Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа
Главная задача современного образования видится в овладении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса. Ведь мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.
Введение…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ………………………………………………………………4
Творчество и его особенности……………………………………………5
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе производственного обучения……………………………………….…….8
Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесса…………………………………………..…..10
Продуктивные технологии в производственном обучении……………………………………………………………...……12
Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся…………………………………...…..19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ………………………………...…………....20
2.1. Структура творческого потенциала..............................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……….28
Все члены рабочей
группы заинтересованы в общем результате,
поэтому неизбежно и
Работа над проектом
побуждает учащегося к
Технология развивающего
обучения обеспечивает кроме знаний,
умений и навыков, способы самостоятельного
постижения знаний на уроках производственного
обучения. Только тогда эти знания
помогают развитию способностей в процессе
осуществления самостоятельной
познавательной деятельности, а также
обеспечению эмоционально-
Такой подход культивирует творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует культуру общения.
Применение развивающего обучения направлено на подготовку учащихся к самообразованию, самоопределению, саморазвитию.
Пробуждение интереса к профессии под влиянием производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала учащихся, их профессиональной направленности.
Профессиональное обучение готовит специалиста к труду в заранее избранной им сфере деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» .1
Использование проблемного
метода на уроках производственного
обучения способствует формированию навыков
самостоятельной учебной
В целях приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям мастера производственного обучения организуют проведение производственного обучения таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно проделали полный производственный цикл работ.
Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся.
Процесс развития креативной личности учащегося невозможен без активного, нестандартного мыслящего педагога с развитым творческим потенциалом. Природная энергия учащегося, как правило, требует выхода, поэтому одна из задач педагогов – организовать творческую деятельность, которая будет способствовать развитию творческого потенциала учащегося. Главным условием решения данной задачи является реализация педагогом собственного творческого потенциала, проявление творческой активности, т.е. демонстрация образца.
Развитие творческих
качеств учащихся тесно связано
с ростом и развитием творческих
возможностей самого мастера. Именно учащиеся
с высоким интеллектом и
Мастер производственного обучения:
обеспечивает полное
и качественное выполнение учебной
программы производственного
осуществляет тематическое и производственное планирование;
подготавливает, планирует, проводит занятия в учебных мастерских, лабораториях.
Деятельность мастера производственного обучения направлена на разработку гибких индивидуализированных программ, создание теплой, эмоционально-безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности учащегося, поощрении творчества и работы воображения, стимулирование умственных процессов.
Уровень педагогической компетентности мастера производственного обучения в значительной мере определяет качество подготовки учащихся, будущих рабочих современного производства: мобильных, конкурентоспособных, готовых к эффективной работе.
Важным направлением
в работе мастеров производственного
обучения является создание условий
для саморазвития и самореализации
учащихся, раскрытия их творческого
потенциала, обеспечивающего способность
принимать нестандартные
Мастера производственного обучения активно принимают участие в различных конкурсах, семинарах, конференциях, выставках-ярмарках, проведении предметных недель.
Мастера производственного обучения должны обладают высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов, вызывать интерес к своему предмету, владеть персептивными способностями, культурой речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и убедительно излагать учебный материал, быть заинтересованными в успехах учащихся.
Эффективность обучения
и воспитания учащихся в значительной
степени зависит от сотрудничества
мастера производственного
При совместной работе
мастера производственного
Разнообразные формы
делового сотрудничества мастера и
преподавателя в интересах
Совместная работа
преподавателя и мастера
Не менее важное значение играет высокая степень творческого сотрудничества преподавателя и мастера производственного обучения при проведении недели по специальности.
Целью этого мероприятия является содействие профессиональному становлению личности учащихся, ее развитию и саморазвитию, формирование интереса и готовности к работе в системе производства. Результатом недели являются представленные группой своей профессии в виде: газет, решение кроссвордов, тестов, изготовление творческих изделий, выставка творческих работ учащихся.
Развитие технического
мышления учащихся начинается на уроках
специальной технологии, где перед
воспитанниками преподаватель ставит
определенные творческие задачи, которые
на уроках производственного обучения
заканчиваются воплощением
Непременным условием для нормального процесса обучения учащихся профессии является полное и своевременное обеспечение их рабочих мест материалами, инструментами, приборами.
Кроме профессионально
важных качеств будущего специалиста,
огромное значение имеет развитие творческих
способностей человека, которые и
позволят выпускникам стать конкурентно-
Творчество предполагает поиски новых, оригинальных путей решения тех или иных задач. Изучение окружающей действительности во время производственного обучения и в ходе экскурсий в мастерские дает будущим специалистам материал для сравнения, побуждает к творческому поиску.
На уроках производственного обучения должно присутствовать взаимное творчество мастера и учащихся, а это прежде всего способствует возникновению между ними доверия, заинтересованности ученика и его веры в успех.
Для развития технического творчества учащихся в системе профобразования необходимо:
1. Разнообразить формы и методы теоретического и производственного обучения.
2. Создать материально-
требованиям.
3. Активизировать
познавательную активность
4. Формировать профессиональные
умения и навыки учащихся в
период обучения и во
Глава 2. «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
И ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»
Педагог-психолог Наумова Н.Е.
Вот уже несколько лет мы работаем над проблемой социальной адаптации наших воспитанников. Приоритетным направлением учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов является социальная адаптация и социальная интеграция воспитанников, т.е. полноценное их включение в общество. Обучение, воспитание выступает той развивающей средой, где происходит формирование творческого потенциала ребенка. Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество- это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Особенно это важно
для воспитанников
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческойдеятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математическихтворческих способностях, и т.д.
2.1. Структура творческого потенциала.
Творческий потенциал включает компоненты:
Мотивационно-целевой
мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;
мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности
Содержательный компонент
Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.
Рефлексивно-оценочный