Предмет и задачи педагогической науки.Связь педагогики с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:04, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, основной целью данной курсовой работы является выявление предмета и основных задач педагогики.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть основные знания педагогики как науки и историю их накопления и формирования;
рассмотреть ее связь с другими науками;
изучить объект и предмет педагогики;
ознакомиться с основными задачами и функциями педагогики, выявить их значение в формировании современного общества.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
Глава I.Педагогика – наука о воспитании………………………………….
1.1 .Общее представление о педагогике как науке…………………..
1.2. Предмет педагогики…………………………………………….
1.3. Задачи педагогики…………………………………………….
1.4. Связь педагогики с другими науками……………………………
Глава II.Выводы
Глава III. Практические рекомендации.
Глава IV. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 749.61 Кб (Скачать файл)

               Объектами исследований и практического интереса педагогика становится широкий круг реалий жизни государства, общества: их структуры, субъекты, факторы и условия жизнедеятельности, оказывающие влияние на воспитанность, образованность, обученность, развитость гражданина, цивилизованную (и непременно духовную) самореализацию каждого человека в жизни, на социальные группы общества, прогресса страны и человечества. Такой объект, отвечающий реалиям современности, повышает одновременно социальную значимость и ответственность педагогики в обществе.

             Объекты научного и практического интереса педагогики выделяются по наличию у них педагогического качества – свойств и закономерностей педагогической природы (одновременно им могут быть присущи и иные качества, например, биологические, физиологические, психологические, социальные, экономические и др.). Это качество объективно присудить отдельным людям, группам, обществу в целом. Педагогика призвана специально «высвечивать» и обнаруживать объекты и явления одним качеством, исследовать их, создавать систему научных знаний, взаимодействуя с другими науками, изучающуюся со своих позиций.

               Предмет педагогики есть везде, где: 

     осуществляется  образование, воспитание, обучение, развитие и самоорганизация граждан (независимо от возраста и социального положения  в педагогических учреждениях и  в процессе труда, семейной жизни); 

     оказывается педагогическое влияние на воспитанность, образованность, обученность, развитость и самореализацию граждан любых  факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда, быта и пр.) независимо от того, как это происходит, а также преднамеренно или стихийно; 

     существуют  и обнаруживаются результаты (позитивные или негативные) целенаправленного  или стихийного воспитания, образования, обучения, развития и самореализации граждан, влияющие на успехи и недостатки жизни, труда, поведения людей, сфер общества, на состояние, развитие, стабильность и силу государства, на будущее народа. 

     Имеются и обстоятельства жизнедеятельности, которые, не являясь по своей природе  только или по преимуществу педагогическими, тем не менее, оказывают на отдельных  людей и группы педагогическое воздействие. Это политика в обществе, экономика, деятельность государственных органов  и хозяйствующих структур, состояние  правопорядка, уровень безопасности жизни, культуры и пр. Отстраниться от их изучения и рассматривать, например, деятельность школы, педагога изолированно, в отрыве от них, педагогика не может, если хочет быть реалистичной и практичной, а не витать в словесных облаках  абстрактных мудрствований. Поэтому  то, что в этих объектах связано  с воспитанием, образованием, обучением, развитием, активной самореализацией  людей, оказывает влияние на внутреннюю жизнь педагогических учреждений, на успех и просчеты в деятельности педагогов, общества, государства, требует  пристального внимания педагогики и  относится к ее предмету. Именно в этой ипостаси раскрывается современная  сущность педагогики, круг научных  и практических проблем, ее значение и социальная миссия. 

     Реальным  предметом современной педагогики выступает широкое поле педагогической действительности в государстве, обществе, их структурах, группах, специальных  педагогических учреждениях, труде  к жизни людей, каждого человека, представленное в виде педагогических фактов, закономерностей, механизмов процессов  образования, воспитания, обучения, развития и самосовершенствования. Можно также сказать, что предметом педагогики выступают особенности окружающего мира и человека, взятые для научного рассмотрения в аспекте педагогической деятельности, ее интересов и ответственности. Там, где в действительности существует предмет педагогики, есть и ее специальный научный интерес и социальная ответственность, там она в состоянии и обязана принять конструктивное участие в помощи и поддержке людей, общества и государства. 

     С одной стороны наличие в обществе и жизни людей очевидных реалий педагогической природы (например, педагогических учреждений) определяет ее объект, а  с другой – педагогический взгляд на общество и жизнь людей дополнительно  выявляет другие объекты, которые она  обязана изучать и участвовать  в их совершенствовании. В результате возникает объектно-предметное поле педагогической науки, реальные явления в котором представляют собой педагогическую деятельность в обществе (см. прил., рис.3).Она существует не зависимо от чьего-то признания или непризнания, ее нельзя отменить, закрыть или игнорировать. Она играла и играет важнейшую роль в жизни общества не только сама по себе, но и влияя на качество других сфер и явлений – политических, экономических трудовых, правовых, нравственных, культурных, социально-демографических, и др., что повышает ее социальную значимость и ответственность. Нерешенность многих проблем совершенствования педагогической действительности ныне реально и значительно сказывается на осуществляемых преобразованиях и предпринимаемых мерах. 

     Можно заключить, что современная педагогика – это одна из наук о жизни  людей и общества, не только о  воспитании или образовании, школе, учителе, учениках, детях, но и о жизнедеятельности всех граждан в сложившихся общественных условиях, о педагогическом обеспечении их жизненного успеха, совершенствование условий для этого и будущее общества с помощью воспитания, обучения, образования, развития и самосовершенствования людей, их общностей, всего населения [5, с. 51-56]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3.Задачи педагогики. 

     Педагогическая  действительность, находясь вне осознания  государством, обществом, педагогами, работниками, гражданами и вне целенаправленных, научно-корректных усовершенствований, стихийно, бесконтрольно, исподволь, но ощутимо и чаще всего неблагоприятно отражается на их жизненном пути, развитии и успехах. Основная цель педагогики — всемерно способствовать цивилизованной самореализации каждого человека в  жизни и развитию общества на основе научного познания педагогической действительности, разработки и реализации эффективных  мер по ее совершенствованию.

     Новое время, начало третьего тысячелетия, важные события, происходящие в нашей стране и мире, задачи утверждения в жизни  российского общества гуманистических  и демократических идей, прав и  свобод, рыночных отношений, норм жизни  правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и необходимостью «педагогизации общества, проникновения педагогических идей во все сферы жизни». [5, с. 75-76]  

     Задачи  педагогики – описание, объяснение прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования. 

     Следует различать теоретические и практические задачи педагогики. Педагогика как  наука - решает несколько важных теоретических  задач:  

     • выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;  

     • изучение и обобщение практики, опыта  педагогической деятельности;  

     • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

          • внедрение результатов исследований в практику преподавания;  

     • планирование образования на ближайшее  и отдаленное будущее.  

     Практическое  же воплощение теории лежит на отдельных  образовательных учреждениях (Интернет-ресурс).  

     Функции педагогики – своего рода производные  от ее задач: направления, сферы компетенции, необходимые для эффективного решения  этих задач. В свою очередь функции  задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности  и характер анализа результатов  такого решения [4, с. 26]. 

     Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная.  

     Аналитическая функция характеризует решение  следующих задач педагогической науки:  

     1) теоретическое изучение, описание  и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно –  следственных связей процесса  воспитания;  

     2) анализ, обобщение, интерпретация  и оценка педагогического опыта. 

     Прогностическая функция:  

     1) обеспечение научно – обоснованного  целеполагания, планирования и  развития системы воспитания;  

     2) обеспечение эффективного управления  образовательной политикой.  

     Проективно  – конструктивная функция:  

     1) разработка новых педагогических  технологий (содержания, форм, методов,  средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной  педагогической деятельности;  

     2) внедрение результатов педагогических  исследований в практику;  

     3) научно – методическое обеспечение  управления образовательными структурами. 

     Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки. Таким образом, можно выявить определенную классификацию  задач педагогики: 

     1.Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.  

     2.Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.  

     3.Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.  

     4.Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.  

     5.Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.  

     6.Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.  

     7.Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания (Интернет-ресурс).  

     Основные  задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком. К ним  относятся: 

     1) изучение истории развития педагогического  знания и его использования  в обществе; 

     2) разработка методологии и методики  педагогического познания; 

     3) создание научной картины педагогической  действительности, присущей обществу, жизни и деятельности ею граждан,  и разоблачение антинаучных походов  к воспитанию, образованию, обучению  и развитию. 

     4) проведение широкомасштабных и  непрерывных исследований по  актуальным педагогическим проблемам  и видам целенаправленной педагогической  активности групповых и индивидуальных  субъектов ее, разработка адекватных  педагогических теорий. практических  рекомендаций и содействие их  проведению в жизнь; 

     5) развитие педагогического движения  в обществе для поддержания его педагогической сферы в состоянии, обеспечивающем цивилизованную самореализацию в жизни его граждан и непрерывное прогрессивное развитие его самого; 

     6) теоретическая и прикладная разработка  развернутой многоступенчатой системы  педагогической работы в обществе  и ее структурах для успешной  передачи опыта старших поколений  молодому и младшим, для подготовки  последних к его приумножению, отвечающему современным условиям  и потребностям; 

     7) педагогическое способствование  становлению и совершенствованию  личности граждан всеми средствами, которыми располагает общество, единства, взаимосвязи и преемственности  деятельности педагогических учреждений  и социально-педагогических влияний  субъектов государственного управления, права, экономики, культуры, информации, семьи и др.; 

     8) разработка систем функционирования  педагогических учреждений и  повышение их эффективности в  соответствии с требованиями  времени; 

     9) разработка форм, методов, средств  и интенсивных технологий педагогической  работы по решению задач воспитания, обучения, образования, развития, помощи  в самореализации подрастающего  поколения и граждан; 

     10) разработка дифференцированных  педагогических систем работы  с различными возрастными, профессиональными  иными социальными группами граждан; 

Информация о работе Предмет и задачи педагогической науки.Связь педагогики с другими науками