Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 06:39, курсовая работа
Цель исследования: проверка эффективности педагогических условий развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера.
Гипотеза: развитие представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера будет эффектно, если воспитатель:
- отбирает и предлагает ребенку задания и упражнения с палочками Кюизенера;
- использует задания и игры с палочками Кюизенера в совместной деятельности взрослого с ребенком;
- предлагает задания и дидактические игры с использованием палочек Кюизенера в самостоятельной деятельности детей.
Введение
Актуальность исследования. Современная школа требует от детей не только освоения знаний, но также готовности решать проблемы, открывать новые знания, используя способы познания. Сравнивая, классифицируя, обобщая, ребенок осваивает такие математические связи и зависимости, которые являются основой для понимания математики. Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменением во времени – признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя.
Познавая мир и осваивая математические закономерности, ребенок выполняет различные действия, в результате которых начинает различать свойства и отношения предметов и явлений, количество, величину, форму, пространство, время. В дошкольном возрасте развиваются элементы учебной деятельности, в результате освоения которой ребенок учится действовать по указанию взрослого, а также сам открывает пути решения возникающих перед ним задач. Ребенок учится исследовать, сравнивать, устанавливать соответствия, считать, измерять, комбинировать, группировать, запоминать, рассуждать и объяснять свои действия.
В условиях модернизации дошкольного образования возникает необходимость в поиске таких методов, средств, форм работы с детьми, которые обеспечат освоение ребенком способов, позволяющих ему вместе со взрослым открывать новые математические знания (В. Данилов, Г. Костюк, Л. Кочина, А. Леушина, А. Столяр и др.). В современных документах дошкольного образования подчеркивается, что главное не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность педагога, стремление интенсифицировать темп естественного развития ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысления действий и глубокого их понимания [14].
Вопросы развития у дошкольников представлений и величине предметов рассматривались в работах А. М. Леушиной, Е. И. Щербаковой, А. А. Столяра, А. В. Белошистой, Т. В Тарунтаева, О. Е. Лебедев и др. Авторы подчеркивают, что в основе понимания величины лежит способ соотнесения одной величины с другой, которую характеризуют ка условную мерку. Величина, наряду с другими математическими характеристиками имеет, главным образом цифровое обозначение. Она может уменьшаться, увеличиваться, выстраиваться в сериационный ряд. Основными характеристиками величины, которые осваивают дети дошкольного возраста в процессе математической подготовки являются: относительность, сравнимость и изменчивость. Знакомство с этими характеристиками позволяет ребенку открывать логические связи математических явлений.
Одним из средств развития представлений о величине являются палочки Кюизенера. Педагоги-практики знакомы с данным материалом, но в практической работе с детьми используют нечасто. Причины этого – в недооценке развивающих возможностей этого дидактического материала, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. Поэтому палочки Кюзенера используются в дошкольных учреждениях весьма ограниченно, в основном в игровой практике детей.
Вышесказанное позволило нам обозначить проблему исследования, какие педагогические условия наиболее эффективны для развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера.
Объект исследования: процесс развития представлений о величине у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия использования палочек Кюизенера как средства развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: проверка эффективности педагогических условий развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера.
Гипотеза: развитие представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера будет эффектно, если воспитатель:
- отбирает и предлагает ребенку задания и упражнения с палочками Кюизенера;
- использует задания и игры с палочками Кюизенера в совместной деятельности взрослого с ребенком;
- предлагает задания и
дидактические игры с
Задачи:
Методы исследования: эксперимент, анкетирование, наблюдение, диагностические методики; математическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость работы состоит в определении и экспериментальной проверке педагогических условий развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера. В работе определен и экспериментально проверен комплекс игр и упражнений с использованием палочек Кюизенера, которые можно использовать в практике работы с детьми по развитию представлений о величине.
База исследования: МБУДОУ ЦРР детский сад № 67.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера
1.1. Проблема развития представлений о величине у детей дошкольного возраста в методической и психолого-педагогической литературе
В данном параграфе мы попытаемся выяснить, что понимается под величиной и размером. Нам важно рассмотреть, как развивается представление о величине у детей на протяжении дошкольного возраста.
В большом толковом словаре величина это обобщение конкретных понятий, она включает в себя число, длину, площадь, вес, скорость и т. п. Выбрав одну из величин данного рода за единицу измерения, можно выразить числом отношение любой другой величины того же рода к единице измерения [11]. Отсюда следует, что понятие величина является очень широким.
Более узкое определение можно рассматривается как свойство предмета, которое поддается какой-либо оценке. Оценка величины чаще всего выражается числом [3].
Е. И. Щербакова подчеркивает, что понятие величина в математике рассматривается как основное. Величина – это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число и т. д. Величины бывают:
В работах методистов показано, что величина обладает следующими характеристиками: относительностью, сравнимостью, изменчивостью. Так, величина предмета – это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди однородных. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным и двигательным. При этом чаще всего величина предмета воспринимается одновременно несколькими анализаторами [7].
Другой характеристикой величины является сравнимость. Так, величина предмета, т.е. размер предмета, определяется только на основе сравнения. Нельзя сказать, большой это или маленький предмет, его только можно сравнить с другим. Восприятие величины зависит от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также от величины предмета, с которым он сравнивается [14].
Еще одной характеристикой величины является изменчивость. Изменение величины меняет только размер предмета, при этом содержание и качества предмета не изменяются.
В дошкольном возрасте детей знакомят только с размером предметов. В методической литературе существуют различные трактовки понятия «размер». Так, например, в работах Т. В. Тарунтаевой понятие размер рассматривается через свойства длины, ширины, высоты [26]. Размер предмета определяется посредством измерения и определяется числом.
Таким образом, в нашей опытно-экспериментальной работе под величиной будем понимать относительную характеристику предмета, которая позволяет определить место предмета среди других на основе сравнения данной величины с другой величиной и обозначить результат числом.
Предметом нашего изучения в данном параграфе является развитие представлений о величине у детей дошкольного возраста. В работах методистов подчеркивается, что развитие представлений о величине начинается еще в раннем возрасте и проходит свой путь на протяжении всего дошкольного возраста (А. М. Леушина, А. А. Столяр, Щербакова, З. А. Михайлова, Л. А. Венгер, В. В. Данилова, Л. С. Метплина и др.)
С величиной ребенок сталкивается уже впервые дни своей жизни. Как только он начинает видеть, слышать, понимать, он осознает, что мир, в который он пришел огромный. По мере его роста многие предметы, которые ему казались большими, становятся все меньше.
Само слово величина непонятно многим детям, так как они редко слышат его. Когда внимание детей обращается на размер предмета, воспитатели предпочитают пользоваться словами одинаковый, такой же, которые многозначны (например, одинаковый по цвету, форме, величине), поэтому их следует дополнять словом, обозначающим признак, по которому сопоставляются предметы (найди такой же по величине: длине, ширине, высоте и т. д.) [15].
Второй год жизни характеризуется тем, что ребенок начинает говорить, ходить, овладевает простыми способами действия с предметами. Конечно, он еще не может обойтись без помощи взрослого, но уже гораздо самостоятельнее младенца; у него возникают собственные желания, стремление их выразить, сделать понятными для взрослого.
Дети всё чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями – хватанием и удерживанием предметов, манипулирование ими, передвижением в пространстве. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий.
Дети трехлетнего возраста воспринимают величину предметов не дифференцированно, т.е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Когда им среди нескольких предметов надо найти самый высокий и самый длинный, они, как правило, останавливают свой выбор на самом большом [29].
Четырехлетние дети более дифференцированно характеризуют величину, если эти признаки ярко выражены. Так, наиболее успешно дети определяют длину предмета, поскольку длина преобладает над другими величинами. Большое количество ошибок дети этого возраста делают при определении ширины. Причинами ошибок являются, недостаточно четкая дифференциация ширины от других измерений. Эти трудности приводят к проблемам при обозначении величины словом. Чаще всего дети 3-4 лет по отношению к любым величинам употребляют слова большой и маленький. Но это не значит, что в их словаре отсутствуют более точные слова. Причина этого лежит в том, что взрослые тоже используют неточные слова для обозначения размеров [15].
Вышесказанное подтверждается в педагогических исследованиях Р. Л. Березиной, в которых раскрыты особенности познания ребенком трехмерности объемных предметов. Так, автор подчеркивает, что при определении величин дети допускают следующие ошибки:
- не могут определить
высоту, если она незначительна,
показывают высоту касанием
- ошибаются при выделении длины и ширины, заменяют одну величину другой;
- самое большое количество ошибок допускают при показе ширины и высоты [4].
В 5-6 лет дети уже могут составлять ряды величин не только в наглядно-образном плане, но и по представлению. Дети прибегают к зарисовкам возможного расположения предметов в ряду, схематически изображают последовательности предметов, легко отыскивают пропущенный предмет, могут рассказать о способе расположения предметов в ряду.
То есть, в младшем и среднем возрасте дети определяют размеры предметов их путем непосредственного сравнения, в старшем применяют опосредованный способ сравнения. Меняется и содержание знаний детей о величине и ее измерении. Так, в младшем возрасте дети узнают о возможности сравнивать предметы по размеру, в среднем об относительности размеров, а в старшем об изменчивости и преобразовании величин [30].
А. М. Леушина писала, что к семи годам дети могут использовать условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям; измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр). Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях [15].
Информация о работе Представление о величине у детей старшего дошкольного возраста