Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 16:03, реферат
Целью современного обучения является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействия с учениками. Эффективное обучение младших школьников является нелегкой задачей.
В связи с этим в педагогической практике стало широко применяться проблемное обучение. Основанное на конструировании творческих учебных задач, стимулирующих познавательный процесс и повышающих общую активность учащихся, проблемное обучение формирует познавательную активность учеников, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей.
Введение 3
1. Сущность проблемного обучения 5
2. Основные цели, функции и признаки проблемного обучения 9
3. Виды и уровни проблемного обучения 14
4. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения 17
5. Достоинства и недостатки проблемного обучения 22
Заключение 24
Список литературы 26
Теория проблемного обучения систематизировала известные способы активизации на основе одного принципа. Она установила, что без проблемной ситуации и решения проблем никакие способы активизации не формируют приемы и способы самостоятельной поисковой деятельности учащихся, их устойчивой познавательной потребности, не обеспечивают достаточного развития творческих способностей учащихся. Только совокупность всех способов активизации учения школьника, объединенные в систему на основе принципа проблемности, может обусловить решение задачи всестороннего и гармоничного развития человека.
Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления ею, в структуре урока и формах контроля учителем за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то спех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знания общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить их красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.
Таким образом, среди основных методов обучения проблемное обучение обладает наибольшим имплицитным воспитательным потенциалом, который может быть эксплицирован как в содержании, так и в процессе обучения при соответствующих условиях организации учебного процесса, что позволяет в большей мере реализовать воспитательную функцию обучения. Так, поскольку проблемное обучение связано с проблемной задачей как началом мыслительного акта, оно воспитывает культуру мышления; связь с проблемной ситуацией как ситуацией общения в процессе взаимодействия субъектов деятельности воспитывает культуру общения; наполнение этой ситуации общения ценностным содержанием позволяет воспитывать культуру ценностного отношения к действительности, что актуализирует возможности для воспитания общей культуры личности обучающегося.