Проблемное обучение, как условие развития творческого потенциала обучающихся на занятиях ПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача современного образования видится в овладении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса. Ведь мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ………………………………………………………………4
Творчество и его особенности……………………………………………5
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе производственного обучения……………………………………….…….8
Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесса…………………………………………..…..10
Продуктивные технологии в производственном обучении……………………………………………………………...……12
Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся…………………………………...…..19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ………………………………...…………....20
2.1. Структура творческого потенциала..............................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……….28

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемное обучение как условие развития творческого потенциала обучающихся на занятиях ПО.docx

— 68.10 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

ГБОУ СПО СО УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ  БИЗНЕСА, УПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КРАСОТЫ

 

ОТДЕЛЕНИЕ ДЕКОРОТИВНО ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА

 

 

Курсовой проект на тему:

 «Проблемное обучение, как условие развития творческого потенциала обучающихся на занятиях ПО»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 515ПОПР

Антоненко Любовь Андреевна

Преподаватель: Татаурова Вера Георгиевна

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ………………………………………………………………4

    1. Творчество и его особенности……………………………………………5
    2. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе производственного обучения……………………………………….…….8
    3. Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесса…………………………………………..…..10
    4. Продуктивные технологии в производственном обучении……………………………………………………………...……12
    5. Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся…………………………………...…..19

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ………………………………...…………....20

2.1. Структура творческого  потенциала..............................................................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……….28

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………….....29

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Главная задача современного образования видится в овладении  специалистов методологией творческого  преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов  их решения.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Психологической основой  концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного  процесса. Ведь мышление занимает ведущую  роль в интеллектуальном развитии человека.

Таким образом, цель курсовой работы: исследовать проблемное обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблемное обучение – эффективная система развития творческого потенциала личности обучающегося  

 

«…возникновение концепции  проблемного обучения знаменует  собой новый этап в развитии дидактики  и психологии обучения. Эта концепция привнесла в теорию и практику образования систему формирования творческих способностей учащихся, а не просто отдельные приёмы активизации познавательных интересов, мышления и т.д.»

В.Т. Кудрявцев

Развитие творческого  потенциала личности обучающегося –  важнейшая задача современной системы  образования, продиктованная гуманизацией и демократизацией общества, требованиями научно-технического прогресса, необходимостью реализации проекта « Современной  модели образования, ориентированной  на решение задач инновационного развития экономики» (см. приложение к  письму Министерства образования и  науки РФ от 8 мая 2008 г. № 03-946).

Качественный скачок в  развитии новых технологий во всех сферах человеческой деятельности повлек за собой и резкое возрастание  потребностей общества в творческих людях, способных создавать новое  в производственной и социальной жизни, умеющих ставить и решать новые проблемы, актуальные и для  современного общества, и для будущего. Учёные многих развитых стран пришли к выводу, что без развития творческих способностей каждого члена общества человечество не выживет. В частности, на это обратил внимание один из лидеров гуманистической психологии, американский учёный К. Роджерс: «Если  в современном обществе мы не будем  иметь людей, которые конструктивно  реагируют на малейшие изменения  в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую  мы все заплатим за отсутствие творческости». По мнению учёных (психологов, педагогов), проблемному обучению принадлежит ведущая роль в развитии творческого потенциала личности обучающихся (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.Т. Кудрявцев, Е.Л. Яковлева, Н.Б. Шумакова и др.).

Не касаясь в данной статье истории этого вопроса, важно  отметить, что многие прогрессивные  педагоги прошлого, протестуя против догматизма в обучении, неизбежно  приходили к мыслям, очень созвучным  современным идеям проблемного  обучения, хотя сам термин «проблемное  обучение» ими не употреблялся .

В современных условиях теория и практика проблемного обучения разрабатывалась (конец 60-х – 70-е  годы XX века) и разрабатывается, начиная с 90-х годов, на качественного новой основе. Этому способствует прежде всего развитие психологической и педагогической наук.

Для практики обучения особенно важно положение С.Л. Рубинштейна  о том, что мышление не может быть сведено к функционированию уже  готовых знаний. Он выдвинул требование раскрыть мышление прежде всего как  продуктивный процесс, способный приводить  к новым знаниям, исследовать  его активный, творческий процесс. Так, в советской психологии была поставлена задача изучать не только и не столько  итоги мыслительной деятельности, не сам по себе результат её, а прежде всего процесс, который приводит к этому результату и способствует не только творческому усвоению знаний, но и «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления»

Исследование процессов  мышления, особенно его творческой стороны, позволило открыть закономерности этих процессов, что дало возможность  обосновать новую дидактическую  систему проблемного обучения, направленную на развитие самостоятельного творческого  мышления учащихся, на воспитание творческой личности .

 

    1. Творчество и его особенности

 

  • Творчество – это вид вышей нервной деятельности, биологически запрограммированный в человеке, но часто не проявляющийся ввиду отсутствия условий развития.

Для развития творческих способностей необходимо: 

  • совершенствования содержания учебного процесса;

 

  • повышения уровня его организации;

 

  • внедрения эффективных форм и методов обучения;

 

  • широкого применения в учебном процессе современных средств обучения, в частности учебных пособий.

 

Понять природу  творческих способностей без понимания  сущности творчества невозможно, именно поэтому вопросу существует много  разноречивых суждений. Но все авторы единодушны в одном. Творчеству можно  и нужно обучать. И задачей  образовательных учреждений, и в  том числе учреждений НПО, является развитие творческого мышления и  творческих способностей обучающихся.  
Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций, знаний, умений и продуктов. 
В современной научной и методической литературе встречаются различные определения понятию «технического творчества». 
          Творческие способности являются базовыми ресурсами цивилизации. И поэтому их развитие должно стать важнейшей задачей современного образовательного учреждения. 

Одной из стоящих  перед НПО задач является благоприятных условий для творческого развития обучающихся, как важнейшего средства формирования конкурентоспособного. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для своего совершенствования. 

Выгодский писал, что необходимо развивать творческие способности каждого учащегося, более того: творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Необходимым условием для развития творческих способностей является создание благоприятной психологической  атмосферы, то есть учитель должен знать, психолого-педагогические и методические приемы, которые способствуют созданию такой благоприятной среды.  

Развивающее значение творческой деятельности в становлении  личности специалиста-профессионала.

В учреждениях  начального профессионального образования  обучаются в основном девушки  и юноши в возрасте 17-20 лет, имеющие  девяти -одиннадцатилетнее образование. Анализ входного контроля вновь поступивших учащихся, показывает у некоторых из них отсутствие:

 

- интереса к учению; 
 
          - навыков самостоятельной работы; 
 
          - неумения сформулировать свою мысль и др.

Использование в учебном процессе художественного творчества ускоряет процесс адаптации подростка как в психологическом аспекте, так и в образовательном.

Творческий процесс всегда сопровождается положительными эмоциями. Это способствует развитию профессионального интереса, увлеченности в работе, формирует положительную мотивацию учения в целом. Значение эмоции и чувства в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, способствуют развитию творческого потенциала. 

Одной из главных  составляющих системы воспитания является формирование личности творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других. 

Личностный рост учащихся напрямую связан с возможностью взаимодействия с окружающим миром, культурой, другими людьми, своей  совестью. Там, где совесть молчит, ослабевают чувства долга и ответственности. 

Личность выступает  как активный участник свободных  действий, как субъект познания и  изменения мира. Личностными при  этом признаются такие качества, которые  определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Самооценка может меняться в зависимости  от проявления личности в общественных условиях, в которых она действует.

Развивая творческие способности обучающихся следует  ориентироваться на развитие следующих  параметров:

 

  • Оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко идущих дальше привычных;
  • быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей;
  • восприимчивость к проблеме, ее непривычное оригинальное решение;
  • беглость мысли – количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени;
  • способность найти новые непривычные функции объекта или его частей. 

Следует отметить, что развитие творчества невозможно при традиционном обучении, ориентированном  только на репродуктивное усвоение знаний обучающихся. Только разнообразие форм и методов учебной и внеучебной работы создают условия для развития творческих способностей. Способность  и готовность к творчеству становятся важнейшей чертой современной личности, современного высококвалифицированного специалиста. 

 

      1.2. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе производственного обучения 

В отличии от других видов педагогической деятельности, производственное обучение открывает  наибольшие возможности развития у  воспитанников художественного творчества. Необходимо отметить, что в НПО поступают учащиеся от различных школ, с неодинаковым уровнем общеобразовательной подготовки. Поэтому работа по художественному творчеству должна плвномерно осуществляться в течении всего периода обучения.

Самостоятельная работа в процессе производственного  обучения – основная форма организации  учебно-производственной деятельности обучающихся.

Профессиональная самостоятельность – это: 
- способность будущего молодого специалиста проявлять глубокие и прочные знания своей профессии;

 
- владеть профессиональным мышлением, умениями и навыками;

 
- проявлять индивидуальный подход и стиль к повышению задания в установленное время и с заданным качеством.

 
Профессиональная самостоятельность  находит свое проявление также в  умении будущего специалиста без  помощи со стороны изменять свои действия в зависимости от отклонений в  ходе работы или возникновении новых  условий, своевременно вносить поправки в намеченный план работы и способы ее осуществления.

Развитие творческих способностей подростков должны быть подтверждены педагогическими требованиями, воспитывать чувство коллективизма, направлять к сознательному творческому  труду, способствовать формированию таких  личных качеств как точность, выдержка, дисциплинированность и ответственность.

Информация о работе Проблемное обучение, как условие развития творческого потенциала обучающихся на занятиях ПО