Проблемное обучение, как условие развития творческого потенциала обучающихся на занятиях ПО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача современного образования видится в овладении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса. Ведь мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ………………………………………………………………4
Творчество и его особенности……………………………………………5
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе производственного обучения……………………………………….…….8
Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесса…………………………………………..…..10
Продуктивные технологии в производственном обучении……………………………………………………………...……12
Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся…………………………………...…..19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ………………………………...…………....20
2.1. Структура творческого потенциала..............................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……….28

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемное обучение как условие развития творческого потенциала обучающихся на занятиях ПО.docx

— 68.10 Кб (Скачать файл)

Показателем творческого  развития является креативность. Под  креативностью в психологических  исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию  большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как  процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

выделяют следующие творческие способности:

1. Способность видеть  проблему там, где её не видят  другие.

2. Способность сворачивать  мыслительные операции, заменяя  несколько понятий

одним и используя всё  более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить  навыки, приобретённые при решении  одной задачи крешению другой.

4. Способность воспринимать  действительность целиком, не  дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать  отдалённые понятия.

6. Способность памяти  выдавать нужную информацию в  нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать  одну из альтернатив решения  проблемы до её проверки.

9. Способность включать  вновь воспринятые сведения в  уже имеющиеся системы

знаний.

10. Способность видеть  вещи такими, какие они есть, выделить  наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования  идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки  деталей, к совершенствованию  первоначального замысла.

В процессе обучения предусматривается  решение различных проблемных ситуаций, например: Как искупать всех осьминожков, если они меняют цвета? Какой должна быть бутылочка с лекарством, чтобы  дети ней не играли? Как изобразить кота, не рисуя его? (Мир загадок); Как доказать, что вы растете? Нужно  ли уничтожать плохих животных? Зачем  самому себе говорить нет? (Мир человека); Зачем нужны злодеи в сказке? Как  написать записку, если нет ручки  и бумаги? (Мир фантазии), Как на расстоянии отличить живой букет  от искуссвенного? Как отличить раннюю весну от поздней осени? (Мир логики).

Для эффективного формирования креативности необходима продуктивная деятельность учащихся, которая осуществляется через выполнение различных творческих работ.  

Советы по развитию творческих способностей воспитанников

1. Помогите ребенку в  удовлетворении основных человеческих  потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого  скована основными потребностями,  менее способен достичь высот  самовыражения. Уважение к личности  и интересам ребенка - основа  его развития.

2. Избегайте неодобрительной  оценки творческих попыток ребенка.

3. Будьте терпимы к  странным идеям, уважайте любопытство,  вопросы и идеи ребенка. Старайтесь  отвечать на все вопросы, даже  если они кажутся дикими или  "за гранью".

4. Позволяйте ему, если  он того желает, самому заниматься  своими делами. Избыток "шефства"  может затруднить творчество.

5. Помогайте ребенку ценить  в себе творческую личность. Однако  его поведение не должно выходить  за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

6. Помогайте ему справляться  с разочарованием и сомнением,  когда он остается один в  процессе непонятного сверстникам  творческого поиска: пусть он  сохранит свой творческий импульс,  находя награду в себе самом  и меньше переживая о своем  признании окружающими.

7. Находите слова поддержки  для новых творческих начинаний  ребенка. Избегайте критиковать  первые опыты - как бы ни  были они неудачны. Относитесь  к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не  только для себя, но и для  тех, кого любит.

8. Помогайте избежать  общественного неодобрения, уменьшить  социальные трения и справиться  с негативной реакцией сверстников  путем обучения навыкам сотрудничества  и общения. Чем шире мы открываем  возможности для конструктивного  творчества, тем плотнее закрываются  клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.

9. Используйте личный  пример творческого подхода к  решению проблем.

10. Широко используйте  вопросы проблемного типа применительно  к самым разнообразным областям.

11. Обогащайте окружающую  среду ребенка новыми разнообразными  предметами с целью развития  любознательности.

12. Предоставляйте детям  возможность активно задавать  вопросы.

13. Используйте периодически  творческие задания. В этих  заданиях нет правильных и  неправильных решений, поощряется  и стимулируется порождение необычных  и неожиданных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым  новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, разрешая, которые они активно  усваивают новые знания. 

Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает  мыслительные способности. 

Проблемное обучение в  меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует  больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению  с другими типами обучения. 

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. 

Дело в том, что с  развитием рыночных отношений все  структуры общества в той или  иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода  развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными  способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными  способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить  причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Значит, учебный процесс нужно  организовать таким образом, чтобы  «выращивать» эти способности у  будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления  противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения. 

Творческое отношение  к труду всегда было источником успеха в любом виде деятельности. Способность  к творчеству, инициативность, самостоятельность  можно формировать и развивать.  
 
Результат обучения с применением элементов технического творчества непосредственно влияет на повышение уровня усвоения знаний, умений на уроках производственного обучения. 
 
Активное включение подростков в творческую деятельность способствует:

 
- расширению политехнического кругозора; 
 
- формированию практических навыков и умений; 
 
- развитию устойчивого интереса к приобретаемой профессии и стремления к постоянному повышению своих знаний; 
 
- возрастанию творческого потенциала; 
 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Алексеев В.А. Организация технического творчества учащихся: Учеб. пособие – М. Высш. шк., 1984 – 46 с.

Жиделев М.А. Современные  методы обучения. – М.: Высш. шк.; 1985-72 с.

Информационное, педагогическое, научно-методическое издание: Профессионально  образование 2002-2004 г.

Левин В.А. Воспитание творчества. 1998

Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого  потенциала учащихся. – М., 1997

Сайты : http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf_list_24.html

http://rusedu.net/post/1795/23254

Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.

Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 168с.

Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. №6. – С. 29-33.

ЗанковЛ.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая школа. 1988 г.__

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Таблица 1. Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.(доп. 2.1.)

Типы творческих заданий

Способствуют развитию, психических  свойств

Репродуктивного уровня

Рисунок

Воображение

Сообщение

Устная речь, память

Чайнворды, кроссворды, ребусы

Мышление, память, внимание

Игра «термин-понятия»

Память, внимание

Частично-поискового уровня

Рассказ с ошибками

Внимание, память

Составление логических цепочек

Внимание, логическое мышление

Узнай объект (по контуру, фрагменту  карты, по описанию)

Внимание

Творческий уровень

Путешествие

Внимание, память, мышление, воображение

Решение географических задач

Внимание, логическое мышление

Составление образца территории

Внимание, память, логическое мышление, воображение

Социологический опрос

Внимание, мышление

Свое задание

Внимание, память, мышление, воображение


 

 

 

 

1 1Л. Графова.

 


Информация о работе Проблемное обучение, как условие развития творческого потенциала обучающихся на занятиях ПО