Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 02:56, дипломная работа
С 2010 – 2011 учебного года обучение в начальной школе осуществляется по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основной образовательной программы начального общего образования. В нём несколько разделов. В первом разделе подчёркивается самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования, отмечается, что в основе стандарта – системно-деятельностный подход, который, в частности, предполагает, развитие личности обучающегося полноценно владеющего устной и письменной речью, на основе усвоения универсальных учебных действий.
Введение______________________________________________________________
Глава Ι Лингвометодические основы работы по развитию речи младших школьников_________________________________________________________________________
§ 1. Понятие о речи и её развитии_________________________________________
§ 2. Виды речи, их характеристика________________________________________
§ 3. Требования к речи учащихся_________________________________________
Глава ΙΙ. Влияние способа проведения подготовительной работы перед написанием изложения учащимися на количество и качество речевых ошибок_______________________
§ 1. К вопросу о классификации речевых ошибок младших школьников_________
§ 2. Виды речевых ошибок учащихся третьего класса, их причины и способы предупреждения________________________________________________________________
§ 3. Педагогический эксперимент и его результаты__________________________
Заключение____________________________________________________________
Библиографический список______________________________________________
Введение______________________
Глава Ι Лингвометодические
основы работы по развитию речи младших
школьников____________________
§ 1. Понятие о речи и её развитии______________________
§ 2. Виды речи, их характеристика________________
§ 3. Требования к речи учащихся______________________
Глава ΙΙ. Влияние способа проведения подготовительной работы перед написанием изложения учащимися на количество и качество речевых ошибок_______________________
§ 1. К вопросу о классификации речевых ошибок младших школьников_________
§ 2. Виды речевых ошибок учащихся
третьего класса, их причины и способы
предупреждения________________
§ 3. Педагогический эксперимент
и его результаты____________________
Заключение____________________
Библиографический список________________________
С 2010 – 2011 учебного года обучение
в начальной школе
Развитие личности младшего школьника, владеющего устной и письменной речью, осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений, одним из которых является изложение. Как показывает школьная практика, в процессе выполнения письменных изложений учащиеся допускают различные ошибки, в том числе и речевые. Изучение их имеет немаловажное значение, потому что именно ошибки представляют тот фактический, объективный, поддающийся точной количественной обработке материал, который очень много говорит о закономерностях речевого развития учащихся, о трудностях, которые испытывают дети в процессе письма изложений.
Известны отдельные
Однако, в процессе написания ими изложений в определённом классе, то таких данных нами не обнаружено.
Сказанное и обусловило выбор темы дипломной работы – «Предупреждение речевых ошибок в письменных изложениях – необходимое условие развития речи младших школьников».
Практически обучение письму изложений начинается в 3 классе, поэтому работу по предупреждению речевых ошибок в письменных изложениях учащихся необходимо начинать с 3-го года обучения. Анализ письменных изложений учащихся третьего класса свидетельствует о том, что речевые ошибки – частое явление в их письменных работах.
Основная область исследования связана с изучением учебного предмета «Русский язык», входящего в центральную предметную область начального общего образования «Филология».
Объект исследования – речевые ошибки младших школьников в письменных изложениях учащихся третьего класса.
Предмет исследования – способы предупреждения речевых ошибок учащихся третьего года обучения в письменных изложениях.
Цель данной работы – на основе анализа речевых ошибок в письменных изложениях учащихся 3 класса и причин ошибок определить способы их предупреждения.
В качестве основных задач можно назвать следующие:
– выявить и расклассифицировать речевые ошибки учащихся третьего года обучения в письменных изложениях;
– проверить влияние способов (устный пересказ, наличие плана, опорные слова) предупреждения речевых ошибок в письменных изложениях на их количество и качество;
– разработать способы предупреждения речевых ошибок.
Гипотеза: из названных способов предупреждения речевых ошибок в письменных изложениях учащихся третьего класса наиболее эффективно влияние способа проведения подготовительной работы.
При написании дипломной работы были использованы такие методы исследования, как
- изучение методического наследия;
- теоретический анализ психологической, учебной, методической и лингвистической литературы;
- изучение письменных изложений учащихся третьего года обучения;
- педагогический эксперимент.
Экспериментальная работа была проведена в двух школах МБОУ «СОШ п. Оротукан» и МБОУ «НОШ п. Ягодное» Магаданской области.
Практическое значение исследования: материалы данной работы могут быть использованы учителями начальных классов, а также студентами педагогического факультета при изучении учебной дисциплины теорий и методики преподавания русского языка.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения, в конце дан библиографический список.
Глава Ι. Лингвометодические основы работы по развитию речи
§1. Понятие о речи и её развитии
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребёнок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает не пассивно, а активно – в процессе своей практики.
Речь – это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями; с другой, - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а следовательно. Невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребёнок, ни взрослый человек. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
Второе условие любого речевого высказывания – это наличие содержания, материала, т.е. того, о чём нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
Чёткость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений, и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной. Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного развития речи – это вооружение школьников средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, т.е. необходимо создать для них хорошую речевую среду.
Следовательно, методическим
условием развития речи учащихся является
создание широкой системы речевой
деятельности: с одной стороны, восприятие
хороших образцов речи, достаточно
разнообразных и содержащих необходимый
языковой материал, с другой, - создание
условий для собственных
Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.
Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определённых ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.
Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма – важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением дети овладевают особенностями письменной речи.
Третья задача школы – это совершенствование культуры речи учащихся, доведение её до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.
Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя и учащихся, с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием как общей, «большой» перспективной цели, так и частных, «малых» целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по развитию речи.
В развитии речи отчётливо выделяются четыре направления: работа над звуком, работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).
Лингвистической базой для первых трёх направлений служат фонетика, лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис. Что же касается связной речи, то она опирается на теорию текста (лингвистику текста), логику, теорию литературы.
Указанные четыре линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа даёт материал для работы над предложением; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря и т. д.
Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: последовательностью упражнений, их перспективностью, разнообразием упражнений и умением подчинить разнообразные виды упражнений общей цели. Каждое новое упражнение связывается с предыдущими и готовит учащихся к последующим, в то же время, подчиняясь общей далёкой цели, вносит что-то новое, обеспечивающее движение вперёд.
Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь – это речь, облеченная в звуки или в графические знаки, обращенная к другим; внутренняя речь – это не произнесённая и не написанная речь, это «мысленная речь», она обращена к самому себе. Внутренняя речь лишена чётких грамматических форм, она оперирует главным образом понятиями – отдельными знаменательными словами и целыми блоками, сочетаниями слов. На уровне внутренней речи протекает усвоение новых знаний, решение задач, обдумывание материала и подготовка к устным и письменным высказываниям.
Школа развивает не только внешнюю, но и внутреннюю речь учащихся. Детей учат читать про себя и на уровне внутренней речи усваивать материал, про себя решать различные задачи (в том числе по языку), а главное – подготавливать свои высказывания, как устные, так и письменные.
Детям даётся задание подготовиться к сообщению на предложенную тему, подумать, о чём следует рассказать, какие слова употреблять, подготовить предложения для рассказа. Школьник мысленно составляет предложения, мысленно «проговаривает» их, а затем произносит или пишет.
Внешняя речь рассчитана на
восприятие другими людьми. Поэтому
она представляется как двусторонняя
деятельность и предусматривает
наличие двух сторон: «отправителя»
и «получателя» речевых сигналов.
«Отправитель» говорит или