Применение электронного учебника на уроках информатики как способ повышения учебной мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 11:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель: проанализировать педагогические условия, способствующие повышению учебной мотивации при организации уроков информатики с применением электронного учебника.
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2.Определить сущность учебной мотивации и пути повышения учебной мотивации.
3.Разработать систему уроков по информатике для 8 класса с применением электронного учебника.
4.Частично апробировать систему уроков и провести анализ апробации.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретическая часть: 7
Повышениеучебной мотивации учащихся на уроках информатики при организации обучения с применением электронных учебников 7
1.1. Мотив и мотивация. Развитие мотивации учебной деятельности 7
1.2. Возможности применения информационных технологий в образовании 17
1.3. Структура и технология создания электронных учебников 26
1.4. Выводы по теоретической части 30
Глава II. Практическая часть 32
2.1. Анализ педагогических условий и психолого-педагогическая характеристика 11 группы «Сварочное производство» 32
2.2. Анализ уровня сформированности учебной мотивации учащихся 11 группы «Сварочное производство» 36
2.3. Практическое исследование эффективности использования электронного учебника на примере учащихся 11 группы «Сварочное производство» 38
Библиографический список: 41

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 89.48 Кб (Скачать файл)

Разработка  полноценных программных продуктов  учебного назначения - весьма дорогостоящее  дело. Оно требует совместной работы высококвалифицированных специалистов - психологов, преподавателей-предметников, компьютерных дизайнеров. Многие крупные зарубежные фирмы и ряд отечественных производителей программной продукции финансируют создание компьютерных учебных систем в учебных заведениях и ведут собственные разработки в этой области.

Разработка  собственно учебных компьютерных средств  осуществлялась на основе идеи программированного обучения.

Программные продукты для учебного процесса чаще всего представляли собой электронные  варианты следующих учебно-методических материалов: компьютерные презентации иллюстрированного характера; электронные словари, справочники и учебники; лабораторные практикумы с возможностью моделирования реальных процессов; программы-тренажеры; тестовые программы; электронные учебники.

В системе  образования на сегодня накоплено множество различных компьютерных программ учебного назначения, созданных в учебных заведениях и центрах России. Немалое их число отличается оригинальностью, высоким научным и методическим уровнем.

Появление компьютеров  новых поколений стимулировало дальнейшую компьютеризацию обучения, например, изобретение интеллектуальных обучающих систем, базирующихся на работах в области искусственного интеллекта, в частности, теории экспертных систем - сложных программ, манипулирующих специальными экспертными знаниями в предметных областях. Эти системы решают задачи, применяя логику и эмпирические правила, умеют пополнять свои знания. Соединяя мощные компьютеры с человеческим опытом, экспертные системы увеличивают ценность экспертных знаний, позволяя использовать их максимально широко и конкретно. Интеллектуальные обучающие системы - это качественно новая технология, особенностями которой являются моделирование процесса обучения, использование динамически развивающейся базы знаний; автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого обучаемого, автоматизированный учет новой информации, поступающей в базу данных.

В сфере обучения сегодня, особенно с использованием операционной системы Windows, появились и новые возможности. Прежде всего, это диалоговое общение в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало возможным широко применять графику (рисунки, схемы, диаграммы, чертежи, карты, фотографии). Графические иллюстрации в учебных компьютерных системах позволяют доходчивее передавать информацию обучаемому, облегчают ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию интуиции, образного мышления. [4, с. 16]

Возросшая производительность персональных компьютеров позволила достаточно широко применять технологии мультимедиа, системы виртуальной реальности. Современное обучение и применение учебных игр уже невозможно представить без технологии мультимедиа (от англ. multimedia - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе. Однако качество работы с соответствующими программными продуктами зависит от быстродействия и объема памяти компьютера, звуковых характеристик и наличия дополнительного оборудования, в частности CD-ROM. Мультимедийные программы - это весьма дорогостоящий наукоемкий продукт, так как для их разработки необходимы усилия не только специалистов в предметной области, педагогов, психологов и программистов, но и художников, звукооператоров, сценаристов, монтажеров и других профессионалов.

Виртуальная реальность (от англ. virtual reality - возможная реальность) - это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». В таких системах непрерывно поддерживается иллюзия места нахождения пользователя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дисплея используются очки телемониторы, в которых воспроизводятся непрерывно изменяющиеся события виртуального мира. Управление осуществляется с помощью реализованного в виде «информационной перчатки» специального устройства, определяющего направление перемещения пользователя относительно объектов виртуального мира. Кроме этого в распоряжении пользователя есть устройство создания и передачи звуковых сигналов. [3, с.12]

Автоматизированная  обучающая система на основе гипертекстовой технологии позволяет повысить усвояемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т.е. изменяющегося, гипертекста дает возможность провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из оптимальных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы дают информацию таким образом, что и сам обучающийся, следуя графическим или текстовым ссылкам, может применять различные схемы работы с материалом. Все это позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению.

Распространение гипертекстовой технологии известной степени явилось своеобразным толчком к созданию и широкому тиражированию на компакт-дисках разнообразных электронных изданий: учебников, справочников, словарей, энциклопедий и др.

Использование в электронных изданиях различных информационных технологий (интеллектуальных обучающих систем, мультимедиа, гипертекста) сообщает весомые дидактические преимущества электронной книге по сравнению с традиционной:

  • в технологии мультимедиа возникает обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для обучающихся;
  • осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;
  • гипертекстовая технология благодаря применению гиперссылок упрощает навигацию и дает возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала;
  • технология интеллектуальных обучающих систем, применяя моделирование процесса обучения, позволяет дополнять учебник текстами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь. [12, с. 57]

Новый импульс  информация образования получает от развития информационных телекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Интернет предоставляет доступ к гигантским объемам информации, хранящимся в различных уголках нашей планеты. Многие эксперты полагают, что технологии Интернет - это своеобразный революционный прорыв, превосходящий по своей значимости появление персонального компьютера.

Специфика технологий Интернет - WWW (от англ. World Wide Web - всемирная паутина) заключается в том, что они предоставляют пользователям громадные возможности выбора источников информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины, и др.

Средства  коммуникации, к которым относятся  электронная почта, глобальная, региональные и локальные сети связи и обмена данными, также предоставляют для обучения широчайшие возможности:

  • оперативную передачу на разные расстояния информации любого объема и вида;
  • интерактивность и оперативную обратную связь; доступ к различным источникам информации; организацию совместных телекоммуникационных проектов;
  • запрос информации по любому интересующему вопросу через систему электронных конференций и т.д.

Компьютерные телекоммуникационные технологии обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривает как организацию учебного материала, так и общение (через электронную почту, телеконференции) с преподавателем, ведущим определенный курс. Такое обучение на расстоянии стали называть дистанционным обучением (ДО).

Дистанционное обучение, как правило, требует некоторой учебной инфраструктуры. Это методические центры, разрабатывающие и распространяющие необходимые материалы, студия учебного телевидения, специализированные узлы компьютерной сети и др.

Дистанционное обучение, содействующее решению  задач подготовки и повышения квалификации специалистов, находящихся вдали от учебных, научных и технических центров, сегодня получает все более широкое распространение.

Конкретные  программные и технические средства, относящиеся к перечисленным  технологиям, активно разрабатываются (нередко параллельно) и используются в различных учебных заведениях. Определяющим фактором эффективности современных информационных технологий является работа самого педагога над научно-методическим обеспечением своих занятий с обучающимся. Эта подготовка требует решения вполне конкретных вопросов:

  • отбор содержания обучения в соответствии с дидактическими свойствами и возможностями средств информационной технологии;
  • прогнозирование возможного воздействия средств информационной технологии на характер мышления и поведения участников образовательного процесса;
  • выбор способов сочетания и интеграции средств информационной технологии с традиционными средствами обучения;
  • обеспечение соответствующих дидактических условий обучения (формирование учебных групп, организация индивидуальных занятий и самостоятельной работы). [4, с.89]

И все же не следует преувеличивать возможности компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, и поэтому информационные технологии предоставляют педагогам как очень эффективные всего лишь вспомогательные средства.

Информационные  технологии используются для достижения следующих педагогических целей:

1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
  • формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);
  • развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);
  • формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).
  1. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
  • подготовка специалистов в области информационных технологий;
  • подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
  1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:
  • повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;
  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий - в зависимости от типа личности обучаемого);
  • углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных). [4, с. 61]

Этими же педагогическими целями определяются и основные направления развития самих информационных технологий. Особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как:

  • технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого;
  • технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;
  • технология управляемого мониторинга (контроль, коррекция результатов учебной деятельности, компьютерное педагогическое тестирование и психодиагностика);
  • коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта;
  • технология организации интеллектуального досуга, развивающих учебных игр.

Таким образом, информационные технологии успешно реализуются  и развиваются в образовательном  процессе. Существует различное множество форм повышения эффективности обучения, одной из форм повышения являются электронные учебники.

1.3. Структура и технология создания электронных учебников

Минимальное, с технологической  точки зрения, требование к созданию современного учебника - это интерактивное  изложение учебной информации или  гипертекст, снабженный взаимными ссылками на различные части материала  учебника. В отличие от классического  варианта учебника электронный учебник  предназначен для иного стиля  обучения, в котором нет ориентации на последовательное, линейное изучение материала.

Информация о работе Применение электронного учебника на уроках информатики как способ повышения учебной мотивации