Предупреждение речевых ошибок в письменных изложениях – необходимое условие развития речи младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 02:56, дипломная работа

Краткое описание

С 2010 – 2011 учебного года обучение в начальной школе осуществляется по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основной образовательной программы начального общего образования. В нём несколько разделов. В первом разделе подчёркивается самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования, отмечается, что в основе стандарта – системно-деятельностный подход, который, в частности, предполагает, развитие личности обучающегося полноценно владеющего устной и письменной речью, на основе усвоения универсальных учебных действий.

Содержание

Введение______________________________________________________________
Глава Ι Лингвометодические основы работы по развитию речи младших школьников_________________________________________________________________________
§ 1. Понятие о речи и её развитии_________________________________________
§ 2. Виды речи, их характеристика________________________________________
§ 3. Требования к речи учащихся_________________________________________
Глава ΙΙ. Влияние способа проведения подготовительной работы перед написанием изложения учащимися на количество и качество речевых ошибок_______________________
§ 1. К вопросу о классификации речевых ошибок младших школьников_________
§ 2. Виды речевых ошибок учащихся третьего класса, их причины и способы предупреждения________________________________________________________________
§ 3. Педагогический эксперимент и его результаты__________________________
Заключение____________________________________________________________
Библиографический список______________________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

диплом в печать.docx

— 121.51 Кб (Скачать файл)

В изложениях и сочинениях младшими школьниками часто допускаются  и синтаксико-стилистические ошибки. Профессором Львовым М. Р. Называются такие ошибки. Назовём их:

  1. Нарушение управления, чаще всего предложного:

Добро побеждает  «над злом» (могло оказать влияние сочетание «одержало победу над злом». Смеялись « с него» (под влиянием диалекта). Все радовались «красотой» природы (радовались чему? Красоте). Жители городов и сел выходили навстречу «победителей» (навстречу кому? Победителям).

  1. Нарушение согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим: Саше очень «понравилась ёлка». В августе «началась уборочные работы». «Туманная утро».  Вся семья радостно «встретили» Новый год.

Причины первых групп ошибок кроются в самом механизме  письма: начав писать предложение, ученик ещё не знает, как его закончит. Вероятно, по первоначальному замыслу следовало написать: понравилось на ёлке, началась уборка, туманная погода.

Причина четвёртой группы – логический, смысловой (а не грамматический) подход ученика к построению предложения: ведь семья – это не один человек, а несколько, и школьник употребляет  сказуемое, выраженное глаголом, во множественном  числе.

  1. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла: «Лосиха бродила там» (надо: Там бродила лосиха). «Только равнодушным оставался кот Борька» (надо: Равнодушным оставался только кот Борька).

Причина ошибки в том, что  ученик не проговорил предложение целиком, прежде чем записать его.

  1. Нарушение смысловой или грамматической связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают: «Лесник вытащил лосёнка на берег. Скоро подплыла лосиха, и стала звать его(лесника или лосёнка). Мы увидели лосиху. (?) Вертелась на берегу.

В первом предложении пишущему ясно, о ком идет речь. Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить. Причина второй ошибки та же.

  1. Местоименное удаление подлежащего: Лёня, когда вернулся в отряд, он был самый сильный из ребят.

Можно указать на две причины  таких ошибок: во-первых, ученик начинает писать предложение, не подготовив его; во-вторых, влияние просторечия, где  двойное подлежащее употребляется часто.

  1. Употребление глаголов в несоотнесённых временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид: «Надвигалась» тёмная туча и «полил» дождь(смещён вид). Незнакомец «входит» в хижину и «поздоровался» (смещены и вид, и время).

Ошибки свидетельствуют  о низком общем языковом развитии, об отсутствии чутья языка.

  1. Неумение находить границы предложений. Встречается в двух вариантах:

а) неоправданное деление  сложного предложения на простые: «Когда ребята пришли в лес. Там было много грибов». «Дворник подметал двор. Сломал ростки тополя»;

б) неумение делить текст  на предложения: «Лось бродил по лесу и он увидел в кустах маленького лосёнка, вот почему мама не хотела покидать его, малыш не умел плавать»

Таковы основные типы речевых  ошибок по Львову М. Р.

Классификация ошибок профессора С. Н. Цейтлин. Автор указывает, что «в зависимости от причин возникновения ошибок они могут быть поделены на системные, просторечные и композиционные».4

«Системные ошибки – нарушение  языковой нормы вследствие слишком  прямолинейного следования системе языка»5 С. Н. Цейтлин выделяет следующие типы системных ошибок.

  1. Ошибки типа «заполнение пустых клеток». Часто системой определяется возможность того или другого образования, но в норме языка эта возможность остаётся нереализованной. Дети, руководствуясь требованиями системы, и, не зная о существовании каких-либо ограничений, заполняют «пустые клетки». Известно, что у ряда существительных, прилагательных, глаголов не образуются те или иные формы. Так, существительное мечта не имеет формы родительного падежа множественного числа, прилагательное синий не употребляется в краткой форме и т. д. Во всех этих случаях возникают ненормативные детские образования: «Никогда не забуду этих своих мечт; «Пруд был синь, как небо над головой».
  2. Ошибки типа «выбор ненормативного варианта из числа предлагаемых языковой системой». Языковая система предлагает как правило, несколько способов выражения одного смысла. Выбор одного из возможных вариантов закрепляется языковой нормой. Если в речи избирается вариант, отвергнутый языковой системой, мы фиксируем речевую ошибку. Примером может служить механизм образования видовых пар; выбор одного из суффиксов, передающих значение несовершенного вида, не может быть логически предсказан. Ср. украсить - украшать, но раскрасить – раскрашивать. В речи детей возможны ошибки типа «раскрашать» и «украшивать». Аналогичная ситуация встречается в синтаксисе. Так, например, система языка предоставляет в распоряжение говорящего два способа обозначения места: « в + предл. п.» и «на + предл. п.». Выбор одной из форм во многих случаях целиком определяется традицией (ср. в Крыму, но на Кавказе, в театре, но на концерте). Естественны поэтому детские ошибки, заключающиеся в неверном, т. е. не соответствующем норме, выборе предлога: «На мокром полу отражается всё, что происходит в терассе»
  3. Ошибки типа «устранение фактов, чуждых языковой системе».В языковой норме иногда содержится нечто, системой языка прямо не предусмотренное и в ряде случаев даже противоречащее ей. Это объясняется тем, что современный язык представляет собой результат длительного исторического развития, в нём присутствуют разного рода архаические явления – следы отживших языковых систем, а также факты, обусловленные влиянием других языков, диалектов и т. п. В качестве примера можно привести распространённые в детской речи случаи изменения несклоняемых существительных («ехали метром»), образования соотносительных форм числа («одна качель»), деформация глаголов архаического спряжения («киса кашу едит») и т. п.
  4. Ошибки типа «устранение идеоматичности». Многие слова в процессе функционирования приобрели так называемые семантические надбавки (индивидуальные наращения смысла, наличие которых не может быть предсказано по их морфемной структуре). Например: значение слова машинистка лишь частично выводится из значений корня –машин-, суффиксов –ист- (указывающего на профессию) и –к- (указывающего на женский пол лица): никакой словообразовательный элемент не указывает на то, что машинистка работает именно на пишущей ( а не на швейной, счётной и т. п.) машине. Подобные слова называются идиоматичными.

Отнюдь не все ошибки, обнаруживающиеся в речи детей, могут  быть объяснены неравномерностью усвоения системы и нормы языка. Нарушения могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса, фонетики и представляют собой элементы особой разновидности языка, обычно называемой просторечием. Влияние просторечия часто заключается в модификации слов нормативного языка: «Одежда девочки вся сложена в порядке», «Кто послабже в учёбе, тому ребята помогут» ит. п.

Ещё одним из видов речевых  ошибок у школьников являются композиционные ошибки. Они весьма разнообразны и  с трудом поддаются учёту и  описанию.

К разряду композиционных ошибок относятся случаи местоимённого  дублирования одного из членов предложения, чаще всего – подлежащего: «Лесник бродил по лесу, он увидел». Следует к этому типу ошибок отнести и неправильный пропуск компонентов предложения, словосочетаний или даже простых предложений в составе сложных предложений. К разряду композиционных ошибок должны быть отнесены случаи конструктивной перегруженности предложений их понимание.

В зависимости от отношения  к двум основным формам речи – устной и письменной С. Н. Цейтлин выделяет ошибки: а) свойственные исключительно устной форме речи – связанные с произношением (орфоэпические) и с ударением (акцентологические); б) свойственные исключительно письменной форме речи (орфографические и пунктуационные); в) свойственные обеим формам речи, - точнее не зависящие от формы речи. Предметом рассмотрения в данной главе являются только ошибки последнего типа. Ошибки, не зависящие от формы речи, С. Н. Цейтлин условно называет «собственно речевыми».6

В зависимости от того, какие  именно языковые нормы оказываются  нарушенными, собственно речевые ошибки также подразделяются на ряд категорий. Именно эта классификация является ведущей в практике школьного обучения. Можно выделить ошибки а) словообразовательные – состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка; б) морфологические – связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи; в) синтаксические – заключающиеся в неверном построении словосочетаний, простых и сложных предложений; г) лексические – представляющие собой употребление слов в ненормативных значениях, нарушение лексической сочетаемости, повторы, тавтологию; д) фразеологические – связанные с не соответствующим норме использованием фразеологизмов; е) стилистические - заключающиеся в нарушении единства стиля. Стилистические ошибки занимают особое место в этой системе, поскольку не соотносятся с определённым ярусом языка и могут проявля


Информация о работе Предупреждение речевых ошибок в письменных изложениях – необходимое условие развития речи младших школьников