Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 03:02, реферат
Цель данной работы: раскрыть роль информационно-коммуникационных технологий в успешном овладении английским языком в начальной школе.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить современные тенденции в образовании;
- определить значение понятий «технология», «технологический подход», «информационно-коммуникационная технология»;
Введение…………………………………………………………………………...
3-5
Глава I. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их роль в образовании………………………………………………..
1.1. Современные тенденции в системе образования…………………………..
1.2. К проблеме определения понятий «технология», «технологический подход»…………………………………………………………………………….
1.3. К проблеме определения понятия «информационно- коммуникационная технология»……………………………………………………………………….
1.4. Средства ИКТ, применяемые в образовании………………………………
1.5. Применение ИКТ в изучении иностранного языка………………………..
6-17
6-7
8-10
10-11
11-14
14-17
Глава II. Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе………………………………………………………………..
2.1. Из опыта применения ИКТ на уроках английского языка в начальной школе………………………………………………………………………………
2.2. Использование мультимедийных компьютерных технологий на уроках английского языка………………………………………………………………...
2.3. Роль использования ИКТ на уроках английского языка в начальной школе……………………………………………………………………………….
18-25
18-21
21-24
25
Заключение……………………………………………………………………….
26-27
Литература………………………………………………………………………..
Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей.
Сегодня он активно разрабатывается отечественной педагогикой: ему посвящены работы В.П. Беспалько, М.Е. Вернадского, В.И. Боголюбова, В.В. Гузеева, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, М.М. Левиной, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова( Ю.О. Овакимяна, В.Я. Пилиповского, Е.С. Полат, А.Я. Савельева, Г.К.Селевко, А.И. Умана и других учёных, а также зарубежных авторов (Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Т.Гилберт, Н. Гронлунд, Р. Мейджер, А. Ромишовски и др.).
По мнению японского педагога Т. Сакамото, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.
Заметим, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и других направлений науки и практики.
1.3. К проблеме
определения понятия «информационно-
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает «науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления». Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Если мы обратимся к “Словарю методических терминов”, то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи” (Азимов, Щукин: 12, 2009).
Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных
сетей и других, аналогичных им
средств ИКТ образование
В сети доступны и другие
распространенные средства ИКТ, к числу
которых относятся электронная
почта, списки рассылки, группы новостей,
чат. Разработаны специальные
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.
С помощью сетевых
средств ИКТ становится возможным
широкий доступ к учебно-методической
и научной информации, организация
оперативной консультационной помощи,
моделирование научно-
Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.
Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
1.5. Применение ИКТ в изучении иностранного языка
По мнению Львовой О.В. основной целью использования ИКТ для изучения иностранного языка является формирование у обучаемых иноязычной коммуникативной компетенции и развитие личности обучаемого, способного и желающего овладеть иностранным языком как средством общения и совершенствоваться в этой области.
Сформулированная цель является комплексной и включает в себя 4 компонента: практический, развивающий, воспитывающий, общеобразовательный.
Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив им возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.
В разработанной А.С.Нелуновым модели компьютерного обучения иностранным языкам на основе личностно-деятельностного подхода предполагается «свобода выбора пути, компьютера, методов, партнера в группе», обеспечение безопасности личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание его личностной самоактуализации и личного роста.
Такая система должна удовлетворять основополагающим принципам:
Очевидно, что два последних принципа имеют отношение, в первую очередь, к преподавателю, использующему ИКТ для преподавания иностранного языка, который должен обладать культурой многокритериальной постановки и решения задач, а также понимать, что никто не может претендовать на истину в последней инстанции. И ни одна теория не может считаться универсальной и вечной и ни один учебник не может отвечать абсолютно всем требованиям к содержанию данного предмета.
Н.С. Нечаева считает, что в настоящий момент в самом общем виде можно выделить три основных пути использования компьютеров в обучении иностранным языкам (ИЯ):
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется “ подать” себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование информационно-коммуникационных технологий в обучении английскому.
Глава II. Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе
2.1. Из опыта применения ИКТ на уроках английского языка в начальной школе
Преподавание английского языка в младших классах имеет свою специфику. Необходимо, чтобы на каждом уроке дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Для создания такой обстановки необходимо постоянно поддерживать высокую активность каждого ребенка.
Практика показывает, что сделать обучение иностранному языку в начальных классах эффективным при нагрузке 2 часа в неделю, используя традиционные методики, довольно сложно. В решении этой проблемы может помочь использование информационных компьютерных технологий, которые открывают перед учителем иностранных языков поистине необозримые возможности и предлагают простые и удобные решения широкого круга задач, расширяют выбор материалов и форм учебной работы, делают уроки яркими и увлекательными, эмоционально и информационно насыщенными. Использование информационно компьютерных технологий, помогает зачастую решить проблему заинтересованности ребенка, помогает активизировать его деятельность на уроке.