Применение электронного учебника на уроках информатики как способ повышения учебной мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель: проанализировать педагогические условия, способствующие повышению учебной мотивации при организации уроков информатики с применением электронного учебника.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2.Определить сущность учебной мотивации и пути повышения учебной мотивации.
3.Разработать систему уроков по информатике для 8 класса с применением электронного учебника.
4.Частично апробировать систему уроков и провести анализ апробации.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть: 7
Повышениеучебной мотивации учащихся на уроках информатики при организации обучения с применением электронных учебников 7
1.1. Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности 7
1.2. Возможности применения информационных технологий в образовании 17
1.3. Структура и технология создания электронных учебников 26
1.4. Выводы по теоретической части 30
Глава II. Практическая часть 32
2.1. Анализ педагогических условий и психолого-педагогическая характеристика 11 группы «Сварочное производство» 32
2.2. Анализ уровня сформированности учебной мотивации учащихся 11 группы «Сварочное производство» 36
2.3. Практическое исследование эффективности использования электронного учебника на примере учащихся 11 группы «Сварочное производство» 38
Библиографический список: 41

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 89.48 Кб (Скачать файл)

Различают несколько составляющих в электронном учебнике. Основной – «Информационный блок» должен содержать изложенный в сжатой форме учебный материал. Каждый раздел информационного блока должен заканчиваться контрольными вопросами, которые позволяют обучаемому выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. В результате в электронном учебнике функционирует постоянная обратная связь обучаемого с компьютером, позволяющая повысить эффективность процесса усвоения знаний.

Блок «Практические задания» должен функционировать в режиме диалога обучаемого с компьютером. Работа в этом режиме дает возможность обучаемому закрепить знания, полученные при работе с информационным блоком. Система подсказки, при этом, позволяет при необходимости обратиться к любому разделу учебного материала. При составлении заданий этого блока должны использоваться различные системы конструирования ответа.

Контроль знаний обучаемых  должен осуществляется в режиме работы «Тест». В этом блоке должна быть предусмотрена оценка правильности ответов обучаемого на поставленные вопросы. В конце теста обучаемому должна быть представлена информация о его результатах. Для устранения возможности запоминания обучаемым правильных ответов необходимо использовать значительный по величине банк компьютерных тестовых заданий, в котором варианты заданий перемешиваются и берутся в виде произвольной выборки.

Создание любого компьютерного  приложения, а особенно обучающих  мультимедиа-систем, сегодня не мыслится без тщательно продуманного плана  разработки. В настоящее время  существует хорошо отработанная методология  создания компьютерных обучающих систем. Как  и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов:

  1. Определение целей и задач разработки.
  2. Разработка структуры электронного учебника.
  3. Разработка содержания по разделам и темам учебника.
  4. Подготовка сценариев отдельных структур электронного учебника.
  5. Реализация.
  6. Апробация.
  7. Корректировка содержания электронного учебника по результатам апробации.
  8. Подготовка методического пособия для пользователя.

Коротко рассмотрим эти этапы.

Отправной точкой в создании электронных учебников являются дидактические цели и задачи, для  достижения и решения которых  используются информационные технологии.

В зависимости от целей  обучения электронные учебники могут  быть следующих типов:

  • предметно-ориентированные электронные учебники;
  • для изучения отдельных предметов общеобразовательного цикла в конкретном классе;
  • предметно-ориентированные электронные учебники для изучения отдельных разделов предметов общеобразовательного цикла при сквозном изучении учебного материала;
  • предметно-ориентированные электронные тренажеры с наличием справочного учебного материала;
  • электронные автоматизированные системы развития способностей.

Структура в общепринятом понимании (от лат. struktura - строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Исходя из этого определения, при разработке электронного учебника необходимо первоначально выработать его строение, порядок следования учебного материала, сделать выбор основного опорного пункта будущего учебника.

Все разделы курса и  их компоненты должны быть взаимосвязаны, находиться в общей программной  оболочке. Каждый компонент в указанных  разделах электронного учебника должен быть доступен для пользователя из любого другого компонента.

Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков, овладение  которыми обеспечивает развитие умственных способностей школьника.

Содержательную часть  электронного учебника может разработать  опытный педагог-предметник, педагог-новатор, не один год посвятивший преподаванию своего предмета в школе.

При разработке содержания отдельных тем необходимо упорядочить учебный материал:

  • по степени сложности восприятия,
  • по степени сложности подачи;

В ходе этой работы необходимо:

  • выделить основное ядро учебного материала,
  • выделить второстепенные моменты в изучении учебного материала,
  • выделить связи с другими темами учебного курса,
  • подобрать практические разноуровневые многовариантные задания по каждой теме,
  • подобрать иллюстрации, графики, демонстрации, анимационные и видеофрагменты к понятиям, формулировкам, событиям и т.д.

Сценарий электронного учебника - это покадровое распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения.

Процессуальная часть  включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для  раскрытия и демонстрации содержательной части.

Программные структуры разного  уровня - это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст, анимация, звук, графика и т.п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, для развития познавательного интереса, повышения  мотивации учения.

После подготовки сценария материал учебника передается программистам  для реализации на компьютере. В  зависимости от целей разработки, задач выбирается вид электронных  носителей для учебника и язык программирования, который должен учитывать  вид носителя. Электронным носителем  может быть дискета, компакт-диск, среда  Интернета.

После создания электронного учебника очень хорошо, если с ним  могут поработать преподаватели, учителя - предметники, для использования  которыми (в том числе) в учебном  процессе он и разрабатывался. Мнение таких людей об электронном учебнике, их замечания крайне важны для  разработчиков; их учитывают, на их основе вносят в курс корректировки. Электронный  учебник также необходимо апробировать в условиях учебного заведения, для  которого он создавался. Во время апробации  выявляются отдельные незамеченные разработчиками ошибки, некорректность, неудобства в эксплуатации и т.п.

По результатам апробации  проводится корректировка программ электронного учебника.

Завершает работу по созданию электронного учебника подготовка методического  пособия для учителя. Оно может  содержать следующие материалы: содержание отдельных программных  модулей; задания, тесты, предлагаемые после изучения каждой темы; примерное  тематическое планирование с указанием  места использования данного  электронного учебника; инструкцию для  работы с электронным учебником; необходимую конфигурацию компьютера для инсталляции электронного учебника. Пособие может быть записано на электронном  носителе, либо издано на бумажном носителе.

1.4. Выводы по теоретической части

Анализ теоретической части работы позволяет нам сделать выводы:

  1. Основополагающим фактором развития повышенного интереса к учению является учебная мотивация.

По мнению А. К. Марковой учебная  мотивация – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием  овладение обобщенными способами  действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться  адекватными мотивами

  1. Основными факторами развития учебной мотивации будут являться:
  • способ раскрытия учебного;
  • организация работы над предметом малыми группами;
  • отношение между мотивом и целью - цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика;
  • проблемность;

В психологии известно, что развитие учебной мотивации  идет двумя путями:

  • через усвоение учащимися общественного смысла учения;
  • через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
  1. Положительная мотивация к обучению может быть создана благодаря использованию информационных технологий в процессе обучения.

Под информационной технологией понимают способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

В сфере обучения сегодня появились новые возможности виртуальной реальности.

  1. Чтобы повысить учебную мотивацию у учащихся необходимо внедрять в образование современные информационные технологии. Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные учебники. В отличие от классического варианта учебника электронный учебник предназначен для иного стиля обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала. Содержательную часть электронного учебника может разработать опытный педагог-предметник, педагог-новатор, не один год посвятивший преподаванию своего предмета в школе.

 

 

Глава II. Практическая часть

2.1. Анализ педагогических  условий и психолого-педагогическая  характеристика 11 группы «Сварочное производство»

Государственная аттестационная практика пройдена на базе ГБОУ СПО СО «Баранчинский электромеханический техникум» пос. Баранчинского.

История Электромеханического техникума  начинается с 1939 года. Сначала это  был филиал Свердловского электромашиностроительного техникума.

В 2006 году путем реорганизации (присоединения) было образовано одно образовательное  учреждение, в состав которого входят Баранчинский техникум и Баранчинское профессиональное училище.

В настоящее время Баранчинский электромеханический техникум - многопрофильное  профессиональное образовательное  учреждение. Здесь получают образование  по профессиям «Электромонтер по ремонту  и обслуживанию электрооборудования», «Электрогазосварщик», «Повар, кондитер», «Маляр строительный», «Обработка металла (токарь)». Это уровень начального профессионального образования. На базе среднего профессионального образования  изучают специальности: «Сварочное производство», «Технология машиностроения», «Прикладная информатика», «Коммерция», «Экономика и бухгалтерский учет», «Автоматизированные системы управления и информации».

БЭМТ – современное образовательное  учреждение, оснащенное всем необходимым  оборудованием: два компьютерных класса, учебные кабинеты, кабинеты спецдисциплин  по специальностям и профессиям, два  помещения библиотеки, актовый и  спортивный залы, столовая, медицинский  кабинет. В материальную базу техникума  входят два здания. Кроме этого, на территории завода расположены производственные мастерские, в которых обучающиеся  проходят учебную практику. В каждом кабинете ЖК-телевизоры, компьютеры; в  кабинете математики интерактивная  доска.

Педагогический состав 24 преподавателя  и 6 преподавателей - совместителей. 4 преподавателя  имеют высшую квалификационную категорию, 19 – первую, 1 преподаватель - вторую квалификационную категорию.

Преподавательский состав мобилен, готов  к обучению, повышению квалификации, к инновационному творчеству. При  участии педагогов при ИРО  и НТФ ИРО ведутся работы по созданию новых образовательных  программ, модулей в соответствии требований ФГОС.

Контингент обучающихся 365 человек, включая состав очно-заочного вечернего  отделения. Ежегодно студенты техникума  становятся стипендиатами Губернатора  области и Грантов мэра Кушвинского  городского округа, призерами конкурсов  профессионального мастерства по Горнозаводскому  округу.

Обучающиеся по специальности «Прикладная  информатика», «Автоматизированные  системы управления» на уроках создают  проекты, программы. В 2010 и 2011 году студенты техникума были участниками выставки ИННОПРОМ в г. Екатеринбурге, в качестве награды за участие и достижения были награждены Губернатором грантом. Юношами и девушками техникума  под руководством преподавателя  на ИННОПРОМе были представлены два  продукта: «Автоматизированная система  управления «Детский сад», «Система автоматизированного  тестирования».

Таким образом, БЭМТ - это ОУ со сложившимися традициями, творческим потенциалом, желанием и возможностью развиваться, совершенствоваться, расширять спектр образовательных  услуг с учетом требований работодателя и желанием абитуриентов, населения.

Психолого-педагогическая характеристика группы:

Обучающиеся группы № 11 «Сварочное производство» поступили в ГБОУ СПО СО «БЭМТ» в 2012 году. Обучение соответствует уровню среднего профессионального образования на базе неполного общего среднего образования.

Группа состоит из 25 человек, из них 2 девушки. 19 человек 1996 года рождения, остальные 1981,1992,1993,1994,1995 годов. Семь человек иногородние.

Семь обучающихся из неполных семей, два человека из детского дома. С  одним ребенком – 7 семей, два ребенка  – 11 семей, 4 семьи – многодетные. Жилищные условия обучающихся разнообразны: дети из числа учащихся – сироты, проживают в детском доме, 16 семей живут в отдельных благоустроенных квартирах, 6 семей – в частном доме, 1 семья проживает в общежитии. У пятнадцати обучающихся полный состав семьи. 15% родителей – служащие, 48% - рабочие, 12,5% - индивидуальные предприниматели, 8% - безработные, 1 родитель – безработный. Средний возраст родителей 40 лет. Образовательный ценз родителей: высшее образование – 7 человек, неполное высшее - 1 человек, средне – специальное – 11 человек, среднее – 18 человек, неполное среднее – 2 человека.

Учащиеся группы «Сварочное производство» первого года обучения с интересом относятся к урокам физкультуры, спортивным соревнованиям. Они вместе с классным руководителем ведут активный образ жизни: занимаются в спорткомплексе, ездят в боулинг, плавательный бассейн. 22 человека относятся к первой группе здоровья, 3 человека имеют хронические заболевания.

Информация о работе Применение электронного учебника на уроках информатики как способ повышения учебной мотивации