Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 09:11, курсовая работа

Краткое описание

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и природа нравственного воспитания,понятие нравственного воспитания в педагогике………………………………………………………….6
1.2.Особенности и условия эффективности нравственного воспитания…….12
1.3.Содержание воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности……………………………………………………..………...…….19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у учащихся 2 и3 классов в учебно-воспитательном процессе………………………………………………………………………..…24 2.2. Формирование у учащихся нравственного опыта……………………………………………………………………………...29
2.3. Динамика развития нравственного опыта у учащихся за 1 учебный год …………………………………………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 70.79 Кб (Скачать файл)

Включаясь в  учебную деятельность, младшие школьники  учатся действовать целенаправленно  и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают  осознанный характер. Все чаще при  решении различных умственных и  нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание  им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной  действительности (10, с.19-20).

Э.П. Козлов считает, что развитию этих качеств способствует мотивационный компонент учебной  деятельности, в основе которого возникает  потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания  и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и  необходимость действия.

Здесь мы подходим ко второй стороне вопроса, которую  мы выдвигаем в нашей гипотезе о структуре учебной деятельности - к вопросу о значимости единства всех трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных  классов как субъекта учебной  деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать  в двух аспектах.

Первое –  это возможность развития каждого  из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося  невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих  возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.

Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной  деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся  и его знаниями, и его уровнем  овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой  следующее: на сегодняшний день процесс  обучения в начальной школе в  значительной степени направлен  на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. В определенной своей части это  положение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой – то степени «стихийное»  развитие операционной и мотивационной  сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс  усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной  деятельности возможности для умственного  и нравственного развития учащихся. (15, с.152).

Проблема нравственного  развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя  факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

    Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.

   Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения  в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с  этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем  объеме школьной программы. Учебная  деятельность имеет все возможности,  позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

С этой точки  зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного  развития учащихся в процессе школьного  обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи  одного и другого. С этих позиций  учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка. (21,с.28).

Начальное обучение в настоящее время строится таким  образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным  материалом, ведет к объединению  полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего  мира. Развитие мышления, овладения  разнообразными способами работы с  учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.

Формирование  нравственности происходит в школе  на всех уроках. И в этом отношении  нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает  себя и сам ученик, превращаясь  из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного  воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную  высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.    Приемы    воспитательной   работы   учителя   по   формированию  нравственных  качеств школьников в учебной деятельности

На уроках в  постоянном общении с учителем и  сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается  его жизненный опыт. Переживания  младших школьников, их радости и  огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Л.Р. Болотина отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.

     Экскурсии  с учащимися проводятся в течение  всего учебного года и имеют  различные цели. Для того, чтобы  экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе  эмоциональный настрой, распределяет  между школьниками задания, которые  следует выполнить при подготовке  к экскурсии и во время ее  проведения.

 Своеобразной  школой нравственного воспитания  являются экскурсии в природу.  Они проводятся с учащимися  различных возрастных групп. Такие  экскурсии дают возможность учителю  воспитывать у школьников чувство  хозяина Родины, бережного отношения  к ее достоянию—природе. (7, с.251-252).

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные  наблюдения нередко бывают разрозненными  и неполными. Поэтому требуется  специальная работа, связанная с  обобщением полученных знаний. Формы  работы разные: в начальных классах  это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке  у школьников этических представлений  и понятий, воспитанию интереса к  нравственным проблемам, стремлению к  оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться  в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических  бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической  беседы заключается в том, что  это метод привлечения самих  ребят к выработке у них  правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Высоко оценивает  роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив  в отдельных  случаях и проблемах  после единственной беседы на такую  моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе» (18).

 Этическая  беседа, по мнению Л.Р. Болотиной,  требует от учителя большой  душевной близости к детям.  Ребята должны доверять учителю,  любить его, только в этом  случае у них появляется стремление  поделиться своими мыслями. Учитель  в ходе беседы проявляет уважение  к внутреннему миру ребенка,  остерегается прямолинейности, бестактности.

Этическая беседа проводится двумя путями—индуктивным и дедуктивным. В начальных классах  лучше всего начинать разговор с  ярких, конкретных фактов. На основе анализа  фактов учитель подводит ребят к  моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных  классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более  углубленным выводам.

Особенность проведения этических бесед в начальных  классах школы в том, что в  них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово  учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических  беседах главная роль принадлежит  учителю, и он должен хорошо владеть  словом (7, с.248-250).

Важное значение для идейного и нравственного  формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Н.К.Крупская считала, что  и в учебе, и в труде следует  учиться работать коллективно (17, с.104). З.Н. Васильева предлагает познавательную деятельность учащихся строить как  коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, факультативных занятиях.

Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные  суждения, характеризующие отношения  школьников к учению и своим товарищам, у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого  ученика были осознаны им самим и  его товарищами. Это создает благоприятное  эмоциональное состояние школьника  в коллективе, что является одним  из условий его успешного нравственного  развития (8, с.52).

Формирование  нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью, утверждает С.Е. Кантарбаев. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие  в общественно-полезном труде. Посильный  труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо  Родины воспитывается отношение  к труду как важнейшей жизненной  необходимости, потребность трудиться  на благо общества, уважение к людям  труда, бережное отношение к народному  достоянию. (13).

Формирование  нравственной самостоятельности осуществляется на всех ступенях обучения.

Воспитательный  процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются  ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные  ситуации для школьников всех возрастов  ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного  воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. (27, с.168).

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает Л.И. Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи,  в  которых ставятся в доступной  для них форме вопросы о  справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

На уроке постоянно  возникают определенные деловые  и нравственные отношения между  учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет  ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе –  и оценивает умение учеников в  этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение  каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими  для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиции  сведения структуры учебной деятельности. Для того, чтобы эти возможности  урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в  течение урока ситуации, в которых  у учеников была бы возможность общения  между собой (20, с.52).

Информация о работе Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности