Приемы установления дисциплины в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить приемы установления дисциплины в начальных классах.
Задачи курсовой работы:
1.Изучить проблему дисциплины на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2.Изучить опыт работы учителей по установлению дисциплины в классе.
3.Выявить этапы уроков, на которых чаще всего происходит нарушение дисциплины на основе наблюдения и интервью с учителем начальных классов.
4. Изучить отношение младших школьников к проблеме установления дисциплины в классе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема дисциплины в педагогической науке и практике
1.1. Понятие дисциплины в психолого-педагогической
литературе ………………………………………………………………………6
1.2. Причины недисциплинированного поведения учащихся и способы
их устранения …………………………………………………………………………………………………6
1.3. Приемы установления и поддержания дисциплины на
уроке ………………………………………………………………………………………………………………9
Глава 2. Дисциплина и приемы ее установления в практике начальной школы
2.1. Изучение отношения младших школьников к дисциплине и приемам
ее установления …………….............................................................................14
2.2. Практика установления дисциплины в классе (на примере работы
учителя начальных классов).………………………………………………………………..………..17
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….21
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………..23
Приложение…………………………………………………………………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая педагогика.docx

— 84.04 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Практика установления  дисциплины в классе (на примере  работы учителя начальных классов).

Во взаимодействии с детьми сознательная дисциплина, как качество личности и результат педагогического  процесса, воспитывается постепенно, всем многообразием содержания, форм и методов организации жизни.

В практике работы школы  часто допускается ошибка сужения  сущности сознательной дисциплины до простой суммы голых требований, запретов, сдерживающих мер. отдельных  способов дисциплинарного воздействия. Такая дисциплина отталкивает детей  от учителя, воспринимается ими как  стеснение и подавление свободы, сдерживание, ограничение, подавление личности. А.С. Макаренко называл  такую дисциплину "занудной" [7.с 147  ].

Часто учителя видят дисциплинированность детей только в исполнении ими  правил и всю работу по воспитанию сознательной дисциплины сводят к их вербальному усвоению. Другие усматривают  свою задачу лишь в выработке у  детей навыков внешней культуры поведения с помощью голых  упражнений. Третьи считают, что дисциплина есть лишь внешний порядок, который  достигается за счет детского послушания, беспрекословного исполнения детьми требований и указаний педагогов, родителей. Однако это понятие, представляет собой  цельное конкретное, более сложное, чем послушание или внешнее культурное проявление.

Сознательная дисциплина и дисциплинированность детей как  качество личности вызревает в ребенке  постепенно, по мере формирования его  мировоззрения, убеждений, воли,   навыков   поведения,   самостоятельности.   В   младшем   школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы, направляющие поведение  ребенка, в большей мере определяются взаимодействием со взрослыми, и  в меньшей мере спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и  внутренних стимулов возникает и  послушание, и непослушание. Отсутствие жизненного опыта, уважение к взрослым, стремление к удовлетворению своих  потребностей побуждают их к послушанию.

Однако не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и самодисциплинирования, которые стимулируются коллективными перспективами, играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным творческим занятиям. Спонтанный интерес и коллективные побуждения необходимо поддерживать, развивать, включать в . систему педагогически организованных и целенаправленных дел.

Воспитание сознательной дисциплины происходит в целостном  учебно-воспитательном процессе, в  организации всех видов детской  деятельности: учебной, трудовой, общественной, игровой, творческой. Процесс дисциплинирования  детей - процесс, требующий постоянного совершенствования.

Основанием развития сознательной дисциплины у детей является педагогическое руководство, осуществляемое в форме  разумного, инструментированного, предъявляемого с учетом возраста и интересов  ребенка требования. Дисциплинирующее педагогическое требование в разнообразных  формах выражает необходимость разумного, осмысленного действия, поведения. Оно  мобилизует мысли, чувства, волю детей  в нужном направлении. Требование должно быть последовательным и твердым, оно  должно не только предъявляться педагогом  и исполняться детьми, но и глубоко  осознаваться.

Требование как жизненная  необходимость и стимул целесообразного  действия используется во всей системе  детской деятельности, отношений, общения, предъявляется педагогами к детям, детьми друг к другу. Дисциплинирующие требования стимулируют, организуют детскую  деятельность, способствуют развитию многообразных интересов, постепенному формированию духовных потребностей, проявлению и укреплению воли.

Роль детского сознания в  процессе дисциплинирования школьников заключается в том, что оно  обеспечивает им возможность понимания  справедливости и разумности предъявляемых  педагогических требований. Сознание школьника может быт ленивым, может быть формально развитым, но оторванным от практики, не являющимся стимулом для чувств и волевого действия. И в том, и в другом случае между  сознанием и поведением образуется разрыв, противоречие, которое разрешается  с помощью педагогического требования и четкой организации деятельности. Каждое нереализованное требование не только будет условием невыполнения всех других, но и отрицательно влияет на авторитет и уважение к учителю [8. с. 64 ].

Для того чтобы убедиться, как это происходит, на основе интервьюирования мы можем рассмотреть опыт работы учителя через приемы установления дисциплины.

Из интервью учительницы мы выделили  следующие приемы: внезапное обращение к ученику, поощрение, похвала, привлечение к трудовой деятельности (помощь учителю, одноклассникам),дополнительные задания, собирает дневники, на переменах включает классическую музыку  (звуки природы, шум моря), беседы, физкультминутки во время урока, обращение всего класса на одного или нескольких учеников. Например: «посмотрите, как хорошо ведет себя Петя».

В ходе интервьюирования выяснилось, что чаще всего для установления и поддержания дисциплины в классе педагог использует устные требования. Однако использует для этой цели авторитарный стиль общения с детьми, и это  помогает  на время справиться с  проблемами дисциплины. Следует отметить, что для поощрения и похвалы  хорошего поведения учащихся учительница  использует  демократический стиль  преподавания, что так же положительно влияет на поведение учащихся.

Учительница, применяя такой  прием как: обращение всего класса на одного или нескольких учеников. Например: «посмотрите, как хорошо ведет себя Петя». Совершает ошибку. Ведь если она так делает, то ученики могут подумать, раз учительница говорит, что это хорошее поведение, значит и нам так можно себя вести и таким приемом ничего не добьется. Учащиеся так и будут продолжать нарушать дисциплину.

Другими словами, дисциплина будет обязательно в том случае, когда учитель властвует не над ребенком, а над делом. И класс становится работоспобным без репрессий или учительской агрессии.

У данной учительнице нарушение  дисциплины происходит периодически.

Секрет дисциплины – вовлечение, сотрудничество. Учитель был и  остается авторитетным человеком. Он может  распоряжаться и командовать, он действительно руководит классом, вовлекая детей в работу, а не подавляя непослушание.  «Проблемы  есть всегда. Есть урок. и есть ученики, которые пришли на этот урок без  желания работать. И главная задача- увлечь работой».

 

Выводы по второй главе.

С целью изучения отношения  учеников к дисциплине было проведено  анкетирование. В результате мы пришли к выводу, что, несмотря на то, что ученики понимают определение «дисциплина»  они все равно нарушают её, видя в этом причины. Поэтому большинство учеников начальных классов обладают недостаточным уровнем сформированности сознательной дисциплинированности, то есть у них редко проявляется исполнительность, они малоактивны, рассеяны и импульсивны без контроля учителя.

Последовательный контроль над исполнением обязанностей предупреждает  поверхностность, равнодушие, требует  от учащихся дисциплинированности. Последовательность помогает учителю организовать учебный  процесс так, что ученик, уклонившийся от работы на одном этапе, обязательно  будет привлечен на другом.

Педагогически умелое стимулирование нужного поведения учащихся способствует успеху в воспитании дисциплины. Признание  и поощрение убеждают учащихся в  правильности их поведения, повышают их готовность к самовоспитанию, ускоряют развитие личностных качеств.

Необходимо, чтобы на уроке  все способствовало закреплению  привычного образа действий, установлению строго упорядоченных действий как  каждого в отдельности, так и  всего коллектива.

Если привычное поведение  недостаточно глубоко осознано, то возникает опасность различного поведения в связи с внешними обстоятельствами. Недостаточно развивать  только готовность быть дисциплинированным, необходимо сформировать у учащихся понимание и представление о принципах дисциплины в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сознательная дисциплина – обязательное условие и средство, которое обеспечивает успешность занятий. Будучи результатом разносторонней воспитательной работы, в то же время  она сама является средством воспитания, выработки сознательности, организованности, разнообразных нравственных качеств  личности.

Сознательная дисциплина играет большую роль для успешности протекания всего учебного процесса. Она является продуктом всей системы  учебно-воспитательного воздействия.  При формировании сознательной дисциплины в школе у учащихся укрепляются  такие качества личности, как самостоятельность, самокритичность, инициативность, активность, гуманность, организованность, уважение, личная ответственность и многие другие.

В школьной практике проблеме дисциплинирования отводится немалое  значение. Однако решение  данной проблемы только тогда дает положительные  результаты, когда учитель обладает достаточным количеством теоретических  знаний по проблеме установления дисциплины и практических умений, помогающих подобрать, исходя из психологических  и возрастных особенностей детей, эффективные  приемы установления дисциплины в начальных  классах.

Основными условиями успешности формирования сознательной дисциплины являются четкая организация урока, исключение фактов, порождающих утомляемость детей, притупляющих их интерес к  знанию, детально продуманная методика обучения и благоприятный для  воспитания нравственных качеств общий  микроклимат: доброжелательность, взаимное уважение. К сожалению, учителя начальной  школы редко осознают важное значение правильных дисциплинарных мер, поэтому  большинство учителей используют для  этой цели традиционные приемы, например различные формы наказаний, что  подтверждает из исследования.

В ходе исследование мы заметили, что ученики нарушают дисциплину на этапе заключения урока, так как  дети устают и им становится не интересно  и скучно, но в таком случае учитель  должен проявить педагогическое мастерство.

Становление педагогического  мастерства, отработка специальных  приемов ведения урока, устранение неблагоприятных условий, влияющих на поведение, осуществляются в различном  темпе и зависят от конкретных обстоятельств, так что учителю  приходится долго отдельные задачи не выпускать из поля зрения, включая  новые. Решение поставленных задач  будет протекать успешнее, если учитель  регулярно на открытом стенде символами  будет отмечать с помощью учащихся их успехи, недоработки, запросы, целевые  установки. Это поможет учителю  точно знать, как протекает процесс  воспитания, и что еще предстоит  сделать. Исходя из этого, учитель при подготовке к уроку должен заострять внимание либо на ситуациях урока, на его отдельных частях, либо в - целом на организации и проведении всего урока.

Таким образом, поставленная й цель  и задачи курсовой работы выполнены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Белкин А.С. Отклонение  в поведении школьников – учебное  пособие. Свердловск: издательство  Свердловского педагогического  института, 1973. с.138

2. Большая современная  энциклопедия. Минск НООД «современное  слово» 2005. Автор- составитель Рапацевич  Е.С. с.720.

3. Вернер Райх. Как я  добиваюсь дисциплины на уроке:  книга для учителя- М.: «Просвещение», 1986. с.175

4. Винчук Л.С., Макаренко  А.С. О воспитании сознательной  дисциплины.- Киев: Выща школа, 1988. с. 119

5. Воспитательная работа  в школе. Журнал № 6. с.135.

6. Кривцова С.В. Учитель  и проблемы дисциплины. Серия  «Психолог в школе». «Генезис»  2004.

7. Нилл А. Саммерхилл - воспитание свободой/А. Нилл// Родительское  собрание, 2006. №1. с.49-64

8. Монтессори М. «Помоги  мне сделать это самому»./Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнстов.- М.: издат. дом «карапуз», 2000. с.272, ил.-( Педагогика детства)  Научный редактор С.В. Лыков.

9. Психолого – педагогический  словарь. Автор- составитель: В.А.  Мижерников «Феникс». Ростов- на- Дону, 1998. с.175

10. Рогожникова Р.А.Профессиональная  компетентность будущего учителя  по формированию дисциплинированности  школьника. Пермь: Пермский гос.  пед. универ. 2002. с.152.

11. Эта вечная проблема  – дисциплина/Е.Ушакова//Директор  школы-2009 № 3. с 81-85

12. Lee Canter with Marlene Canter Assertive Discipline a take charge approach for today’s edicator/-Santa Monica, California: Canter and Associates INC, 1985, c.195

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 

Анкета для  учеников

 

Данная анкета включает в себя 3 вопроса. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Как вы понимаете, что такое дисциплина?

 

Дисциплина – это ? ______________________________

 

2. По какой причине вы нарушаете  дисциплину?

 

________________________________________

 

3. Как ваша учительница налаживает дисциплину в классе?

 

__________________________________________________




Информация о работе Приемы установления дисциплины в начальных классах