Применение электронного учебника на уроках информатики как способ повышения учебной мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель: проанализировать педагогические условия, способствующие повышению учебной мотивации при организации уроков информатики с применением электронного учебника.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2.Определить сущность учебной мотивации и пути повышения учебной мотивации.
3.Разработать систему уроков по информатике для 8 класса с применением электронного учебника.
4.Частично апробировать систему уроков и провести анализ апробации.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть: 7
Повышениеучебной мотивации учащихся на уроках информатики при организации обучения с применением электронных учебников 7
1.1. Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности 7
1.2. Возможности применения информационных технологий в образовании 17
1.3. Структура и технология создания электронных учебников 26
1.4. Выводы по теоретической части 30
Глава II. Практическая часть 32
2.1. Анализ педагогических условий и психолого-педагогическая характеристика 11 группы «Сварочное производство» 32
2.2. Анализ уровня сформированности учебной мотивации учащихся 11 группы «Сварочное производство» 36
2.3. Практическое исследование эффективности использования электронного учебника на примере учащихся 11 группы «Сварочное производство» 38
Библиографический список: 41

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 89.48 Кб (Скачать файл)

Интерес к получению специальности  сформирован на среднем уровне.

Из 25 человек 17 получают стипендию, т.е. учатся (сданы экзамены за семестр) на «4» и «5». Отстающих по результатам семестра нет. У большинства учащихся широкие положительные, познавательные, социальные мотивы

Обучающиеся группы предпочитают практические занятия, лабораторные работы, выполнение конкурсных заданий. Видимых предпочтений участия в мероприятиях – техникума  или группы – не выказывали. Исходя из наблюдений за группой во время занятий, мы сделали вывод, что у большинства учащихся недостаточно развито внимание, так как при выполнении практической работы учащиеся не могут ее выполнить без помощи учителя. Уровень творческой активности в классе довольно высокий: много детей имеют общие и специальные способности, склонны к проявлению фантазии, нестандартного решения. (Василий К., Виталия С).

На общем фоне обучающихся Баранчинского  электромеханического техникума группа № 11 «Сварочное производство» выделяется собранностью, организованностью, толерантностью.

Все обучающиеся достаточно коммуникабельны, лояльны по отношению друг к другу.

Группа лидеров состоит из 5 человек: Павел Б., Наталья К., Анастасия  П., Михаил К., Андрей Ш.. Из них Анастасия  П., Андрей Ш. входят в состав юношеского патриотического клуба «Барс», организованного  на базе техникума. Павел Б. входит в  состав студенческого самоуправления образовательного учреждения. Кроме этого четыре человека посещают кружок бальных танцев, восемь человек посещают различные спортивные секции в спорткомплексе «Синегорец».

Группа условно разделена на 4 подгруппы, возглавляемые вышеуказанными лидерами. Подгруппы сформированы в  основном по месту проживания (району поселка, иногородние, обучение в определенной школе, классе). Отношения между группами дружеские, всегда присутствует поддержка  и помощь. Отверженных в группе нет.

Традиционно именно обучающиеся этой группы являются инициаторами внеурочных мероприятий, таких, например, как организация  волонтерского движения – уход за пожилыми людьми. Юноши и девушки  участвуют в предметных олимпиадах, в конкурсах по владению компьютером. Подросткам нравится учиться и получать знания за полный курс общеобразовательной  школы и выбранной специальности.

2.2. Анализ уровня сформированности учебной мотивации учащихся 11 группы «Сварочное производство»

За период государственной  аттестационной практики было выявлено, что успеваемость группы делится на три уровня: низкая, стабильная и высокая. В результате напрашивается вывод, что учащихся необходимо мотивировать к учебе. 

Для дальнейшей работы в  группе была проведена диагностика О. С. Гребенюк на выявление уровня учебной мотивации.

Суть диагностики состоит  в выявлении уровня учебной мотивации  каждого учащегося. По ее результатам  можно определить, что учебная  мотивация в данном классе находится  на разных уровнях.

Полученные данные были подвержены качественному и количественному анализу. Итак, по диагностике мотивации к учению было выявлено, что из 100% студентов 11 группы «Сварочное производство»:

Количество учащихся

Высокий уровень

Стабильный уровень

Низкий уровень

4 человека

Данил Котельников 

Олег Стаюхин 

Илья Черёмухин 

Александра Попкова 

   

12 человек

 

Александр Артёменко

Алексей Байков

Джоник Броян 

Артур Григорьев 

Рустам Зульхиджин

Антон Круглов 

Владимир Мамчиц

Антон Осипенко

Ксения Пшеничникова

Андрей Бражкин

Максим Черепанов

Илья Танухай 

 

9 человек

   

Алексей Колосов

Александр Марков

Евгений Небаба

Дмитрий Ожгихин

Владимир Постыляков

Алексей Стрежнев

Даниил Чащин

Евгений Стефаненко

Максим Шитов


 

Низкая учебная мотивация - этот уровень показали такие учащиеся, как Алексей Колосов, Александр Марков, Евгений Небаба, Дмитрий Ожгихин, Владимир Постыляков, Алексей Стрежнев, Даниил Чащин, Евгений Стефаненко, Максим Шитов. Результаты диагностики показали, что они не заинтересованы в учебе, не проявляют интерес к предмету, показывают негативное отношение к предложенным заданиям. Их увлекает только творческая деятельность, проявление собственной фантазии.

Стабильная учебная мотивация  – ею обладают такие учащиеся Александр Артёменко, Алексей Байков, Джоник Броян, Артур Григорьев, Рустам Зульхиджин, Антон Круглов, Владимир Мамчиц, Антон Осипенко, Ксения Пшеничникова, Андрей Бражкин, Максим Черепанов, Илья Танухай: Результаты диагностики показали, что эти учащиеся адекватно оценивают обстановку на уроке, заинтересованы в предмете, выполняют задания различной направленности, владеют как теоретическими знаниями, так и практическими навыками.

Высокая учебная мотивация  – этот уровень наименее распространен  в данном классе. Им обладают  Данил Котельников, Олег Стаюхин, Илья Черёмухин, Александра Попкова. Эти учащиеся показывают большой интерес к предмету, выполняют дополнительные задания, создают творческие работы, посещают дополнительные секции по разным направлениям. 

По результатам диагностики  мы видим, что достаточно большое  количество студентов 11 группы «Сварочное производство» имеют низкий уровень учебной мотивации.

Это приводит к пониманию необходимости  использования электронного учебника на уроках информатики для повышения уровня учебной мотивации учащихся.

Таким образом, можно прийти к выводу, что работая в данной группе, необходимо использовать разные формы обучения, такие как фронтальное обучение, парное обучение, индивидуальное обучение. И наиболее подходящим средством будет использование электронного учебника. Это позволит заинтересовать всех учащихся и повысить их учебную мотивацию.

2.3. Практическое  исследование эффективности использования  электронного учебника на примере  учащихся 11 группы «Сварочное производство»

Исследование проводилась  на базе анализа урока информатики  в группе № 11 «Сварочное производство»  по теме: «Текстовый редактор Microsoft Word»

При проведении данного урока  перед педагогом была поставлена следующая цель: познакомить в процессе решения учебных задач с пониманием электронного учебника.

Задачи урока:

1. Воспитательная - развить интересы логического мышления.

2. Учебная - познакомить с понятием «электронный учебник».

3. Развивающая - развитие положительной мотивации на уроках информатики.

В основу работы положена электронная  версия учебника созданого в муниципальном  общеобразовательном учреждении Гимназия №3 г. Аксая. Автор - Степанов Валерий  Валерьевич, учитель информатики  высшей квалификационной категории.

Структура данного учебника, помимо собственно текста глав и вопросов для самопроверки, включает ссылки на дополнительную литературу по теме раздела (“Библиотеку”) и интерактивные  тестовые задания. Тесты выполнены  таким образом, что учащийся, ответив  на вопросы, получает оценку собственного уровня знаний, рассчитанного системой на основе правильности ответов. В процессе обучения учащиеся могут обращаться к текстам глав и дополнительной литературе, после чего сдавать тесты и, в зависимости от результата, переходить к изучению следующего раздела учебника или еще раз обращаться к материалу, который освоен недостаточно глубоко.

Главная отличительная черта  данного учебника — постоянная обновляемость  содержания. Образовательный процесс, таким образом, обеспечивается источником, который призван постоянно находиться в актуальном состоянии и быть базой преподавания всех дисциплин, связанных с Интернет-технологиями.

В этом — главное достоинство  и, одновременно, недостаток этого электронного издания. Минус заключается в  том, что на учебник сложно ссылаться. Следствием подвижности материала  будет появление новых глав и  параграфов с изменением их нумерации, появлением ссылок на новые ресурсы  и удалением устаревших источников. Каждая новая версия будет отличаться от предшествовавшей, при том, что  предыдущие копии храниться не будут.

Можно предположить, что  использование данного учебника позволит ликвидировать отставание, порой весьма значительное, повысит уровень образования профессионалов информационной деятельности.

Используя данный учебник  были разработаны опорные конспекты, которые включают в себя основные положения новой темы, алгоритмы действий, задания для тренинга и зачета (перечисление файлов, нужных для изучения данной темы, данного урока).

Контроль знаний по данной технологии предполагает отслеживание: какой процент информации остался  в голове у каждого конкретного  ребёнка. Проводится в следующих  формах: самоконтроль; дидактическая  игра; информационный диктант; тестовый контроль.

В предлагаемой программе  создана система заданий и  задач, направленных на развитие познавательных процессов у школьников с целью  усиления их развития, включающего  в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять  их, делая выводы, иллюстрировать их ни примерах.

Одним из факторов, влияющих на эффективность и качество обучения, является правильность отбора содержания и построения учебной программы. В предлагаемой программе часть  заданий отобрана из учебной, педагогической и справочной литературы отечественных  и зарубежных авторов и переработана с учётом возрастных особенностей и  возможностей детей, часть составлена автором.

 

.

 

Библиографический список:

Нормативно – правовые документы:

  1. . Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Модернизация российского образования. Документы и материалы [Текст] – М.: Изд-во ВШЭ, 2002. – С.263 282.
  2. Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.

Основная литература:

  1. "Творческий проект - от идеи до разработки" ж/л "Информатика и образование" №9/2005г. автор статьи Малясова С.В.
  2. Бальцюк Н. Б., Буняев М.М., Матросов В. Л. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе: Учебное пособие. – М., 1989.
  3. Баранова Ю.Ю., Перевалова Е.А., Тюрина Е.А., Чадин А.А. Методика использования электронных учебников в образовательном процессе. //Информатика и образование. 2000 - № 8.
  4. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Информационно-издательский дом«Филинъ»,2003. – 616с.
  5. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М., Воронеж, 2002.
  6. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Педагогика и психология"; №10)
  7. Герасимова, А. С. (2006) Мотивация учения в контексте деятельностного подхода : учеб.пособие. Белгород : Изд>во БелГУ.
  8. Графкина Н.О., Никогородов В.А. Проблемы создания электронных учебников. Тез. докладов [2]. – С. 135-139
  9. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин).  - Астрахань: Изд-во ЦНТЭП, 1999. 363 с.
  10. Иванов В.Л. Структура электронного учебника. // Информатика и образование. 2001 - № 6.
  11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя –– М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  12. Матрос Д.Ш. Электронная модель школьного учебника. // Информатика и образование. 2000 - № 8.
  13. Матросов В. Л., Трайнев В. А., Трайнев И. В. Интенсивные педагогические информационные технологии. – Том 1. – М., 1996.
  14. Семенцова О.В., Создание информационно-образовательной среды школы http://festival.1september.ru/articles/513446/
  15. Трайнев В.А., Трайнев И.В., Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 280 с.
  16. Тыщенко О.Б. Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе, 1999, № 10, стр. 89-92.
  17. Христочевский С.А. Электронный учебник - текущее состояние. // Компьютерные инструменты в образовании. 2001 - № 6.
  18. Шерпаев Н.В. Электронный учебник как основа учебно-методического <span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt;"

Информация о работе Применение электронного учебника на уроках информатики как способ повышения учебной мотивации