Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 03:02, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: раскрыть роль информационно-коммуникационных технологий в успешном овладении английским языком в начальной школе.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить современные тенденции в образовании;
- определить значение понятий «технология», «технологический подход», «информационно-коммуникационная технология»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
3-5
Глава I. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их роль в образовании………………………………………………..

1.1. Современные тенденции в системе образования…………………………..
1.2. К проблеме определения понятий «технология», «технологический подход»…………………………………………………………………………….
1.3. К проблеме определения понятия «информационно- коммуникационная технология»……………………………………………………………………….
1.4. Средства ИКТ, применяемые в образовании………………………………
1.5. Применение ИКТ в изучении иностранного языка………………………..

6-17

6-7

8-10


10-11

11-14

14-17

Глава II. Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе………………………………………………………………..

2.1. Из опыта применения ИКТ на уроках английского языка в начальной школе………………………………………………………………………………

2.2. Использование мультимедийных компьютерных технологий на уроках английского языка………………………………………………………………...
2.3. Роль использования ИКТ на уроках английского языка в начальной школе……………………………………………………………………………….


18-25


18-21


21-24

25
Заключение……………………………………………………………………….
26-27

Литература………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

referat.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  Вологодской области

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по теме:

«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка  в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Доценко О.А.,

учитель английского  языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец

2012г

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...

3-5

Глава I. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их роль в образовании………………………………………………..

 

1.1. Современные тенденции в системе образования…………………………..

1.2. К проблеме определения понятий «технология», «технологический подход»…………………………………………………………………………….

1.3. К проблеме определения понятия «информационно- коммуникационная технология»……………………………………………………………………….

1.4. Средства ИКТ, применяемые в образовании………………………………

1.5. Применение ИКТ  в изучении иностранного языка………………………..

 

6-17

 

6-7

 

8-10

 

 

10-11

 

11-14

 

14-17

 

Глава II. Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе………………………………………………………………..

 

2.1. Из опыта применения  ИКТ на уроках английского  языка в начальной школе………………………………………………………………………………

 

2.2. Использование мультимедийных  компьютерных технологий на уроках  английского языка………………………………………………………………...

2.3. Роль использования ИКТ на уроках английского языка в начальной школе……………………………………………………………………………….

 

 

18-25

 

 

18-21

 

 

21-24

 

25

Заключение……………………………………………………………………….

26-27

 

Литература………………………………………………………………………..

 

28-29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы, а также интенсивное их использование в учебном процессе уже привели к некоторым изменениям в системе образования. Важным фактором ускорения этих процессов стали меры государственной политики в области информатизации образования, сформулированные в федеральных целевых программах «Электронная Россия» (2002-2010), «Компьютеризация сельских школ», «Компьютер в каждую школу» (2001-2005 гг.). Процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию технических и дидактических потенциалов информационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разработки стратегий поиска учебных и практических задач.

Модернизация содержания школьного образования явилась  стимулом для использования новых  педагогических технологий при обучении английскому языку. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения обозначают перспективы развития  обучения в начальной школе. Возраст младших школьников является благоприятным для формирования интереса к изучению иностранных языков, развития мышления, памяти, воображения и других психологических функций учащихся, которые вовлечены в процесс развития речи. Именно в начальных классах необходимо заложить основы для дальнейшего изучения иностранных языков. От эффективности обучения на этом этапе зависит дальнейшее развитие учащихся, их коммуникативная и лингвистическая компетенция, уровень их заинтересованности в изучении иностранного языка.

Новые достижения в области  физиологических, психологических  и педагогических наук, в частности  гуманистической педагогики, предполагают использование новых педагогических технологий для более результативного обучения. Личностно-ориентированное обучение  позволяет сформировать новые знания, навыки и элементарные коммуникативные умения на английском языке в четырех видах речевой деятельности; говорение, аудирование, чтение, письменная речь. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они переносят обучение школьников  на новый качественный уровень активной познавательной деятельности.

Новый государственный образовательный  стандарт начального образования ориентирован на развитие интеллектуального и  творческого потенциала учащихся.

Новые образовательные стандарты  диктуют нам новые образовательные  результаты. У ребенка на первой ступени обучения должны быть сформированы следующие компетенции:

личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Научить ребенка работать с информацией, развивать его мышление и активизировать познавательную деятельность является главной задачей. Добиться этого нам помогают информационно-коммуникационные технологии.

В обучении иностранному языку активно и успешно используются информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют значительно  повысить эффективность этого процесса. В частности, применение ИКТ обеспечивает возможность создание обучаемым условий для формирования и развития лингвистических и коммуникативных навыков, максимально учитывая их личностные потребности и особенности, успешно реализуя идеологию личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, И.С. Якиманская и другие).

 

Все вышесказанное обуславливают актуальность данной работы.

Проблемами применения ИКТ на уроках английского языка в школе занимались следующие ученые: С.В. Бондаренко, Н.Д. Коваленко, М.Ю. Бухарина, Л.П. Владимирова, Б.С. Гершунский, Н.Л. Грейдина,

 З.Х. Миракян, Е.И. Дмитриева,  М.К. Захарова, Т.В. Карамышева  и другие.

Цель данной работы: раскрыть роль информационно-коммуникационных технологий в успешном овладении английским языком в начальной школе.

 Для реализации  этой цели необходимо решить  следующие задачи:

- изучить современные тенденции в образовании;

- определить значение  понятий «технология», «технологический подход», «информационно-коммуникационная технология»;

- раскрыть многообразие мультимедийных компьютерных технологий в успешном овладении английским языком;

- поделиться опытом  использования ИКТ на уроках  английского языка в начальной  школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их роль в образовании

 

1.1. Современные  тенденции в системе образования

 

Системы образования  наиболее развитых стран мира в последние  десять-двадцать лет перешли к новому этапу, который характеризуется изменением:

  • отношения к «знаниям, умениям и навыкам» как к приоритетной цели образования; это место начинают занимать ценности мышления, творчества, компетентностей личности;
  • традиционных подходов к его содержанию — переход к сообразному

современным уровнем развития общества компетентностному подходу;

  • иерархии целей образования: интегративные цели обучения доминируют над предметными, деятельностный подход вытесняет другие подходы;
  • образовательных ценностей и смыслов: не «вы должны выучить и воспроизвести...», а «мы поможем вам овладеть и применить...»;
  • характера педагогических отношений: авторитаризм уступает место сотрудничеству, вдалбливание знаний «сверху» — партнёрству в познании и деятельности (Селевко: 5-6; 2006).

Российское образование  реформируется в соответствии с мировыми тенденциями, происходит дальнейшее развитие: предлагаются иное содержание, новые подходы, новое право, новые отношения, новое поведение.

Формируется новый педагогический менталитет. Формула «образование на всю жизнь» заменяется формулой «образование через всю жизнь». Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией.

Методы обучения обогащаются  творческим решением проблем науки  и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Информационно-телекоммуникационные средства обучения и воспитания охватывают всё большее образовательное пространство.

Личностно ориентированное  взаимодействие учителя с учениками  становится важнейшей составляющей педагогического процесса.

В воспитании взят ориентир на общечеловеческие духовные ценности, становление нравственного облика выпускника. Происходит дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, средств массовой коммуникации, микро- и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного развития.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования  образовательных технологий характеризуются переходом:

  • от образования как трансляции к образованию как диалогу с культурой;
  • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
  • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий, к компетентностным характеристикам личности;
  • от ориентации на усреднённого ученика к дифференцированным, профильным и индивидуализированным программам обучения;
  • от внешней мотивации учения к внутренним мотивам самосовершенствования;
  • от дисциплинарно-знаниевой и принудительно-нормативной доминанты образования к доминанте саморазвития, самостроительства и самосовершенствования ребёнка.

 

1.2. К проблеме  определения понятий «технология», «технологический подход»

Вхождение России в мировое  образовательное пространство сталкивается со многими трудностями: социальными, политическими, экономическими и другими. Процессы модернизации образования не поспевают за требованиями времени.

Вместе с тем в  современном российском образовании  накоплен огромный потенциал: достижения психолого-педагогической науки и опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации.

Одно из средств решения  этой проблемы, по мнению Г.К Селевко - это технологический подход, использование понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам.

Прежде всего, необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного  понимания технологии как «научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей» (Селевко: 6; 2006).

Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства — образованию, культуре — новое явление для социальной действительности в нашей стране.

Понятия «образовательный процесс», «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляются несколько более широкими, чем понятия «педагогический процесс», «педагогическая технология», так как образование включает, кроме педагогических, ещё разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. Педагогика традиционно охватывает обучение и воспитание, а образование — ещё и развитие ребёнка. Однозначного толкования этих терминов не существует так как, образовательная технология иногда понимается узко — как технология

учебного процесса. С  другой стороны, понятие «педагогическая  технология» относится, очевидно, ко всем разделам и видам непрерывного образования (дошкольное, школьное, вузовское, дополнительное, семейное, профессиональное, производственное, специальное).

 В зарубежной литературе эти термины имеют близкое написание: «technology in education» («технологии в образовании»), «technology of education» («технологии образования»), «educational technology » («педагогические технологии»).

Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической и социальной действительности; он позволяет:

  • с большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
  • анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его

использование;

  • комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
  • обеспечивать благоприятные условия для развития личности;
  • уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
  • оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
  • выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем.

Информация о работе Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка в начальной школе