Представление о величине у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 06:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проверка эффективности педагогических условий развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера.
Гипотеза: развитие представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера будет эффектно, если воспитатель:
- отбирает и предлагает ребенку задания и упражнения с палочками Кюизенера;
- использует задания и игры с палочками Кюизенера в совместной деятельности взрослого с ребенком;
- предлагает задания и дидактические игры с использованием палочек Кюизенера в самостоятельной деятельности детей.

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 113.93 Кб (Скачать файл)

Набор содержит 241 палочку; каждая папочка делается из дерева и представляет собой прямоугольный параллелепипед с поперечным сечением, равным 1 кв. см. В наборе содержатся палочки десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, то есть длиной в сантиметрах. Близкие друг другу по цвету, палочки объединяются в одно «семейство», или класс. В работе с дошкольниками можно использоваться упрощенный вариант набора цветных палочек, содержащий 144 палочки; в нем белых палочек 36, а остальных – по 12 каждого цвета.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений. Палочки Кюизенера могут использоваться для выполнения диагностических заданий. (Отсюда и определение палочек как универсального дидактического материала.) [21].

Р. А. Непомнящая и З. А. Михайлова писали, что палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным особенностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В  мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками Кюизенера позволяет перевести практические внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии [20].

В работе В. П. Новиковой и Л. И. Тихоновой указанно, что с математической точки зрения палочки  это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В нем множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного практического исследования»). Их называют «числами в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения [21].

В. А. Кузьмина считает, что эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками Дьенеша), а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно – познавательной деятельности ребенка [13].

В работах Е. А Носовой подчеркивается, что палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах детского сада. Средствами палочек Кюизенера можно решать разные задачи в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности, вне занятий, в совместной деятельности взрослого с ребенком, а также в самостоятельной деятельности ребенка. Упражнения с палочками можно проводить индивидуально или с  небольшими подгруппами. Применение палочек в процессе фронтальных форм работы не рекомендуется [23].

Р. А. Непомнящая писала, что задания и упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Можно использовать палочки Кюизенера в упражнениях, предусматривающих перебор возможных вариантов решения задач: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д., «вагонов», измерение одной и той же палочкой – меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками – палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т. д. [20].

В работах методистов подчеркивается важность целесообразного отбора игр и упражнений для работы с детьми по развитию математических представлений. Так, в работе В. П. Новиковой к основным принципам отбора игр и упражнений с палочками Кюизенера относятся: соответствие игр и упражнений  задачам развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста. Необходимо предлагать детям игры и упражнения, которые по сложности не превышают возможности детей, т. е. учитывать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста [21].

В работах А. К. Бондаренко, А. М. Леушиной  выделяется значение индивидуального подхода при выборе  дидактических игр и упражнений для решения задач математического развития дошкольников.

В данном параграфе нам необходимо остановиться не только на принципах отбора игр и упражнений для работы с детьми  по математике, но и на организации совместной деятельности взрослого с ребенком по использованию палочек Кюизенера в работе по развитию у них представлений о величине.

Специалисты утверждают, что педагогу важно предлагать ребенку простейшие упражнения, цель которых познакомить детей с палочками Кюизенера и научить ребенка использовать их для измерения,  построения сериационных рядов и др. Педагог, объясняет правила выполнения заданий, тем самым привлекая детей к рассуждению и использованию палочек Кюизенера в повседневной деятельности. В совместной деятельности воспитателя с ребенком необходимо напоминать детям  о правилах измерения условной меркой, при этом вначале дети сами проговаривают правила, если  задание вызывает  затруднение, то воспитатель задает наводящие вопросы, подсказывает. В процессе работы воспитатель может усложнить или упростить какое либо из заданий. Такого рода изменения будут зависеть от готовности детей выполнять то или иное упражнение, которая может быть достигнута путем использования игровых методов и форм работы. 

Важно также  предлагать ребенку выполнение более сложных заданий.  В методике математики дошкольников сделан акцент на индивидуальном подходе, учете возможностей ребенка. Практически все задания требуют усложнения или упрощения в соответствии с их освоением в процессе основной работы.

В работах  В. П. Новиковой и Л. И. Тихоновой подчеркивается необходимость индивидуальной работы с ребенком, в ситуациях затруднений при выполнении  упражнений. Такую работу авторы рекомендуют вести ежедневно. Важно чтобы задания дублировались, что позволяет ребенку справиться с трудностями и перейти к более ложным заданиям [20].

Таким образом, активное использование игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера способствует успешному развитию представлений о величине. К наиболее эффективным педагогическим условиям развития представлений о величине у детей дошкольного возраста средствами использования палочек  Кюизенера относят: отбор и упражнения с использованием палочек Кюизенера; упражнения с палочками Кюизенера в совместной деятельности педагога с ребенком и самостоятельной деятельности детей.

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера 

 

2.1. Методика опытно-экспериментального  исследования

 

В данном параграфе мы попытаемся определить задачи опытно-экспериментальной работы и подробно описать методику исследования.

Для проверки гипотезы нами были определенны следующие задачи:

  1. Выявить уровень развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Определить особенности деятельности педагога по развитию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Организовать педагогические условия развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами палочек Кюизенера.
  4. Провести сравнительный анализ результатов исследования.

 

Констатирующее исследование

 

Для решения первой задачи проведем наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста в самостоятельной деятельности.

Цель: выявить уровень развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.

Ход проведение:

Наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности в ходе режимных моментов [Приложении А].

Обработка результатов: (см. диагностику ниже)

 

Таблица 1. Результаты диагностики [Приложение Б].

 

Ф.И Ребенка Критерии

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма

Уровень

             

 

Таблица 1. Результаты диагностики 

 

Этап исследования

Уровень

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

Абсолютное

число

%

Абсолютное число

%

Высокий

       

Средний

       

Низкий

       

 

Для решения первой задачи будем использовать диагностические задания.

Цель: выявить уровень развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.

Ход проведения:  детям предлагается выполнить четыре задания [Приложении В]:

  1. «Завяжем кукле бантик»
  2. «Чья коробочка?»
  3. «Разложи и расскажи о длине и ширине полосок»
  4. «Угадайте, кто выше (ниже) ростом»

Обработка результатов исследования:

Для обработки результатов исследования нами были выделены критерии:

    1. Устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру.
    2. Развивать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
    3. Развивать глазомер, уметь находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) по образцу и равные ему.

Для оценки уровня развития представления о величине используем 3х балльную систему оценки:

1 балл – ребенок не может устанавливать размерные отношения, затрудняется систематизировать предметы, не может самостоятельно располагать их в порядке возрастания и убывания, сравнивает два предмета с помощью условной мерки, но допускает ошибки, с трудом находит предметы на глаз. Часто просит помощи у педагога, задает вопросы.

2 балла  –  ребенок иногда допускает ошибки, устанавливая размерные отношения, систематизирует предметы, затрудняется при расположении их в порядке возрастания и убывания, сравнивает два предмета с помощью условной мерки, умеет находить предметы на глаз. При затруднении выполнения заданий просит помощи у воспитателя, исправляет ошибки после подсказки.

3 балла – ребенок устанавливает размерные отношения, систематизирует предметы, располагает их в порядке возрастания и убывания, сравнивает два предмета с помощью условной мерки, умеет находить предметы на глаз. Не нуждается в помощи педагога, выполняет задания и упражнения самостоятельно, без подсказок.

Определение уровня развития:

От 4 до 6 баллов – низкий уровень.

От 7 до 9 баллов – средний уровень.

От 10 до 12 баллов – высокий уровень.

 

Таблица 2. Результаты диагностики [Приложение Г].

 

Ф.И Ребенка Критерии

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма

Уровень

             

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Результаты диагностики

 

Этап исследования

Уровень

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

Абсолютное

число

%

Абсолютное число

%

Высокий

       

Средний

       

Низкий

       

 

Для решения второй задачи проведем наблюдение за деятельностью воспитателя [Приложение А].

Информация о работе Представление о величине у детей старшего дошкольного возраста