Приемы установления дисциплины в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить приемы установления дисциплины в начальных классах.
Задачи курсовой работы:
1.Изучить проблему дисциплины на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2.Изучить опыт работы учителей по установлению дисциплины в классе.
3.Выявить этапы уроков, на которых чаще всего происходит нарушение дисциплины на основе наблюдения и интервью с учителем начальных классов.
4. Изучить отношение младших школьников к проблеме установления дисциплины в классе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема дисциплины в педагогической науке и практике
1.1. Понятие дисциплины в психолого-педагогической
литературе ………………………………………………………………………6
1.2. Причины недисциплинированного поведения учащихся и способы
их устранения …………………………………………………………………………………………………6
1.3. Приемы установления и поддержания дисциплины на
уроке ………………………………………………………………………………………………………………9
Глава 2. Дисциплина и приемы ее установления в практике начальной школы
2.1. Изучение отношения младших школьников к дисциплине и приемам
ее установления …………….............................................................................14
2.2. Практика установления дисциплины в классе (на примере работы
учителя начальных классов).………………………………………………………………..………..17
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….21
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………..23
Приложение…………………………………………………………………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая педагогика.docx

— 84.04 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Факультет начального образования

Кафедра педагогики и психологии начального обучения

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

Приемы установления дисциплины в начальных классах.

 

 

Работу выполнила

студентка 231 группы

Комбина Галина Андреевна

Научный руководитель

Комарова И.В., к.п.н., доцент

 

 

Оценка: ____________

 

«__» _______________ 2012 г.

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Проблема дисциплины в педагогической науке и практике

1.1. Понятие дисциплины в психолого-педагогической

литературе ………………………………………………………………………6

1.2. Причины недисциплинированного поведения учащихся и способы

их устранения …………………………………………………………………………………………………6

1.3. Приемы установления и поддержания дисциплины на

 уроке ………………………………………………………………………………………………………………9

Глава 2. Дисциплина и приемы ее установления в практике начальной школы

                        2.1. Изучение отношения младших школьников к дисциплине и приемам

                                ее установления …………….............................................................................14

2.2. Практика установления дисциплины в классе (на примере работы

учителя начальных классов).………………………………………………………………..………..17

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….21 
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………..23 
Приложения…………………………………………………………………………………………………………………………24

 

 

 

Введение

Дисциплина — вечная и  всегда актуальная проблема для школы  и для каждого педагога. Дисциплина в одной школе, в одном классе не может быть раз и навсегда достигнутым  состоянием. Воспитание дисциплины —  процесс, требующий постоянного  совершенствования. Развитие растущего  человека на каждой новой возрастной ступени выдвигает все новые  проблемы. Не следует драматизировать  ситуацию, если ученик допустил однажды  несвойственную ему ошибку в поведении, надо помочь ему повысить критерии, определяющие его действия. Но вызывает тревогу, если учащаются нарушения  в поведении ученика и у  него начинает складываться отрицательная  направленность к дисциплине и порядку. И, прежде всего, необходимо различать, какие проступки вызваны возрастным состоянием, а что является намеренным проступком. Обязательно надо найти  реальный критерий оценки дисциплины учащихся, чтобы не допускать перегибов  при случайной ошибке в поведении.

Важнейшая роль в изучении воспитания сознательной дисциплины школьников принадлежит: К.Д. Ушинского, Вернер Райх, М. Монтессори, Я.А. Каменский, А.С. Макаренко  и другие педагоги

. Высокий уровень сознательной  дисциплины характеризуется тем,  что: ученики прилежно учатся и ведут себя соответственно установленным нормам; стремятся к моральной оценке своих поступков, активно принимают участие в создании положительного мнения коллектива, осуждающего ложные позиции, отступления от морали, невыполнение обязанностей, а также участвуют в преодолении своих недостатков; у них сформирована способность и потребность контролировать свое поведение, выработана привычка давать себе отчет в своих действиях, даже если со стороны других ни контроля, ни оценки их поведения не ожидается.

Сознательная дисциплина предполагает, что ученику в каждой ситуации не надо то и дело напоминать о социальных целях и задачах, необходимости соответствующего поведения. Здесь должны действовать сформированные привычки. Принципы поведения должны быть так прочно усвоены, чтобы даже не возникало желания поступать  как-то по-другому. Воспитание дисциплины — это воспитание убежденности.

Воспитание сознательной дисциплины не должно сводиться только к одномоментному поддержанию порядка. Воспитывать — значит целенаправленно прививать социально значимые нормы и принципы, развивать положительные привычки и формировать моральные мотивы поведения. Вот три задачи, которые определяют каждодневный процесс воспитания дисциплины, осуществляемый учителем из урока в урок.

Не случайно многие недостатки в воспитании сознательной дисциплины школьников уходят своими корнями в  младший школьный возраст. Обеспечивая  необходимый для нормальной учебной  деятельности уровень дисциплины, учитель  не всегда ориентируется на конечную цель воспитания учащихся и не всегда заботится о формировании у них  тех внутренних, психологических  предпосылок у них, которые являются надежным фундаментом сознательной дисциплины. Отсюда факты формального  приучения школьников к дисциплине на уроке, нередко отмечаемые в школьной практике, факты чисто внешнего дисциплинирования.

Внешняя дисциплина школьника  далеко не всегда является отражением дисциплины внутренней, предполагающей наличие определенных чувств и мотивов  учения.

Проявляя заботу о дисциплине, как условии успешной учебной  деятельности, учитель нередко увлекается такими специальными методами дисциплинирования, как: замечание, указание, порицание, наказание  и др., и забывает о возможностях дисциплинирования, заложенных в самом  учебном процессе. В результате подобная дисциплина сковывает школьников, мешает свободному восприятию учебного материала, нарушает эстетическую выразительность  урока, притупляет познавательный интерес, формирует отрицательное отношение  к школе, к учению. Вот почему так  важно, чтобы требование дисциплины не воспринималось школьниками формально. Учитель должен своевременно раскрыть детям смысл дисциплины как условия  дружной коллективной работы. Гуманистические  отношения должны быть той основой, на которой осуществляется разъяснение  детям нравственного смысла предъявляемых  им дисциплинарных требований.

Учитывая актуальность проблемы, была определенна тема курсовой работы- «Приемы установления дисциплины в начальных классах».

Цель: изучить приемы установления дисциплины в начальных классах.

Объект: процесс установления дисциплины в начальных классах.

Предмет: приемы установления дисциплины в начальных классах.

Задачи курсовой работы:

1.Изучить проблему дисциплины на основе анализа психолого-педагогической литературы.

2.Изучить опыт работы учителей по установлению дисциплины в классе.

3.Выявить этапы уроков, на которых чаще всего происходит нарушение дисциплины на основе наблюдения и интервью с учителем начальных классов.

4. Изучить отношение младших  школьников к проблеме установления  дисциплины в классе.

 

 

 

Методы исследования:

- изучение психолого-педагогической  литературы,

- анкетирование,

- интервьюирование.

База исследования: МОУ «СОШ №8» города Петрозаводска.  В исследовании принимали участие ученики 4 «А» класса (22 чел.) и учительница начальных классов.

 

ГЛАВА 1. Проблема дисциплины в педагогической науке и практике.

1.1. Понятие дисциплины  в психолого-педагогической литературе.

Дисциплина (лат. disciplina- обучение, воспитание)- качественная характеристика порядка, организованности в той  или иной общности, сфере жизнедеятельности  людей, отражающая соответствие их поведения  сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям  какой-либо организации [9.с.98 ].

Дисциплина учащихся –  строгое и точное наблюдение установленного в учебном заведении порядка, добросовестное исполнение обязанностей, требований учителей и школьного  коллектива, сознательное подчинение своему долгу. Будучи результатом разносторонней воспитательной работы, дисциплина учащихся в то же время сама является важным средством воспитания, выработки  сознательности, организованности, культуры труда, разнообразных качеств школьника [9.с.99 ].

Школьная дисциплина - одна из форм общественной дисциплины. Соблюдение учащимися правил поведения в  школе и вне её, четное и организованное исполнение ими своих обязанностей, подчинение общественному долгу  – все это относится к дисциплине. Без дисциплины не может существовать ни одна общественная организация, ни одно предприятие, учреждение.

Как указывал Е.С.Рапацевич, для дисциплины характерно признание  детьми авторитета учителя и авторитета родителей [2.с.432 ]. Она определяется целями и задачами воспитания подрастающих поколений, возрастными особенностями детей.

Итак, существует много определений  дисциплины, однако все они схожи  тем, что она определяется целями и задачами, отражает соответствие поведения детей сложившимся  в обществе нормам.

 

 

 

1.2. Причины недисциплинированного  поведения учащихся и способы  их устранения

Любой учитель знает, как  тяжело порой усмирить расшалившихся  на уроке учеников, призвать их к  порядку. Чтобы правильно построить  конструктивное взаимодействие с нарушителем  дисциплины, необходимо  распознать истинный мотив проступка и в  соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в  ситуацию и прекратить выходку.

Рудольф Дрейкурс выделяет четыре цели плохого поведения .

Нарушая дисциплину, ученик, как правило, осознает, что ведет  себя неправильно, но, впрочем, может  и не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей.

Первая — привлечь внимание. Некоторые школьники «плохо»  себя ведут, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят  быть в центре внимания, нарушая  при этом ход урока.

Вторая — обрести власть. Они «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными, и таким образом пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «А ты мне ничего не сделаешь», высказывая свою смелость и независимость.

Третья — месть. Для  кого-то главной целью их присутствия  в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они  могут как учителю, так и кому-то из ребят.

Четвертая — избегание  неудачи. Ученик так боится повторить  свое поражение, неудачу, что предпочитает вообще ничего не делать. Ему кажется, что он не удовлетворяет требованиям  учителей, родителей или своим  собственным, чрезмерно завышенным. Он желает, чтобы все оставили его  в покое, и оказывается в изоляции, неприступный и «непробиваемый»  никакими методическими ухищрениями  педагога. [11.с.81]

Американский педагог  Рудольф Дрейкурс пишет об этих мотивах  поведения следующее: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел  эти четыре причины, почему их не пять и не сто, я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов».  [11.с82 ]

Обсуждая плохое поведение, постарайтесь избегать субъективных оценок. Конечно, учитель переживает все  происходящее, и очень трудно порой  хладнокровно оценивать поступки учащихся. Но тем не менее любое нарушение  порядка должно быть кратко сформулировано без эмоциональных добавлений и  украшений. Описание плохого поведения  должно включать: точное указание того, что ученик делает, нарушая порядок; фиксирование обстоятельств, при которых  он обычно это делает; определение  того, как часто он поступает именно таким образом.

Речь идет о том, что  надо обязательно сформировать у  каждого школьника потребность  переживать за дисциплину урока и  воспитать стремление самим заботиться о ней. Целесообразная и четкая организация  деятельности всех учащихся обеспечивает состояние высокой дисциплинированности, из которого трудно выключиться даже одному ученику. Хорошая организация  урока и порядок производят благоприятное  воздействие на учащихся, создают  ровную и приятную атмосферу урока, которую начинают поддерживать уже  сами учащиеся. Это помогает учащимся легко включаться в учебный процесс. Основа дисциплины урока — его высокий дидактический и методический уровень.

Последовательный контроль за исполнением обязанностей имеет  в утверждении дисциплины решающее значение. Он предупреждает поверхностность, инертность, равнодушие, требует от учащихся дисциплинированности, влияет на развитие чувства ответственности. Последовательность помогает учителю  организовать учебный процесс так, что ученик, сумевший уклониться от работы на одном этапе, обязательно  будет привлечен на другом.

Педагогически умелое стимулирование нужного поведения учащихся способствует успеху в воспитании дисциплины. Признание  и поощрение убеждают учащихся в  правильности их поведения, создают  соответствующий эмоциональный  настрой, повышают их готовность к самовоспитанию. Поощрение ускоряет развитие личностных качеств. Методы стимулирования могут  быть очень разнообразными; признание  и поощрение могут быть выражены не только словесно, но и с помощью  жестов, мимики, через похвалу одного ученика, группы или всего класса, публичную оценку успехов или личных достоинств ученика, побуждение к выполнению личных или коллективных целевых установок, повышенные задания в соответствии с возросшим уровнем отношения ученика к своим обязанностям, создание творческой атмосферы, организацию соревнования.

Учитель буквально несколькими  словами (как, например, «Хорошо сделано», «И дальше действуй так», «Отлично»), ободряющей улыбкой или взглядом, поощряющим жестом может вызвать положительные  импульсы у учащихся, привыкших уже  к высокой организованности и  дисциплинированности. А потому в  интересах учителя развивать  в себе умения искусного педагогического  воздействия, наблюдая и изучая опыт других учителей, а также знакомясь  со специальной литературой.

К педагогическим умениям  учителя нужно отнести и умение ориентировать учащихся в действиях, правильно оценивать их поведение, выделяя и признавая положительное  в их деятельности, и, если необходимо, не одобрять проступки или наказывать.

Информация о работе Приемы установления дисциплины в начальных классах