общества, на состояние, развитие, стабильность
и силу государства, на будущее народа.
Имеются
и обстоятельства жизнедеятельности,
которые, не являясь по своей природе
только или по преимуществу педагогическими,
тем не менее, оказывают на отдельных
людей и группы педагогическое воздействие.
Это политика в обществе, экономика,
деятельность государственных органов
и хозяйствующих структур, состояние
правопорядка, уровень безопасности
жизни, культуры и пр. Отстраниться
от их изучения и рассматривать, например,
деятельность школы, педагога изолированно,
в отрыве от них, педагогика не может,
если хочет быть реалистичной и практичной,
а не витать в словесных облаках
абстрактных мудрствований. Поэтому
то, что в этих объектах связано
с воспитанием, образованием, обучением,
развитием, активной самореализацией
людей, оказывает влияние на внутреннюю
жизнь педагогических учреждений, на
успех и просчеты в деятельности
педагогов, общества, государства, требует
пристального внимания педагогики и
относится к ее предмету. Именно
в этой ипостаси раскрывается современная
сущность педагогики, круг научных
и практических проблем, ее значение
и социальная миссия.
Реальным
предметом современной
С
одной стороны наличие в
Можно
заключить, что современная педагогика
– это одна из наук о жизни
людей и общества, не только о
воспитании или образовании, школе,
учителе, учениках, детях, но и о жизнедеятельности
всех граждан в сложившихся общественных
условиях, о педагогическом обеспечении
их жизненного успеха, совершенствование
условий для этого и будущее общества
с помощью воспитания, обучения, образования,
развития и самосовершенствования людей,
их общностей, всего населения [5, с. 51-56].
1.3.Задачи
педагогики.
Педагогическая действительность, находясь вне осознания государством, обществом, педагогами, работниками, гражданами и вне целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и чаще всего неблагоприятно отражается на их жизненном пути, развитии и успехах. Основная цель педагогики — всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных мер по ее совершенствованию.
Новое
время, начало третьего тысячелетия, важные
события, происходящие в нашей стране
и мире, задачи утверждения в жизни
российского общества гуманистических
и демократических идей, прав и
свобод, рыночных отношений, норм жизни
правового государства и
Задачи
педагогики – описание, объяснение
прогнозирование явлений и
Следует
различать теоретические и
•
выяснение закономерностей
•
изучение и обобщение практики, опыта
педагогической деятельности;
• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
• внедрение результатов исследований
в практику преподавания;
•
планирование образования на ближайшее
и отдаленное будущее.
Практическое
же воплощение теории лежит на отдельных
образовательных учреждениях (Интернет-ресурс).
Функции
педагогики – своего рода производные
от ее задач: направления, сферы компетенции,
необходимые для эффективного решения
этих задач. В свою очередь функции
задают программу, содержание и технологию,
определяют условия эффективности
и характер анализа результатов
такого решения [4, с. 26].
Функции
педагогики – аналитическая, прогностическая,
проективно – конструктивная.
Аналитическая
функция характеризует решение
следующих задач педагогической
науки:
1)
теоретическое изучение, описание
и объяснение сущности, противоречий,
закономерностей, причинно –
следственных связей процесса
воспитания;
2)
анализ, обобщение, интерпретация
и оценка педагогического
Прогностическая
функция:
1)
обеспечение научно –
2)
обеспечение эффективного
Проективно
– конструктивная функция:
1)
разработка новых
2)
внедрение результатов
3)
научно – методическое
Проанализировав
функции педагогики легко выделить
и задачи этой науки. Таким образом,
можно выявить определенную классификацию
задач педагогики:
1.Научное
обоснование развития системы образования,
содержания образовательного процесса.
2.Исследование
сущности, структуры, функций педагогического
процесса.
3.Выявление
закономерностей и формирование принципов
процесса обучения и воспитания людей.
4.Разработка
эффективных форм организации педагогического
процесса и методов его осуществления.
5.Разработка
содержания и методик самообразования
и самовоспитания людей.
6.Исследование
особенностей и содержания деятельности
педагога и путей формирования и развития
его профессионального мастерства.
7.Разработка
методологических проблем педагогики,
методик ее исследования, обобщения, распространения
и внедрения опыта обучения и воспитания
(Интернет-ресурс).
Основные
задачи педагогики связаны с конкретизацией
путей создания отвечающей основной
цели педагогики эффективной педагогической
системы работы в обществе, на местах
и с каждым человеком. К ним
относятся:
1)
изучение истории развития
2)
разработка методологии и
3)
создание научной картины
4)
проведение широкомасштабных и
непрерывных исследований по
актуальным педагогическим
5)
развитие педагогического
6)
теоретическая и прикладная
7)
педагогическое
8)
разработка систем
9)
разработка форм, методов, средств
и интенсивных технологий
10)
разработка дифференцированных
педагогических систем работы
с различными возрастными,
Информация о работе Предмет и задачи педагогической науки.Связь педагогики с другими науками