Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 09:11, курсовая работа
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания,понятие нравственного воспитания в педагогике………………………………………………………….6
1.2.Особенности и условия эффективности нравственного воспитания…….12
1.3.Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности……………………………………………………..………...…….19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у учащихся 2 и3 классов в учебно-воспитательном процессе………………………………………………………………………..…24 2.2. Формирование у учащихся нравственного опыта……………………………………………………………………………...29
2.3. Динамика развития нравственного опыта у учащихся за 1 учебный год …………………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………
Рассматривая
систему нравственного
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему
нравственного воспитания следует
усматривать и в
В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. (25, с.58).
На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как Л.А. Матвеева(20), Л.А. Регуш (24) и многих других.
В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.
Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.
«Практически
любая деятельность имеет нравственную
окраску», считает О.Г. Дробницкий (11),
в том числе и учебная, которая,
по мнению Л.И. Божович, «обладает большими
воспитательными возможностями»
В результате регламентированного
характера процесса, обязательного
систематического выполнения учебных
поручений у младшего школьника
складываются нравственные знания,
характерные для учебной
Учебная деятельность,
являясь в младшем школьном возрасте
ведущей, обеспечивает усвоение знаний
в определенной системе, создает
возможности для овладения
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. (30, с.541).
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. (3, с.386).
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Все факторы,
обусловливающие нравственное
На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Развитие морального
сознания ребенка происходит через
восприятие и осознание содержания
воздействий, которые поступают
и от родителей и педагогов, окружающих
людей через переработку этих
воздействий в связи с
Необходимое звено
в процессе нравственного воспитания
- моральное просвещение, цель которого
- сообщить ребенку совокупность знаний
о моральных принципах и нормах
общества, которыми он должен овладеть.
Осознание и переживание
Итак, теоретический анализ
1.2. Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников
Ученые в области педагогики
выявили, что в различные
Работая над проблемами
1) Склонность
к игре. В условиях игровых
отношений ребенок добровольно
упражняется, осваивает
2) Невозможность
долго заниматься монотонной
деятельностью. Как утверждают
психологи, дети 6-7-летнего возраста
не могут удерживать свое
3) Недостаточная
четкость нравственных
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
Бессмысленно говорить о
На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»
4) Может существовать
противоречие между знанием,
-А я видел, как Игорь в трамвае сидел, а его бабушка стояла возле него.
- Игорь в парах
ходить не умеет: то толкается,
- Сегодня он
чуть не сбил с ног
- Это правда? - удивляется учитель.
-Да, но я так больше не буду! — искренне заверяет мальчик.
Не всегда знание моральных
норм и правил поведения
5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Как будем преодолевать эти
особенности? Обратимся к
1.Ты живешь
среди людей. Не забывай, что
каждый твой поступок, каждое
твое желание отражается на
окружающих тебя людях. Знай, что
существует граница между тем,
что тебе хочется, и тем,
что можно. Проверяй свои
2. Ты пользуешься
благами, созданными другими
3. Все блага
и радости жизни создаются
трудом. Без труда нельзя
4. Будь добрым
и чутким к людям. Помогай
слабым и беззащитным. Помогай
товарищу в беде. Не причиняй
людям зла. Уважай и почитай
мать и отца – они дали
тебе жизнь, они воспитывают
тебя, они хотят, чтобы ты стал
честным гражданином,
5. Будь неравнодушен
к злу. Борись против зла,
обмана, несправедливости. Будь непримиримым
к тому, кто стремится жить
за счет других людей,
Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.»(26, с.161-165).
Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.
В младшем школьном
возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев,
особую роль выполняет учебная
Младший школьник
в процессе учебы в школе постепенно
становится не только объектом, но и
субъектом педагогического