Применение электронного учебника на уроках информатики как способ повышения учебной мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель: проанализировать педагогические условия, способствующие повышению учебной мотивации при организации уроков информатики с применением электронного учебника.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2.Определить сущность учебной мотивации и пути повышения учебной мотивации.
3.Разработать систему уроков по информатике для 8 класса с применением электронного учебника.
4.Частично апробировать систему уроков и провести анализ апробации.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть: 7
Повышениеучебной мотивации учащихся на уроках информатики при организации обучения с применением электронных учебников 7
1.1. Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности 7
1.2. Возможности применения информационных технологий в образовании 17
1.3. Структура и технология создания электронных учебников 26
1.4. Выводы по теоретической части 30
Глава II. Практическая часть 32
2.1. Анализ педагогических условий и психолого-педагогическая характеристика 11 группы «Сварочное производство» 32
2.2. Анализ уровня сформированности учебной мотивации учащихся 11 группы «Сварочное производство» 36
2.3. Практическое исследование эффективности использования электронного учебника на примере учащихся 11 группы «Сварочное производство» 38
Библиографический список: 41

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 89.48 Кб (Скачать файл)

Первый уровень  – высокий уровень учебной  мотивации, учебной активности. Дети стремятся наиболее успешно выполнять  все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям  учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

Второй уровень  – хорошая школьная мотивация. Подобный уровень мотивации является средней  нормой, в котором учащиеся успешно  справляются с учебной деятельностью

Третий уровень  – положительное отношение к  школе, но школа привлекает таких  детей внеучебной деятельностью, они  достаточно благополучно чувствуют  себя в школе. Им нравиться ощущать  себя учениками, иметь красивый портфель,  ручки,  пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный  процесс их мало привлекает.

Четвертый уровень  – низкая учебная мотивация. Дети с данным уровнем неохотно посещают школу, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные  затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации  к школе.

Пятый уровень  – негативное отношение к школе, учебная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности  в обучении: они не справляются  с учебной деятельностью; имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.

Главная задача мотивации учения - организация учебной  деятельности, которая максимально  способствовала бы раскрытию внутреннего  мотивационного потенциала личности ученика. Поэтому, так важно создавать  для школьника ситуации успеха, уделять  основное внимание на организацию целенаправленной учебной деятельности. Основная методическая проблема все же остается на учителе - используя различные методы и  методические приемы формировать целенаправленную учебную деятельность.

В психологии известно много достаточно много  конкретных условий, развивающих учебную  мотивацию. Рассмотрим некоторые из них:

  • способ раскрытия учебного материала - когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе  всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета;
  • организация работы над предметом малыми группами - если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется;
  • отношение между мотивом и целью - цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика;
  • проблемность обучения - на каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания;
  • содержание обучения, а именно основу содержания обучения составляют базовые (инвариантные) знания. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями. [8, с.78]

Общий путь формирования учебной мотивации  состоит в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у учащегося  широких побуждений к познаниям  в зрелую мотивационную сферу  с устойчивой структурой.  Развитие учебной мотивации является одним  из способов повышения эффективности  обучения. Мотивация учащихся во многом определяется пониманием необходимости  применения приобретенных знаний, навыков  и умений в будущей профессиональной деятельности. В целях повышения  у учащихся учебной мотивации  и уровня удовлетворенности своими достижениями необходимо создание таких  условий, в которых дается возможность  каждому учащемуся пережить радость  успеха в учебной деятельности, в  наиболее полной степени актуализировать  и реализовать свой личностный потенциал.  Одним из важнейших вопросов учебной  мотивации учащегося является причинное  объяснение мотивов. Мотивы - связанные  с удовлетворением потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?». Мотивы предполагают знания об объектах, которые могут удовлетворить  потребность, и действиях, способных привести к её удовлетворению. Мотивы - подключенные и исполняемые команды в их взаимодействии. Учебную мотивацию различают по способу воздействия: условная (когда побуждение привязывается к событиям из прошлого опыта человека или их элементам); безусловная (осуществляется в реальной аффективной ситуации, и часто представляет собой прямое внушение).

Поиск ответов  на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Для какой цели?» и «Ради чего?»  приводит к объяснению причин устойчивых изменений в поведении учащегося, обусловленных внутренней и внешней  мотивацией.

Элементами  процесса учебной мотивации являются: основания (неудовлетворенные потребности учащегося); действия (характер и способ осуществления изменений среды, состояния учащегося или свойств его личности); средства  (предметы, с помощью которых осуществляются действия); цель (предполагаемый результат действий).

Основания и  цель должны согласовываться со стремлениями учащегося и представлять собой  противоречие между нежелательным настоящим и желаемым будущим. Действия должны быть для учащегося знакомыми или достаточно описанными. Средства должны быть доступными и также достаточно описанными. Элементы учебного процесса должны стимулировать в учащемся эмоции, показатель, как значимости элементов учебной мотивации, так и ее интенсивности. Интенсивность приходится определять по своему внутреннему чувству. Установлено, что чем легче для человека задача, тем выше должна быть интенсивность мотивации, а чем сложнее, тем более низкая интенсивность будет оптимальной для того, чтобы человек взялся эту задачу решать. Для каждого конкретного случая существует оптимальный уровень интенсивности, при котором учащийся наиболее восприимчив, при дальнейшем же увеличении интенсивности готовность действовать падает. С приближением желанной цели мотивация и активность увеличиваются. Приемлемой для начала контакта считается средняя интенсивность мотивации. Мотивация проходит успешно, когда ее элементы вызывают у учащегося представления и формируют ожидания.

Для понимания  поведения учащегося и его  отношения к учёбе необходимо рассмотреть некоторые аспекты  учебной мотивации. Рассмотрим некоторые из них.

Сдвиг мотива на цель. Этот феномен может быть использован и как прием. Его суть: результат действия, которое первоначально мотивировалось другой целью, сам становится ценностью, и в дальнейшем самостоятельным мотивом является достижение этого, когда-то побочного, результата. То же самое, когда целью становится какой-то из прежних промежуточных этапов. Так, страсть к компьютерным играм может вылиться в стойкое увлечение информатикой.

Внутренний  мотивационный конфликт. Выделяют его виды:

  • «стремление-стремление» - два разных действия одинаково привлекательны;
  • «стремление-избегание» - одно и то же действие «и хочется, и колется«;
  • «избегание-избегание» - выбор при этих конфликтах может быть совершен при соответствующем внешнем воздействии, но это зависит от значимости того, кто воздействует;
  • «стремление и избегание - стремление и избегание»- этот конфликт обычно можно разложить на два простых. [11, с. 33]

Для ослабления мотивационного конфликта рекомендуют, как более действенный способ, уменьшение избегания, а не усиление стремления.

Важной психологической  особенностью, влияющей на достижения успехов в учебе, является самооценка, которая выражается в требованиях, предъявляемых учащимся к самому себе. Учебная мотивация с использованием самооценки  может осуществляться следующим образом:

  • поддержание в учащемся устойчивой положительной самооценки, что приводит к уменьшению негативизма;
  • апелляция к самооценке и самоуважению личности;
  • формирование реалистичного уровня притязаний за счет оптимального соответствия трудности задач способностям и возможностям учащегося, предоставления ему возможности свободного выбора; после успеха при нормальном уровне притязаний обычно выбираются более трудные задачи, после неудачи - более легкие;
  • формирование внутреннего локуса контроля - объяснение причин успеха достаточностью усилий и способностей, а неуспеха - недостаточностью усилий;
  • антиподная мотивация может быть использована при наличии в учащемся психической защиты типа «преувеличение-преуменьшение» и зависимости его от оценок со стороны. [11, с. 38]

Учебная мотивация  может осуществляться с использованием механизмов: соперничества, самоутверждения, группового давления. Экстраверт любит  ответственность, но не любит обязанности. Интроверт - наоборот. Интроверты лучше  мотивируются похвалой, экстраверты  – критикой. Там, где можно и  нужно лишь улыбнуться, ответить шуткой на шалость учащегося и тем  погасить конфликтную ситуацию, нередко  применяется угроза, устраивается проработка, читается мораль. Неотъемлемая составная  часть мастерства педагога - знание мотивов и умение их использовать, а именно: помощь. Учащийся проявляет готовность к оказанию помощи, когда свое благополучное положение связывает со своими способностями, с причинами, зависящими от него, а не от внешних условий.

Аффилиация - стремление учащегося быть в обществе других людей, умение наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения.

Страх отвержения - неудовлетворительное состояние навыков общения и тенденция испытывать чувство неспособности справляться с межличностными отношениями.

Мотив достижения - стремление повышать или поддерживать на возможно более высоком уровне свои способности и умения по отношению  к деятельности, в которой считаются  обязательными. [12, с. 42]

В психолого-педагогической работе рекомендуется применять  приём «авансирование доверием, похвалой». Применяя этот приём, хвалят, оказывают доверие тому, кто его ещё не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность. Особенно необходимо авансировать похвалой учащихся, оказавшихся в социально-опасном положении, вставших на путь исправления, совершивших положительный поступок. Кроме того, неудачи в учёбе, также как и в любой другой деятельности, становятся субъективной причиной помех в завоевании достойного места в коллективе. И наоборот, удачные свершения как бы мотивируют дальнейшие успехи в начатом деле.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать  вывод о том, что мотивация  каждого школьника различна, к  каждому необходим свой индивидуальный подход. Для того чтобы найти его, необходимо знать уровни развития учебной мотивации.

В психологии известно, что развитие учебной мотивации идет двумя  путями:

1. через усвоение учащимися общественного  смысла учения;

2. через саму деятельность учения  школьника, которая должна чем-то  заинтересовать его. [5, с. 17]

На первом пути главная задача учителя состоит  в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень  действительности. Примером может служить  желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем  знаний и умений. И таким образом  постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий  уровень знаний  и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие  их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют.

Педагогам, занимающимся формированием и развитием  мотивации учебной деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения, имеющиеся у учащегося, а также внешние факторы, которые  заставляют его вести определённым образом и целенаправленно управлять  процессом учебной деятельности и побуждать учащихся развивать  свою учебную направленность и активность. 

Из всего  этого следует, что главным фактором повышения учебной мотивации  является гуманный, индивидуальный подход к учебному процессу школьников. Развитие способностей, учет интересов и индивидуальных особенностей.

Положительная мотивация к обучению может быть создана благодаря использованию  информационных технологий в процессе обучения.

1.2. Возможности применения информационных технологий в образовании

Под информационной технологией в одних случаях  понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других - совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.

 Следует  заметить, что в каком-то смысле  все педагогические технологии (понимаемые  как обозначенные выше способы)  являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Термин «компьютерная  технология обучения» с учетом широких  возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей часто употребляется в том же смысле, что и «имитационные технологии» и «учебные игры». В то же время понятия «компьютерная технология» и «информационная технология» нельзя отожествлять. В информационных технологиях может быть компьютер как одно из возможных средств. Кроме того, понимание компьютера как вычислительной машины (от англ. computer - вычислитель) стало уже анахронизмом. Поэтому и термин «компьютерная (буквально - вычислительная) технология» скорее неудачный, а вот вести речь о компьютерных средствах обучения, компьютерных программах вполне правомерно.

Рассмотрим  общую характеристику информационных технологий обучения и их технические средства обучения. Система образования, пожалуй, всегда была очень отзывчивой на внедрение в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения и компьютерных средствах. В учебных заведениях и сегодня успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования, системы управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки данных). И все же эти программные средства, можно сказать, никогда не обеспечивали всех потребностей преподавателей. [1, с. 3]

Информация о работе Применение электронного учебника на уроках информатики как способ повышения учебной мотивации