Проблемное обучение в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 16:03, реферат

Краткое описание

Целью современного обучения является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействия с учениками. Эффективное обучение младших школьников является нелегкой задачей.
В связи с этим в педагогической практике стало широко применяться проблемное обучение. Основанное на конструировании творческих учебных задач, стимулирующих познавательный процесс и повышающих общую активность учащихся, проблемное обучение формирует познавательную активность учеников, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей.

Содержание

Введение 3
1. Сущность проблемного обучения 5
2. Основные цели, функции и признаки проблемного обучения 9
3. Виды и уровни проблемного обучения 14
4. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения 17
5. Достоинства и недостатки проблемного обучения 22
Заключение 24
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемное обучение в современной школе.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Теория проблемного обучения систематизировала известные способы активизации на основе одного принципа. Она установила, что без проблемной ситуации и решения проблем никакие способы активизации не формируют приемы и способы самостоятельной поисковой деятельности учащихся, их устойчивой познавательной потребности, не обеспечивают достаточного развития творческих способностей учащихся. Только совокупность всех способов активизации учения школьника, объединенные в систему на основе принципа проблемности, может обусловить решение задачи всестороннего и гармоничного развития человека.

Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления ею, в структуре урока и формах контроля учителем за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то спех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знания общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить их красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям.  

Таким образом, среди основных методов обучения проблемное обучение обладает наибольшим имплицитным воспитательным потенциалом, который может быть эксплицирован как в содержании, так и в процессе обучения при соответствующих условиях организации учебного процесса, что позволяет в большей мере реализовать воспитательную функцию обучения. Так, поскольку проблемное обучение связано с проблемной задачей как началом мыслительного акта, оно воспитывает культуру мышления; связь с проблемной ситуацией как ситуацией общения в процессе взаимодействия субъектов деятельности воспитывает культуру общения; наполнение этой ситуации общения ценностным содержанием позволяет воспитывать культуру ценностного отношения к действительности, что актуализирует возможности для воспитания общей культуры личности обучающегося.

 

Список литературы

 

  1. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. [Текст]/ П.П. Блонский; сост. и авт. вступ. статьи М. Г.Данильченко. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. – 304 с.
  2. Зимняя, И. А. Проблемность в обучении неродному языку[Текст]/ И.А. Зимняя. Проблемность в обучении иностранному языку в вузе: межвузовский сборник научных трудов, Пермь 1994. – Пермский гос. технический университет – Пермь, 1994. – с. 10 – 17.
  3. Ковалевская, Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система [Текст] / Е.В. Ковалевская . - М.: «МНПИ», 2000. - 247с.
  4. Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы [Текст] / В.Т.Кудрявцев. — М.: «Знание», 1991. — 80 с.
  5. Лернер, И. Я. Проблемное обучение [Текст] / И.Я.Лернер. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.
  6. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А.М.Матюшкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 392 с. 
  7. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст] / М.И.Махмутов. - М.: Педагогика, 1995. - 230 с.
  8. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] / М.И.Махмутов. – Москва: Просвещение, 1977 . – 240 с.
  9. Мельникова, Е.Л. Технология проблемного обучения [Текст] // Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Выпуск 3. М.: «Баласс», 1999.- С.85-93.
  10. Оконь, В. Введение в общую дидактику : Пер. с польск. : пер. с пол. [Текст] / В. Оконь . — М. : Высш. шк., 1990 . — 382 с.
  11. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. – Воронеж, 1999. – 240с.
  12. Фридман, Л.М., Маху, В.И. Проблемная организация учебного процесса [Текст] / Л.М. Фридман, В.И. Маху. - М., 1990.  – 60с.
  13. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. [Текст] / Х. Хекхаузен - М., 1986. - Т. 1. – 304с.
  14. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В.Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с

Информация о работе Проблемное обучение в современной школе