Представление о величине у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 06:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проверка эффективности педагогических условий развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера.
Гипотеза: развитие представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера будет эффектно, если воспитатель:
- отбирает и предлагает ребенку задания и упражнения с палочками Кюизенера;
- использует задания и игры с палочками Кюизенера в совместной деятельности взрослого с ребенком;
- предлагает задания и дидактические игры с использованием палочек Кюизенера в самостоятельной деятельности детей.

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 113.93 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы показывают, что большинство детей находится на низком и среднем уровне развития представлений о величине. При обработке результатов исследования мы также заметили, что дети затрудняются в измерении предметов условной меркой. Они часто забывали прикладывать мерку к началу измеряемого предмета, а также отмечать конец мерки, поэтому путались в конечном результате измерения. Также дети ошибаются при построении сериационных рядов, забывают правила построения сериационного ряда.

На третьем этапе констатирующего эксперимента провели наблюдение за деятельностью воспитателя по развитию представлений о величине предметов у детей [Приложение А].

Наблюдение показало, что воспитатель строит обучение в основном фронтально. В процессе работы с детьми активность проявляют не все дети. Воспитатель пытается включить в работу малоактивных детей, однако в связи с тем, что они затрудняются выполнять задания, воспитатель обращается к более способным детям. В процессе своей деятельности она не объясняет детям способы выполнения заданий, а, скорее, подсказывает, как нужно сделать.

Большинство детей не могут приступить к выполнению заданий, потому что не знают правил измерения предметов, а, следовательно, быстро теряют интерес к деятельности. Воспитатель не всегда обращает на это внимания и редко помогает детям вспомнить правила, а подсказывает, привлекает других детей к выполнению данного задания. Поэтому часть детей не осваивает способ измерения.

В процессе обучения воспитатель использует только традиционные методы и средства в процессе развития представлений  о величине. В работе воспитатель часто прибегает к словесному объяснению, показу, дает практические задания для выполнения детьми. В своей деятельности педагог не применяет палочки Кюизенера для развития представлений о величине в данной группе. Для измерения предлагает использовать ленты, как условную мерку, не предлагает детям упражнений на измерение «на глаз». Предлагает выстраивать сериационные ряды, но дети допускают ошибки, не могут объяснить, почему они выполнили задание именно так.

Дети допускают ошибки при употреблении слов обозначающих результат измерения. Они говорят, что одни предмет больше другого,  а не длиннее (короче), шире (уже). Воспитатель не исправляет речевые ошибки детей, а иногда и сама употребляет неточные слова для обозначения величин.

В процессе анкетирования мы попытались выяснить считают ли воспитатели важным развивать представления о величине у детей старшего дошкольного возраста [Приложение Д].

Результаты показали, что все 100% воспитателей понимают важность развития представлений о величине. При ответе на второй вопрос, какова роль развития представлений о величине у дошкольников.  30% воспитателей ответили, что развитие представления о величине заключается в том, что дети активно  участвуют в образовательной деятельности, 70% воспитателей отметили, что развитие представления о величине заключается  в выполнении заданий, задавание вопросов воспитателю. Ответ на третий вопрос, какие представления о величине должны быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста, большая часть (70%) педагогов затруднились при ответе на этот вопрос, остальные (30%) воспитателей считают, что в старшем дошкольном возрасте важно развивать умения измерять предметы с помощью условной мерки, и дать представления об измерении общепринятыми мерами (сантиметр, метр).

Для нас важно было выяснить,  какие методы и приемы воспитатели считают эффективными в работе по развитию представлений о величине. Большинство воспитателей называли объяснения, показ, игровые методы. В ряде  анкет прозвучал метод проблемных ситуаций (40%). В целом (60%) педагоги используют словесные методы, реже практические. На пятый вопрос, какие средства чаще всего используют воспитатели при формировании представлений о величине, 100% воспитателей ответили, что при работе используют дидактические игры, головоломки, блоки Дьенеша. На шестой вопрос используют ли воспитатели в своей работе палочки Кюизенера только в двух анкетах (20%), воспитатели ответили, что используют палочки Кюизенера при работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Вопрос о роли использования палочек Кюизенера в формировании представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста воспитатели затруднил воспитателей. Большинство педагогов не владеют методикой использования палочек Кюизенера, не знают в какой методической литературе почитать методику использования палочек Кюизенера (80%). Только два педагога (20%) ответили, что в процессе использования этого дидактического материала дети лучше усваивают представления о величине. На девятый вопрос, используете ли вы палочки Кюизенера в процессе дидактических игр мы выявили, что педагоги не используют палочек Кюизенера в своей работе. Так, 80% воспитателей ответили, что не используют палочки в дидактических играх. И только 20% из них указали, что используют задания и упражнения с палочками Кьюзенера в индивидуальной работе и в ходе режимных моментов.

На десятый вопрос, какие методы работы с детьми в процессе развития представлений о величине вы считаете наиболее эффективным, воспитатели называли методы проблемных ситуаций, моделирование. При этом, как показывают наблюдения, педагоги чаще дают готовые знания, не считая важным ставить детей в затруднительную ситуацию. Именно поэтому большинство воспитателей (70%) называли традиционные методы, такие как показ, упражнения, объяснение. 30% воспитателей ответили, что эффективным методом для развития представлений о величине является дидактическая игра. При ответе на одиннадцатый вопрос, в какой деятельности лучше развиваются представления о величине, воспитатели выделяли специально организованное обучение. Так, большинство (90%) педагогов ответили, что лучше развивать представления о величине и в непосредственно образовательной деятельности, забывая о том, что образовательная деятельность в ходе режимных моментов дает хорошие результаты. Никто из воспитателей не предлагает родителям использовать дидактические материалы – палочки Кюизенера в работе с детьми дома.

Таким образом, проведённое исследование показало, что воспитатели подходят традиционно к организации работы по развитию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста. Большинство из них, по-прежнему, строят обучение в форме занятий и пытаются развивать представления о величине путем передачи детям готовых знаний. В работе воспитателей редко используются методы проблемных ситуаций, упражнений и другие, практически не используются палочки Кюизенера для развития представлений о величине у дошкольников.

Соответственно и уровень развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста недостаточен. Исследование показало, что дети испытывают трудности в сравнении двух предметов по величине, выстраивании сериационных рядов, измерении линейных величин с помощью условной мерки, точного употребления слов, обозначающих величины и др. Можно предположить о существовании связи между результатами уровня развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста и практикой организации обучения детей математике.

2.3 Организация  педагогических условий развития  представлений о величине у  детей старшего дошкольного средствами  использования палочек Кюизенера

 

В данном параграфе необходимо описать ход формирующего эксперимента.

На первой стадии формирующего эксперимента для успешного развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера нами были выбраны задания и упражнения с учетом возрастных особенностей детей данной группы.

Детям были предложены простейшие упражнения «Знакомство» и «Отгадай-ка». Многие дети хотели участвовать в выполнении заданий самостоятельно. Ира Б., проявляла заинтересованность к упражнениям, она старалась ответить на все вопросы педагога. Быстро находила палочки на глаз, но допускала помарки (Я сравнила все палочки и оказалась, что белая короче всех). Другие дети, Саша Е., Егор Р., и Алина Д., не допускала ошибок в сравнении палочек, задавали вопросы, перебирали палочки Кюизенера. Арина М., сразу отвечала на вопросы, проявляла желания самостоятельно выполнить задания. На первой стадии эксперимента  воспитатель предложила поиграть с палочками по своему усмотрению, дети были полностью поглощены в деятельность. Они старались сравнить каждую палочки с другими. Многие дети выкладывали из палочек Кюизенера различные предметы: паровозики, дорожки, человечки и т. д.  Сравнивали их между собой сначала на глаз, а затем с помощью условной мерки, так, Миша М., спорил с Данилом С., о том, чей паровоз длиннее, а чей короче.

На второй стадии педагог предложила детям выполнить усложненные задания «Кораблик»; «Лестница» и «Лес». Эти упражнения дети старались выполнять безошибочно. София К. включилась в деятельность вместе с детьми, хотя и допускала ошибки при выполнении заданий (забыла, что измерение нужно начинать от края корабля), но после маленькой подсказки исправилась и самостоятельно довела начатое дело до конца.  Так, Алие А., проявила свои навыки в измерении при выполнении упражнения «Лестница». Она выполняла его безошибочно (У Кати лестница выше, чем у меня, потому что у нее больше палочек). Арина М., внимательно слушала, как воспитатель объясняла задания, когда что-то было не понятно, задавала дополнительные вопросы педагогу. С интересом повторяла правила измерения предмета с помощью условной мерки. Задание не вызывали у нее затруднений, она выполнила их с первого раза и без ошибок.

Егор Р. при выполнении упражнения «Лес» измерял деревья и проговаривал не только их высоту, но и правила измерения (Дерево которое построил Леша выше, чем у Лены, потому что в первое дерево входит три красные палочки, а во вторе – две). Данил С. при выполнении заданий не допустил ни одной ошибки в измерении условной меркой, перестал путаться в обозначении результата измерения (использовал слова длиннее, а не больше). Труднее всего детям далось задание «Кораблик», так как у детей возникло непонимание того, что необходимо выделить длину и ширину кораблика одновременно. Но после небольшой подсказки педагога они смогли разобраться, что им  нужно измерить длину и ширину корабля, чтобы узнать какие из корабликов меньше, а какие больше. Были и такие  дети, которые справились с этим заданием без труда. Так, Юля П. не только выполнила задание без ошибок, но и построила дополнительные кораблики  и использовала разные мерки для их измерения.

На третьей стадии детям были предложены задания и дидактические игры с палочками Кюизенера в самостоятельной деятельности. Задания «Печенье»; «Строим ворота» и «По порядку стройся». Здесь дети с удовольствием выполняли задания, их не смущало, что задания были более сложными, чем раньше. Они «пекли» печенья, тщательно отмеряя каждую часть. Игра детей «По порядку стройся» потребовала от них точного соблюдения правил в процессе  определения места палочек в ряду при упорядочивании по длине. Данное упражнение не вызвало у детей трудностей. Они с легкостью выстраивали сериационный ряд не только по длине, но и по высоте. Детям настолько понравилось действовать с палочками, что они играли в него чаще остальных, внимательно следили за результатом построения ряда.

Многие дети самостоятельно занимались с палочками Кюизенера, придумывали свои игры и задания. Например, Леша Н., Егор Р., Алина Д., строили мосты, а потом сравнивали их, у кого мост самый длинны, а у кого самый короткий, измеряя их условной меркой.

Катя Г., играла в игры, предложенные воспитателем, но больше всего ей удавались упражнения, в которых нужно было измерять предметы с помощью предмета заместителя, а также строить сериационные ряды. Она раскладывала палочки от самой длинной к самой короткой и наоборот, а потом строила из палочек поезд (Она поясняла: все вагончики одинаковые. В их длину входит 5 голубых палочек, а локомотив длиннее вагончиков, потому что в нем 8 палочек).

Палочки Кюизенера позволяют облегчить процесс развития у дошкольников представлений о величине, детям нравится действовать с палочками и выполнять игровые упражнения. Использование этого дидактического материала позволило педагогу достичь положительного результата даже в работе с детьми, которые были отнесены в группу с  низким  уровнем развития представлений о величине предметов.

 

2.4 Сравнительный анализ результатов исследования

 

В данном параграфе проведем анализ результатов, получаемых в ходе исследования. Цель контрольного этапа является проверка эффективности особенности использования палочек Кюизенера в процессе развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.

При обработке результатов контрольного исследования мы применили те показатели и критерии, которые описывали в методике.

В результате наблюдения за детьми на контрольном этапе исследования все дети были разделены на три уровня развития: высокий, средний, низкий [Приложение Б].

Высокий уровень – Катя Г., выполняла упражнения правильно (Без труда измеряла предметы с помощью условной мерки). Леша Н., и Алия А., составляли сериационные ряды, не допускали ошибки в заданиях на сравнения предметов на глаз.

Средний уровень – дети допускали ошибки. Саша Е., допустил ошибку в раскладывании полосок «Я не знаю, как разложить ряд от самой длинной к самой короткой», выполнил задание только при помощи воспитателя. Лена М., не допускала ошибок, но не могла объяснить, почему конечный результат измерения получился именно такой.

Низкий уровень – София К., отказалась выполнять задания: «Я все равно не знаю как».

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4. Результаты контрольного исследования

 

Этап исследования

Уровень

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

Абсолютное

число

%

Абсолютное число

%

Высокий

12

80

5

34

Средний

2

14

7

46

Низкий

1

6

3

20

Информация о работе Представление о величине у детей старшего дошкольного возраста