Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 02:56, дипломная работа
С 2010 – 2011 учебного года обучение в начальной школе осуществляется по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основной образовательной программы начального общего образования. В нём несколько разделов. В первом разделе подчёркивается самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования, отмечается, что в основе стандарта – системно-деятельностный подход, который, в частности, предполагает, развитие личности обучающегося полноценно владеющего устной и письменной речью, на основе усвоения универсальных учебных действий.
Введение______________________________________________________________
Глава Ι Лингвометодические основы работы по развитию речи младших школьников_________________________________________________________________________
§ 1. Понятие о речи и её развитии_________________________________________
§ 2. Виды речи, их характеристика________________________________________
§ 3. Требования к речи учащихся_________________________________________
Глава ΙΙ. Влияние способа проведения подготовительной работы перед написанием изложения учащимися на количество и качество речевых ошибок_______________________
§ 1. К вопросу о классификации речевых ошибок младших школьников_________
§ 2. Виды речевых ошибок учащихся третьего класса, их причины и способы предупреждения________________________________________________________________
§ 3. Педагогический эксперимент и его результаты__________________________
Заключение____________________________________________________________
Библиографический список______________________________________________
В изложениях и сочинениях младшими школьниками часто допускаются и синтаксико-стилистические ошибки. Профессором Львовым М. Р. Называются такие ошибки. Назовём их:
Добро побеждает «над злом» (могло оказать влияние сочетание «одержало победу над злом». Смеялись « с него» (под влиянием диалекта). Все радовались «красотой» природы (радовались чему? Красоте). Жители городов и сел выходили навстречу «победителей» (навстречу кому? Победителям).
Причины первых групп ошибок кроются в самом механизме письма: начав писать предложение, ученик ещё не знает, как его закончит. Вероятно, по первоначальному замыслу следовало написать: понравилось на ёлке, началась уборка, туманная погода.
Причина четвёртой группы – логический, смысловой (а не грамматический) подход ученика к построению предложения: ведь семья – это не один человек, а несколько, и школьник употребляет сказуемое, выраженное глаголом, во множественном числе.
Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение целиком, прежде чем записать его.
В первом предложении пишущему ясно, о ком идет речь. Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить. Причина второй ошибки та же.
Можно указать на две причины таких ошибок: во-первых, ученик начинает писать предложение, не подготовив его; во-вторых, влияние просторечия, где двойное подлежащее употребляется часто.
Ошибки свидетельствуют о низком общем языковом развитии, об отсутствии чутья языка.
а) неоправданное деление сложного предложения на простые: «Когда ребята пришли в лес. Там было много грибов». «Дворник подметал двор. Сломал ростки тополя»;
б) неумение делить текст на предложения: «Лось бродил по лесу и он увидел в кустах маленького лосёнка, вот почему мама не хотела покидать его, малыш не умел плавать»
Таковы основные типы речевых ошибок по Львову М. Р.
Классификация ошибок профессора С. Н. Цейтлин. Автор указывает, что «в зависимости от причин возникновения ошибок они могут быть поделены на системные, просторечные и композиционные».4
«Системные ошибки – нарушение языковой нормы вследствие слишком прямолинейного следования системе языка»5 С. Н. Цейтлин выделяет следующие типы системных ошибок.
Отнюдь не все ошибки, обнаруживающиеся в речи детей, могут быть объяснены неравномерностью усвоения системы и нормы языка. Нарушения могут касаться лексики, морфологии, синтаксиса, фонетики и представляют собой элементы особой разновидности языка, обычно называемой просторечием. Влияние просторечия часто заключается в модификации слов нормативного языка: «Одежда девочки вся сложена в порядке», «Кто послабже в учёбе, тому ребята помогут» ит. п.
Ещё одним из видов речевых ошибок у школьников являются композиционные ошибки. Они весьма разнообразны и с трудом поддаются учёту и описанию.
К разряду композиционных ошибок относятся случаи местоимённого дублирования одного из членов предложения, чаще всего – подлежащего: «Лесник бродил по лесу, он увидел». Следует к этому типу ошибок отнести и неправильный пропуск компонентов предложения, словосочетаний или даже простых предложений в составе сложных предложений. К разряду композиционных ошибок должны быть отнесены случаи конструктивной перегруженности предложений их понимание.
В зависимости от отношения к двум основным формам речи – устной и письменной С. Н. Цейтлин выделяет ошибки: а) свойственные исключительно устной форме речи – связанные с произношением (орфоэпические) и с ударением (акцентологические); б) свойственные исключительно письменной форме речи (орфографические и пунктуационные); в) свойственные обеим формам речи, - точнее не зависящие от формы речи. Предметом рассмотрения в данной главе являются только ошибки последнего типа. Ошибки, не зависящие от формы речи, С. Н. Цейтлин условно называет «собственно речевыми».6
В зависимости от того, какие именно языковые нормы оказываются нарушенными, собственно речевые ошибки также подразделяются на ряд категорий. Именно эта классификация является ведущей в практике школьного обучения. Можно выделить ошибки а) словообразовательные – состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка; б) морфологические – связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи; в) синтаксические – заключающиеся в неверном построении словосочетаний, простых и сложных предложений; г) лексические – представляющие собой употребление слов в ненормативных значениях, нарушение лексической сочетаемости, повторы, тавтологию; д) фразеологические – связанные с не соответствующим норме использованием фразеологизмов; е) стилистические - заключающиеся в нарушении единства стиля. Стилистические ошибки занимают особое место в этой системе, поскольку не соотносятся с определённым ярусом языка и могут проявля