Приемы установления дисциплины в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить приемы установления дисциплины в начальных классах.
Задачи курсовой работы:
1.Изучить проблему дисциплины на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2.Изучить опыт работы учителей по установлению дисциплины в классе.
3.Выявить этапы уроков, на которых чаще всего происходит нарушение дисциплины на основе наблюдения и интервью с учителем начальных классов.
4. Изучить отношение младших школьников к проблеме установления дисциплины в классе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Проблема дисциплины в педагогической науке и практике
1.1. Понятие дисциплины в психолого-педагогической
литературе ………………………………………………………………………6
1.2. Причины недисциплинированного поведения учащихся и способы
их устранения …………………………………………………………………………………………………6
1.3. Приемы установления и поддержания дисциплины на
уроке ………………………………………………………………………………………………………………9
Глава 2. Дисциплина и приемы ее установления в практике начальной школы
2.1. Изучение отношения младших школьников к дисциплине и приемам
ее установления …………….............................................................................14
2.2. Практика установления дисциплины в классе (на примере работы
учителя начальных классов).………………………………………………………………..………..17
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….21
Литература…………………………………………………………………………………………………………………………..23
Приложение…………………………………………………………………………………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая педагогика.docx

— 84.04 Кб (Скачать файл)

Моральная ответственность  перед классным коллективом, перед  другими общественными органами, воспитателями, точно также как  и перед родительским активом  или шефами, оказывает сильное  воспитательное воздействие на учащихся. Если к этому еще присоединяется действие честной и открытой критики  и самокритики, метко направленной на уязвимые стороны поведения школьника, то он понимает, что ему не удастся  прикрыться пустыми отговорками  или формальными обещаниями исправиться. И тут, конечно, надо твердо заставить  его ответить за все допущенные в  поведении нарушения. Но это не исключает  и привлечение других мер наказания. Ученику необходимо дать понять, что  он отвечает перед обществом за свою учебу и поведение. Вряд ли стоит повторять, что наказания, унижающие ученика, исключены из социалистической школы.

Нецелесообразные или  ошибочные действия ученика помогает ему устранить учитель. В большинстве  случаев достаточно бывает, если педагог  создает условия, при которых  благоприятно раскрывается положительное  отношение в ученике и закрепляется правильный образ поведения.

В настоящее время проблема дисциплины является одной из центральных  для педагогической науки и практики. Ведется поиск эффективных методов  и приемов воспитания дисциплинированности у учеников в учебно-воспитательном процессе.

Итак, установление дисциплины- это непрерывный процесс совершенствования  педагогического мастерства, однако, для этой цели нужно использовать и специальные приемы дисциплинирования, которые будут подробно рассмотрены  в следующем параграфе данной работы.

 

1.3. Приемы установления  и поддержания дисциплины на  уроке. 

Анализ литературы показал, что конкретных приемов для установления и поддержания дисциплины учащихся на уроке практически не существует, лишь некоторые авторы говорят о  поощрении и наказании учащихся (А.С. Спиваковская, Р. Кэмпбелл, Дж. Лешли  и др.). В данном случае работа американских авторов Ли и Марлен Кантер "Сознательная дисциплина: новый подход для современного учителя" (1985 г.) показывает конкретные приемы дисциплинирования как для  отдельных  учеников, так и для  всего класса. Авторы данной книги  создали для учителей обучающую  программу предупреждения недисциплинированности учеников и поддержания дисциплины в классе.

Приемы дисциплинирования  школьников авторы разделяет на те, с помощью которых можно повлиять на отдельных учеников и на дисциплину всего класса. Сначала автор описывает  приемы устного установления границ требования. Однако нужно помнить  единственный закон сознательной дисциплины: "Не предъявляйте детям требований, пока вы к этому не готовы!" Прежде всего, учитель должен задать себе вопрос: "Что я готов сделать, если ребенок  не согласится выполнить это требование?" Все требования учителя должны быть подкреплены с помощью последствий (например: "Или ты будешь работать на уроке, или я оставлю тебя после  уроков"). Ребенок делает выбор  самостоятельно.

Наряду с устной формой дисциплинирования авторы предлагают использовать такие приемы, как контакт  глаза в глаза, жесты, физические прикосновения, обращение к ребенку  по имени. Эти приемы дополняют требования учителя, говорят об их искренности.

Так же авторы предлагают приемы установления дисциплины такие, как:

1. Изоляция ребенка - ученик  сидит один подальше от других  детей, чтобы никому не мешал  и выполняет заданное учителем  упражнение в течение периода  времени, указанного учителем.

2. Снятие привилегии. В  качестве наказания ребенка за  плохое поведение учитель лишает  его свободного времени, прогулки  и т.д.

3.Задержание ребенка после школы в классе или кабинете директора. Этот прием лучше использовать с детьми, которые не доделывают классную работу на уроке.

4.Домашние последствия. Если ребенок нарушает дисциплину на уроке, учитель посылает родителям записку о плохом поведении ученика и со своими рекомендациями о наказании ребенка.

5.Время в другом, классе. Это очень эффективный прием для исправления поведения детей, которые постоянно нарушают дисциплину. Когда ребенок ведет себя плохо, он делает выбор идти в другой старший класс и делать задание в течение периода времени, установленного учителем.

6.Поведение, которое учитель записывает на магнитофон и затем посылает эту кассету родителям - это очень существенное для ребенка последствие. Используется оно в том случае, если родители не верят в то, что их ребенок действительно проблемный, а учитель хочет им это доказать. Ученики очень болезненно на это реагируют, т.к. знают, что их поведение плохое и не хотят, чтобы родители узнали об этом, поэтому они очень быстро исправляют свое поведение.

7.Систематическое исключение. Всякий раз, когда ребенок нарушает дисциплину в школе, он делает выбор, чтобы его исключили из школы до конца дня. Однако тогда родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок провел это время дома, заканчивая классную работу. Этот прием дает учителю возможность получать систематическую поддержку родителей для исправления поведения их ребенка.

Однако перед тем как  что-то предпринять, учитель должен индивидуально поговорить с ребенком и объяснить ему: ожидаемое от него поведение; последствия, если он не выполнит требований учителя; почему учитель  поступает таким образом.

В дополнение к этому учитель  может использовать в своей работе такие приемы дисциплинирования. как:

1."Мраморные камешки в банке". Учитель бросает камушек в банку, звук упавшего камешка дает ученикам знать, что они ведут себя хорошо, и вы признаете их усилия. Каждый камешек стоит 30 секунд свободного времени, таким образом дети могут зарабатывать за каждый урок по 30 секунд. Это время суммируется до конца недели. Класс сможет таким образом заработать мультфильм, кино и т.д.

2."Секретное слово". На доске зашифрована фраза или картинка. Когда ученики отличаются положительным поведением, учитель открывает по одной букве или часть картинки, в результате дети смогут прочитать всю фразу или увидеть всю картинку.

3."Аренда "ценностей" из класса. В качестве поощрения за хорошее поведение учитель может позволить детям арендовать на ночь или выходные игрушки, книжки из класса.

4.Лотерея. Для этой цели ученики приносят из дома игрушки, книжки и т.д. Ученики зарабатывают лотерейные билеты за хорошее поведение. В конце недели проводится лотерея.

Нужно использовать эти приемы до того момента, пока они не потеряют свою новизну, затем учитель должен быть готов использовать другие.

С.В. Кривцова считает, что  часто мы можем прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно. Вот некоторые конкретные приемы данной стратегии:

• Выключите свет. Это  старый испытанный способ, который  учителя используют давно. Когда  кто-то из учеников или весь класс  стал неуправляемым, просто поверните  выключатель, подождите тишины несколько  минут.

• Используйте музыкальные  инструменты. Учителя музыки часто  исполняют аккорд или несколько  аккордов на пианино в момент нарушения  поведения. Вместо пианино может  быть использован любой музыкальный  инструмент, и не только на занятиях по музыке.

• Начните говорить тихим  голосом. Учительские крики не уменьшают  уже существующий беспорядок, и когда  мы начинаем говорить тише, ученики, наоборот, прислушиваются и обращают на нас  внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим  спокойно, они тоже говорят спокойно.

• Измените деятельность. Если сразу много учеников «бесятся», чтобы привлечь ваше внимание, резко  измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения. Попросите  их освободить парты для нового задания, вынуть другие книги, послушать новое  задание и так далее.

• Пересаживайте учеников. Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются в аудитории. Отсаживая, вы лишаете их зрителей, и это вынуждает их успокаиваться. Это можно сделать двумя способами.

• Просите ученика сесть  на другое место. Иногда этого вполне достаточно: «Ваня, пересядь, пожалуйста, на свободное место в третьем  ряду»,— и продолжайте вести  урок. Таким образом, он не получит  желаемого общего внимания. А возможно, что такой вид внимания с вашей  стороны окажется вполне достаточным  и будет воспринят как награда.

• «Стул размышлений». Некоторые  учителя в своем классе ставят специальный «стул размышлений» в отдалении от остального класса (он не должен находиться в поле зрения остальных учеников). Этот стул должен отличаться от остальных. Его можно перекрасить, например, в ярко-красный цвет. Подойдет любой стул, непохожий на остальные. Пять минут на этом стуле — достаточное время. Остальной класс должен понимать, что нельзя беспокоить сидящего на «стуле размышлений».

Выбирая тот или иной способ вмешательства, помните, что смысл  истинного воздействия не наказание. Педагогическое воздействие преследует две цели — остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда  оно имеет место, и повлиять на выбор учеником более приемлемого  поведения в будущем.

 

Выводы по первой главе

Для повышения эффективности  обучения необходимо развитие достаточного уровня сознательной дисциплины учащихся.

Говоря о сознательной дисциплине, мы имеем в виду, прежде всего, обязательное условие и средство, обеспечивающее успешность занятий, которое  воспитание сознательности организованности, культуры труда, разнообразных нравственных качеств личности школьника.

Исходным пунктом формирования дисциплины является убежденность воспитанников  в ее необходимости и для обеспечения  успешности работы, и для нравственной защищенности каждого.

Одним из стимулов выполнения учебных воспитания учебных обязанностей и дисциплины является познавательный интерес. Его последовательное развитие формирует самодисциплину учащихся. В практике воспитания наибольшие трудности  вызывает правильное использование  мер воздействия на учащихся, нарушающих дисциплину. Большинство дисциплинарных нарушений не носит закономерного  характера, связаны с естественной детской активностью, неразвитостью  навыков самоорганизации. Воспитатель  не может действовать по принципу нарушение-наказание, он должен понять причины недисциплинированности.

Проблема дисциплины решается на демократической, гуманной основе в  коллективах, где утверждается сотрудничество, взаимопонимание, где педагог может  подобрать эффективные приемы дисциплинированности учащихся, основанные как на поощрении, так и на наказании учеников.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Дисциплина и приемы ее установления в практике начальной школы.

2.1. Изучение отношения  младших школьников к дисциплине  и приемам ее установления.

С целью изучения приемов  установления дисциплины в начальных  классах, которые чаще всего педагоги  используют  на уроках, была проведено анкетирование учеников 4а класса (22 человека). Данная анкета включала в себя 3 вопроса.

 На первый вопрос  им предлагалось ответить: « Как  они понимают, что такое дисциплина?»

Проверив результат, было обнаружены различия между представлениями  учеников о понятии «дисциплина». В результате определились 3 группы учеников. Результаты ответов по данному  вопросу представлены на рис. 1.

 

 

 Рис. 1. Определение учениками  понятия «дисциплина» (в % при  n=22)

Первая группа учеников( 64%) определили дисциплину как хорошее  поведение в общественных местах т.е  определение учеников соответствует  общепринятым нормам.

Вторая группа учеников(18%)  считаю, что дисциплина- порядок  и тишина во время уроков.  Данное понятие используется в узком  смысле, это частично верное мнение учеников. Для того чтобы ученики  наиболее точно поняли что такое «дисциплина» им нужно иметь точное представление о самом понятие «дисциплина».

Третья группа учеников (18%) вообще не дали ответа, что позволяет предположить об отсутствие понимания данного определения.

И так , можно сделать вывод, что большинство учеников (64%)  правильно понимают понятие «дисциплина».

На второй вопрос им предлагалось ответить: «По какой причине они  нарушают дисциплину?»

В результате анализа ответов  на данный вопрос всех учащихся мы разделили  на две группы: те, которые понимают причин нарушения дисциплины и те, которые не смогли ответить на данный вопрос. Результаты ответов по данному вопросу представлены на рис. 2.

 

 

 Рис.2. Определение причин  нарушения дисциплины в классе( в % при n=22).

Первая группа учеников (82%) выделила такие причины нарушений как:

1 место - драки в школе

2 место -  обзываются 

3место -  балуются во  время уроков

4 место – не слушаются  учительницу

5 место – хождение  по классу во время урока

Вторая группа учеников (18%) вообще не видят причин нарушения дисциплины.

Итак можно сделать  вывод о том, что, несмотря на то, что большинство учеников понимаю  понятие «дисциплина», но при этом у них возникают проблемы с  дисциплиной.

На третий вопрос детям предлагалось ответить: «Как ваша учительница налаживает дисциплину в классе?»

Результаты ответов на данный вопрос удобно показать на гистограмме (рис.3)

 

 

 Рис.3. Приемы налаживания  дисциплины учащихся (учителя), (при  n=22)

Анализ ответов учащихся показал, что учительница для  установления дисциплины в классе чаще всего использует приемы, как собирает дневники, проводит беседы, хлопает  в ладоши для привлечения внимания, повышает голос, ставит «2» в дневник, ругается. 

Результаты ответов учащихся позволяют предположить, что учительница  использует неэффективные приемы для  установления и поддержания дисциплины на уроках, а применяет для этой цели традиционные, «репрессивные» методы и не обладает необходимым уровнем теоретических знаний по данному вопросу.

Информация о работе Приемы установления дисциплины в начальных классах