Проблемное обучение, как условие развития творческого потенциала обучающихся на занятиях ПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача современного образования видится в овладении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса. Ведь мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ………………………………………………………………4
Творчество и его особенности……………………………………………5
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе производственного обучения……………………………………….…….8
Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесса…………………………………………..…..10
Продуктивные технологии в производственном обучении……………………………………………………………...……12
Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся…………………………………...…..19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ………………………………...…………....20
2.1. Структура творческого потенциала..............................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……….28

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемное обучение как условие развития творческого потенциала обучающихся на занятиях ПО.docx

— 68.10 Кб (Скачать файл)

Все члены рабочей  группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и  по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Работа над проектом побуждает учащегося к глубокому  изучению какой-либо темы курса и  освоению новых программ и программных  продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь  решаются многие задачи личностно-ориентированного обучения.

Технология развивающего обучения обеспечивает кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний на уроках производственного  обучения. Только тогда эти знания помогают развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной  познавательной деятельности, а также  обеспечению эмоционально-ценностного  отношения к содержанию и процессу образования, формированию гуманистической  направленности личности.

Такой подход культивирует творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения, способствует овладению средствами и способами  мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует культуру общения.

Применение развивающего обучения направлено на подготовку учащихся к самообразованию, самоопределению, саморазвитию.

 

    1. Через обучение профессий к развитию творческих качеств учащихся.

Пробуждение интереса к профессии под влиянием производственного  обучения составляют одну из важнейших  предпосылок развития творческого  потенциала учащихся, их профессиональной направленности.

Профессиональное  обучение готовит специалиста к  труду в заранее избранной  им сфере деятельности и потому в  первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» .1

Использование проблемного  метода на уроках производственного  обучения способствует формированию навыков  самостоятельной учебной деятельности, повышает интерес и мотивацию  к учению, развивает творческие способности, что в итоге приводит к глубокому  и прочному усвоению изученного материала.

В целях приближения  деятельности учащихся к реальным производственным условиям мастера производственного  обучения  организуют проведение производственного обучения таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно проделали полный производственный цикл работ.

Педагогическое  мастерство как условие эффективности  работы по развитию способностей учащихся.

Процесс развития креативной личности учащегося невозможен без  активного, нестандартного мыслящего  педагога с развитым творческим потенциалом. Природная энергия учащегося, как  правило, требует выхода, поэтому  одна из задач педагогов – организовать творческую деятельность, которая будет  способствовать развитию творческого  потенциала учащегося. Главным условием решения данной задачи является реализация педагогом собственного творческого  потенциала, проявление творческой активности, т.е. демонстрация образца.

Развитие творческих качеств учащихся тесно связано  с ростом и развитием творческих возможностей самого мастера. Именно учащиеся с высоким интеллектом и творческими  способностями больше всего нуждаются  в «своём» педагоге.

Мастер  производственного обучения:

обеспечивает полное и качественное выполнение учебной  программы производственного обучения учебной группой и производственной практики;

осуществляет тематическое и производственное планирование;

подготавливает, планирует, проводит занятия в учебных мастерских, лабораториях.

Деятельность мастера  производственного обучения направлена на разработку гибких индивидуализированных  программ, создание теплой, эмоционально-безопасной атмосферы в учебной группе, проявлении уважения к индивидуальности учащегося, поощрении творчества и работы воображения, стимулирование умственных процессов.

Уровень педагогической компетентности  мастера производственного обучения в значительной мере определяет качество подготовки учащихся, будущих рабочих современного производства: мобильных, конкурентоспособных, готовых к эффективной работе.

Важным направлением в работе мастеров производственного  обучения является создание условий  для саморазвития и самореализации учащихся, раскрытия их творческого  потенциала, обеспечивающего способность  принимать нестандартные решения, успешное продвижение в профессиональной и иной сфере деятельности.

Мастера производственного  обучения активно принимают  участие в различных конкурсах, семинарах, конференциях, выставках-ярмарках, проведении предметных недель.

Мастера производственного  обучения должны обладают высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно  совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов, вызывать интерес к своему предмету, владеть  персептивными способностями, культурой  речи, четко, грамотно, содержательно, ярко и убедительно излагать учебный  материал, быть заинтересованными в  успехах учащихся.

Эффективность обучения и воспитания учащихся в значительной степени зависит от сотрудничества мастера производственного обучения и преподавателя. Причем, как показывают наблюдения, уровень этого сотрудничества непосредственно отражается на отношении  учащихся к профессиональной и общеобразовательной  подготовке, общественным делам. Взаимодействие педагогов, их пример оказывают сильное  влияние на учащихся, так как в  учебную группу приходят подростки  с разными характерами, интересами и с разным отношением к учебе.

При совместной работе мастера производственного обучения и преподавателя, можно выделить некоторые направления их педагогической деятельности: изучение учащихся и  формирование ученического коллектива, планирование учебной и воспитательной работы, проведение воспитательных мероприятий, выработка общей педагогической позиции и единых требований к  деятельности учащихся, систематический  и объективный обмен информацией  о деятельности и поведении воспитанников.

Разнообразные формы  делового сотрудничества мастера и  преподавателя в интересах подготовки квалифицированных специалистов невозможны без их общей педагогической позиции  воспитателей, согласованной оценки и единого подхода к учащимся.  Положительный  опыт  совместной деятельности мастера производственного обучения и преподавателя отражает  такие педагогические закономерности, как глубокая заинтересованность педагогов в учащихся, стремление быть нужным каждому учащемуся, желание привить ему интерес и любовь к профессии, воспитать его хорошим специалистом.

Совместная работа преподавателя и мастера позволяет  развивать творческие качества личности:

  • целеустремленность;
  • решительность;
  • требовательность;
  • независимость;
  • энергичность;
  • практичность;
  • принципиальность;
  • коммуникабельность;
  • интеллигентность;
  • конкурентоспособность.

Не менее важное значение играет высокая степень  творческого сотрудничества преподавателя  и мастера производственного  обучения при проведении недели по специальности.

Целью этого мероприятия  является содействие профессиональному  становлению личности учащихся, ее развитию и саморазвитию, формирование интереса и готовности к работе в системе производства. Результатом недели являются представленные группой своей профессии в виде: газет, решение кроссвордов, тестов, изготовление творческих изделий, выставка творческих работ учащихся.

Развитие технического мышления учащихся начинается на уроках специальной технологии, где перед  воспитанниками преподаватель ставит определенные творческие задачи, которые  на уроках производственного обучения заканчиваются воплощением творческого  образа- идеи в материальную, предметную форму в зависимости от уровня сложности

Непременным условием для нормального процесса обучения учащихся профессии является полное и своевременное обеспечение  их рабочих мест материалами, инструментами, приборами.

Кроме профессионально  важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и  позволят выпускникам стать конкурентно-способными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.

Творчество предполагает поиски новых, оригинальных путей решения  тех или иных задач. Изучение окружающей действительности во время производственного обучения и в ходе экскурсий в мастерские дает будущим специалистам материал для сравнения, побуждает к творческому поиску.

На уроках производственного  обучения должно присутствовать взаимное творчество мастера и учащихся, а  это прежде всего способствует возникновению  между ними доверия, заинтересованности ученика и его веры в успех.

Для развития технического творчества учащихся в системе профобразования необходимо:

1. Разнообразить  формы и методы теоретического  и производственного обучения.

2. Создать материально-техническую  базу отвечающую современным

требованиям.

3. Активизировать  познавательную активность учащихся.

4. Формировать профессиональные  умения и навыки учащихся в  период обучения и во внеурочное  время. 

 

Глава 2. «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

И ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ» 

 

Педагог-психолог Наумова Н.Е.

Вот уже несколько лет  мы работаем над проблемой социальной адаптации наших воспитанников. Приоритетным направлением учебно-воспитательного  и коррекционно-развивающего процессов  является социальная адаптация и  социальная интеграция воспитанников, т.е. полноценное их включение в  общество. Обучение, воспитание выступает  той развивающей средой, где происходит формирование творческого потенциала ребенка. Основной целью образования  является подготовка подрастающего  поколения к будущему. Творчество- это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.

Особенно это важно  для воспитанников образовательных  учреждений интернатного типа, которые  характеризуются высокой степенью социальной обездоленности, трудностями  в понимании материальной стороны  жизни, в установлении продуктивных межличностных взаимоотношений, замедленным  самоопределением, неразвитостью способностей к социальной интеграции и адаптации.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом  виде человеческойдеятельности, то справедливо  говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математическихтворческих способностях, и т.д.

 

2.1. Структура творческого потенциала.

 

Творческий потенциал  включает компоненты:

  • мотивационно-целевой;
  • содержательный;
  • операционно-деятельностный;
  • рефлексивно-оценочный компоненты.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности; стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

мотивация по результату, когда  обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

 мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован  самим процессом деятельности

Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.

Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

Информация о работе Проблемное обучение, как условие развития творческого потенциала обучающихся на занятиях ПО