Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 06:39, курсовая работа
Цель исследования: проверка эффективности педагогических условий развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера.
Гипотеза: развитие представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера будет эффектно, если воспитатель:
- отбирает и предлагает ребенку задания и упражнения с палочками Кюизенера;
- использует задания и игры с палочками Кюизенера в совместной деятельности взрослого с ребенком;
- предлагает задания и дидактические игры с использованием палочек Кюизенера в самостоятельной деятельности детей.
В результате диагностический заданий на контрольном этапе исследования все дети были разделены на три уровня развития: высокий, средний, низкий [Приложение Г].
Дети стали лучше работать с условной меркой, без труда выстраивали сериациооные ряды, практически не допускали ошибок в размерных отношениях, правильно выполняли задания и упражнения. Большинство детей не обращались за помощью к воспитателю. Даже при возникновении трудностей дети сами исправлялись, не прося ни у кого помощи.
Высокий уровень – Дети, например, Данил С., Катя Г., и Лена М, все задания выполнили без ошибок, не обращались за помощью, объясняли все свои действия. Например, Алина А., рассказывала, почему она разложила полоски именно так, а не иначе «Я сравнила полоски по длине и ширине, и у меня получился такой ряд».
Средний уровень – Алина Д. допустила ошибку в выборе коробки (перепутала коробку утенка и цыплёнка), после подсказки воспитателя исправила ошибку. Настя Б., Ошиблась в раскладывание полосок (перепутала красную и зеленную полоску), а так же затруднилась в расставлении детей по росту (сказала, что Петя среднего роста)
Низкий уровень – София К. допускала ошибки во всех заданиях. Не правильно измерила ленту (так же не знает правил измерения), перепутала весь сериационный ряд (перепутала все полоски в ряду, а именно коричневую с красной, зеленую с желтой. А так же не смогла объяснить, почему разложила полоски именно в этой последовательности), не исправила ошибки после наводящего вопроса.
Таблица 4. Результаты контрольного исследования
Этап исследования Уровень |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Абсолютное число |
% |
Абсолютное число |
% | |
Высокий |
11 |
73 |
5 |
33 |
Средний |
3 |
20 |
8 |
54 |
Низкий |
1 |
7 |
2 |
13 |
Исходя из результатов, представленных в таблице, мы видим, что уровень развития представлений о величине у детей изменился в обеих группах. Однако в экспериментальной группе показатели значительно выше, чем в контрольной. Дети, входящие в экспериментальную группу стали лучше устанавливать размерные отношения, с легкостью сравнивают два предмета по величине с помощи третьего и объясняли свои ответы, легко справлялись с измерением линейных величин с помощью условной мерки.
Для сравнения результатов констатирующего и контрольного исследования приведем свободную таблицу.
Таблица 4. Сравнительная таблица результатов констатирующего и контрольного исследования
Уровень |
Констатирующее исследование |
Контрольное исследование | ||
Экспериментальная группа % |
Контрольная группа % |
Экспериментальная группа % |
Контрольная группа % | |
Высокий |
13 |
20 |
73 |
34 |
Средний |
53 |
53 |
20 |
53 |
Низкий |
34 |
27 |
7 |
13 |
Как мы видим, из вышеприведенной таблицы результаты констатирующего исследования отличаются от результатов контрольного исследования, особенно отчетливо эти отличия проявляются при сравнении экспериментальных групп на констатирующем и контрольном этапе исследования. После формирующего исследования большинство детей экспериментальной группы контрольного исследования показали высокий результат. Дети освоили правила измерения, с легкостью устанавливали размерные отношения, систематизировали предметы, располагает их в порядке возрастания и убывания, стали пользоваться словами «выше – ниже», «шире – уже», «длиннее – короче», без труда сравнивали два предмета с помощью условной мерки, умело находили предметы на глаз. Не просили помощи, самостоятельно справлялись с заданиями.
Так большинство детей экспериментальной группы перешли на средний уровень и высокий уровень развития представлений о величине, т. е. замечена положительная динамика развития представлений о величине предметов у детей.
В контрольной группе тоже замечена положительная динамика развития, однако результаты контрольного этапа изменились незначительно. У детей контрольной группы по-прежнему проявлялись трудности при выполнении заданий на сравнение величин, построение сериационных рядов, использование новой терминологии при анализе свойств величины и др.
Вышесказанное свидетельствует об эффективности, разработанной нами методики в которой работа по развитию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста строилось в процессе использования игр и упражнений с палочками Кюизенра.
Заключение
Дипломная работа посвящена актуальной теме развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера. В свете требований современной школы проблема подготовки к обучению школе особенно актуальна. В дошкольном возрасте закладываются основы освоения математики, в частности, развития представлений о величине.
В теоретической части нашей дипломной работы мы опирались на труды известных методистов в области дошкольного воспитания, которые отмечали необходимость обучения детей математике, начиная с дошкольного возраста. Особое место в их трудах занимают вопросы ознакомления с различными свойствами величины, построения сериационных рядов, сравнения величин, измерения общепринятыми мерами (А. М. Леушиной, Л. С. Метлиной, А. А Столяра, Т. В. Турунтаевой, Е. И. Щербаковой).
В дипломной работе определили, что величина это относительная характеристика предмета, которая позволяет определить место предмета среди других на основе сравнения данной величины с другой величиной и обозначить результат числом. Одним и видов деятельности, позволяющих определить величину, является измерение. Одним из эффективных средств развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста являются палочки Кюизенера. Это универсальный дидактический материал, который способствует успешному развитию представлений о величине, так как палочки представляют собой пластмассовые бруски, каждый из которых размером отличается от другого на единицу. Единицей является первая белая палочка, которая разное количество раз помещается в каждую палочку.
В опытно-экспериментальной части провели констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
На констатирующем этапе мы выявили, уровень развития представлений о величине у детей дошкольного возраста и определяли особенности работы педагога по развитию представлений о величине у детей. Большинство детей в контрольной и экспериментальной группе были отнесены к низкому и среднему уровням развития представлений о величине. Детям испытывали трудности при измерении условной меркой, построении сериационных рядов. У многих детей возникли трудностей в устанавливании размерных отношений. Работа по развитию представлений о величине в данной группе ведется не достаточно.
Воспитатели подходят традиционно к организации работы по развитию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста. Большинство из них, по-прежнему, строят обучение в форме занятий и пытаются развивать представления о величине путем передачи детям готовых знаний. В работе воспитателей редко используются методы проблемных ситуаций, упражнений и другие, практически не используются палочки Кюизенера для развития представлений о величине у дошкольников.
На формирующем этапе мы осуществляли проверку гипотезы: развитие представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста средствами использования палочек Кюизенера будет эффектно, если воспитатель: отбирает и предлагает ребенку задания и упражнения с палочками Кюизенера; использует задания и игры с палочками Кюизенера в совместной деятельности взрослого с ребенком; предлагает задания и дидактические игры с использованием палочек Кюизенера в самостоятельной деятельности детей. Нами были выбраны задания и упражнения с учетом возрастных особенностей детей данной группы. Задания вводились в три этапа: ознакомление, обучение и закрепление. Для закрепления детям были предложены игры и упражнения для самостоятельной деятельности.
На контрольном этапе мы проверили эффективность организованной нами работы по развитию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюиенера. В результате диагностики на контрольном этапе исследования было замечена положительная динамика развития представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста. Дети перешли с низкого и среднего уровня развития на более высокий, тем самым увеличилось количество детей отнесенных к среднему и высокому уровню развития. В проявлениях детей произошли изменения: дети с легкостью устанавливали размерные отношения, систематизировали предметы, располагает их в порядке возрастания и убывания, без труда сравнивали два предмета с помощью условной мерки, умело находили предметы на глаз, не просили помощи, самостоятельно справлялись с заданиями.
Исходя из этого и основываясь на результатах нашего исследования, можно заключить, что гипотеза подтвердилась, выбранная методика формирующего эксперимента эффективна.
Список литературы
Информация о работе Представление о величине у детей старшего дошкольного возраста