Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 16:03, реферат
Целью современного обучения является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействия с учениками. Эффективное обучение младших школьников является нелегкой задачей.
В связи с этим в педагогической практике стало широко применяться проблемное обучение. Основанное на конструировании творческих учебных задач, стимулирующих познавательный процесс и повышающих общую активность учащихся, проблемное обучение формирует познавательную активность учеников, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей.
Введение 3
1. Сущность проблемного обучения 5
2. Основные цели, функции и признаки проблемного обучения 9
3. Виды и уровни проблемного обучения 14
4. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения 17
5. Достоинства и недостатки проблемного обучения 22
Заключение 24
Список литературы 26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая академия»
(ФГБОУ ВПО «АлтГПА»)
Кафедра педагогики
РЕФЕРАТ по теме
«Проблемное обучение в современной школе»
Выполнил студент
2 курса ФФК гр. 423
Меннер Артем Эдуардовия
_______________________
(подпись)
Проверил-
Кириенкова Н.В.
_____________________________
(подпись)
Барнаул-2013
Содержание
Целью современного обучения является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействия с учениками. Эффективное обучение младших школьников является нелегкой задачей.
В связи с этим в педагогической практике стало широко применяться проблемное обучение. Основанное на конструировании творческих учебных задач, стимулирующих познавательный процесс и повышающих общую активность учащихся, проблемное обучение формирует познавательную активность учеников, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей. Еще П.П. Блонский охарактеризовал проблемный подход в усвоении знаний: «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» [1, с. 126].
В настоящее время проблемное обучение не является открытием для педагогики и психологии, потому что оно было известно еще во времена Сократа. В дальнейшем идею проблемного обучения развивали Я.А. Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Но все их прогрессивные взгляды сталкивались с препятствиями, обусловленными социальными причинами того времени. Психологические и дидактические аспекты организации проблемного обучения нашли отражение в трудах М.А. Данилова, Л.В. Занкова, В.Т.Кудрявцева, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, А.М. Матюшкина и других.
Особый вклад в развитие проблемного обучения внесли А.М. Матюшкин, который разработал положение о роли проблемных ситуаций, и М.И. Махмутов, определивший логику проблемного обучения и пути решения учебных задач.
И.Я. Лернер и М.К. Скаткин классифицировали методы проблемного обучения на основе принципа возрастающей степени самостоятельности учащихся: проблемное изложение знаний, частично-поисковый метод, исследовательский метод. Наиболее существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний.
Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. Однако теория проблемного обучения не смогла бы возникнуть без нескольких условий, подготовивших ее. Первое условие- успехи, открытия в психологии, особенно в психологии мышления. Они связаны с исследованиями отечественных ученых - Б.Г. Ананьева, А.Я. Пономарева, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе и, в особенности, С.Л. Рубинштейна, который открыл феномен проблемной ситуации как источника мыслительной деятельности. Дидактическая теория проблемного обучения опирается на психологические теории мышления и его развития.
Второе условие - педагогическая практика, опыт лучших учителей, которые в своей подлинно творческой деятельности применяли отдельные компоненты проблемного обучения задолго до возникновения его теории.
Несмотря на теоретическую разработанность рассматриваемой нами темы, в практике обучения существует немало недостатков. По мнению М.И. Махмутова, основные трудности связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных познавательных задач, а также недостаточной подготовленностью педагога к организации проблемного обучения [3, с.257].
В определенном смысле возникновение концепции проблемного обучения знаменует собой новый этап в развитии дидактики и психологии обучения. В отличии от ранее сложившихся подходов эта концепция привнесла в теорию и практику образования систему формирования творческих способностей учащихся, а не просто отдельные приемы активизации познавательных интересов, мышления и т.д.
Проблемное обучение – целостная дидактическая система, основанная на логико-психологических закономерностях творческого усвоения знаний в учебной деятельности.
В. Оконь понимает под проблемным обучением, совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формирование проблем (постепенно к этому приобщаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний [5, с.246].
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин усматривают его своеобразие в том, что «учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они научаются самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности» [7, с.246].
По мнению М.И. Махмутова, проблемное обучение — это тип обучения, «в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности» [3, с.275]. В. Т. Кудрявцев рассматривает проблемное обучение как «тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности; в процессе решения таких задач учащиеся в их совместной деятельности с учителем и под его руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций» [6, с.44]
А.М. Матюшкин, кроме того, отмечает, что решение проблемы — это не только овладение новыми знаниями обучающимся, но и «микроэтап в его развитии». Так, автор показывает, что «процесс усвоения осуществляется не мышлением самим по себе, он осуществляется думающей личностью с присущими ей способностями и интересами, потребностями и определяющими мотивами поведения» [2, с.94].
Процесс освоения знаний становится «процессом личностным», поскольку ядром проблемной ситуации является сам субъект, личность, формирование которой происходит в самом обучении. Именно поэтому, по мнению А.М. Матюшкина, процесс усвоения знаний и процесс формирования мировоззрения в условиях проблемного обучения сливаются воедино. Автор подчеркивает также возможности воспитания творческого мышления в процессе развития познавательной активности. В контексте чего А.М. Матюшкин пишет: «Таким образом, развитие познавательной активности осуществляется не как обучение приемам решения задач, а как воспитание творческого мышления в условиях дидактически организованного диалога и ситуациях группового мышления» [3, с. 8].
Важность развития творческого мышления в рамках проблемного обучения подчеркивается И.Я. Лернером. Существенным является следующее замечание автора: «Функции проблемного обучения таковы, что, реализуясь на части учебного материала, оно приводит к перестройке в сознании интеллектуального развитого субъекта всех других знаний и умений, каким бы путем они ни были приобретены» [6, с.52]. Влияя на духовный облик учащихся, проблемное обучение, по мнению И.Я. Лернера, вызывает интерес к самому процессу познания, к процессу самостоятельного и творческого поиска, что связано также с формированием мотивов познавательной деятельности. Причем автор отмечает, что сформированность творческого мышления ведет к познанию духовной сферы объекта и субъекта, что является выражением более высокого уровня развития, поскольку «с категорией духовность соотносится потребность познания — мира, себя, смысла и назначения своей жизни» [6, с. 212].
В.Т.Кудрявцев фиксирует, что процесс усвоения знаний (через преодоление объективной проблемы и присвоение) воспринимается в проблемном обучении «как закономерный продукт исторического творчества людей, как явление культуры» [8, с. 9]. Автор показывает самостоятельность обучающихся при решении проблем, исходя, прежде всего, из понимания обучения как творческого освоения и присвоения социокультурного опыта, который понимается как «сущностное созидательно-развивающее» начало культуры. В связи с чем В.Т.Кудрявцев подчеркивает, что «создав, таким образом, для человека исходную проблемную ситуацию развития», природа и культура поставили человека «перед необходимостью развиваться универсально, что непременно означает — саморазвиваться» [9, с. 96]. Причем ученый отмечает, что культура выступает как открытая система проблемно-творческих задач разного уровня. Осмысление проблемного начала культуры и ее творческое присвоение — единственный способ развития человека.
Сущностью проблемного обучения, по мнению И.А.Зимней, является проблемность и проблемная структура учебного материала [8]. Учащимся предлагаются проблемные задачи, способы выполнения которых им неизвестны. Они должны найти такой способ, опираясь на те знания и умения, которыми они овладели ранее. Проблемная задача связана с преодолением определенных трудностей, мобилизацией познавательной активности, включением элементов творческой мыслительно-речевой деятельности. Это обеспечивает не только овладение новыми знаниями и способами их добывания, но и развитие творческих способностей.
Рассматривая особенности современного этапа развития теории проблемного обучении, Е.В.Ковалевская подчеркивает, что его сущностной характеристикой является проблемность. В связи с этим автор фиксирует, что проблемность может рассматриваться «как условие активизации мыслительной деятельности в процессе обучения, воспитания и развития,…» [9, с. 34]. Причем проблемность должна присутствовать как в содержании, так и в процессе обучения.
Кроме того, Е.В.Ковалевской отмечается также, что проблемное обучение, как и вся современная система образования, выходит на новый виток развития «с проблемно-аксиологической доминантой, которая должна привести к формированию и становлению нового поколения мыслящих людей в ценностном духовном пространстве» [9, с. 100].
Мы видим, что существует несколько подходов к трактовке концепции проблемного обучения.
Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей
Проблемное обучение - организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учиться мыслить, творчески усваивать знания.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.
Проблемное обучение представляет собой особый тип взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся, детерминированной системой проблемных ситуаций. Это обучение характеризуется системой приемов и методов обучения, переосмысленных с точки зрения достижений современных: дидактики, психологии, социологии, кибернетики, гносеологии и педагогической практики. Эта система включает особые сочетания известных способов организации процесса обучения, но и имеет новую структуру, адекватную задаче развития познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся в процессе усвоения основ наук.
Проблемное обучение следует понимать как тип обучения, обеспечивающий, в сочетании с традиционным, и тем новым, что было внесено практиками и исследователями в педагогику, развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.
Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей: