Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа
Главная задача современного образования видится в овладении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя прежде всего открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления, как продуктивного процесса. Ведь мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.
Введение…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ – ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ………………………………………………………………4
Творчество и его особенности……………………………………………5
Развитие творческих способностей обучающихся в процессе производственного обучения……………………………………….…….8
Формирование творческого потенциала учащихся в основе образовательного процесса…………………………………………..…..10
Продуктивные технологии в производственном обучении……………………………………………………………...……12
Педагогическое мастерство как условие эффективности работы по развитию способностей учащихся…………………………………...…..19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ………………………………...…………....20
2.1. Структура творческого потенциала..............................................................21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……….28
Показателем творческого
развития является креативность. Под
креативностью в
выделяют следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий
одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи крешению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы
знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
В процессе обучения предусматривается решение различных проблемных ситуаций, например: Как искупать всех осьминожков, если они меняют цвета? Какой должна быть бутылочка с лекарством, чтобы дети ней не играли? Как изобразить кота, не рисуя его? (Мир загадок); Как доказать, что вы растете? Нужно ли уничтожать плохих животных? Зачем самому себе говорить нет? (Мир человека); Зачем нужны злодеи в сказке? Как написать записку, если нет ручки и бумаги? (Мир фантазии), Как на расстоянии отличить живой букет от искуссвенного? Как отличить раннюю весну от поздней осени? (Мир логики).
Для эффективного формирования креативности необходима продуктивная деятельность учащихся, которая осуществляется через выполнение различных творческих работ.
Советы по развитию творческих способностей воспитанников
1. Помогите ребенку в
удовлетворении основных
2. Избегайте неодобрительной
оценки творческих попыток
3. Будьте терпимы к
странным идеям, уважайте
4. Позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество.
5. Помогайте ребенку ценить
в себе творческую личность. Однако
его поведение не должно
6. Помогайте ему справляться
с разочарованием и сомнением,
когда он остается один в
процессе непонятного
7. Находите слова поддержки
для новых творческих
8. Помогайте избежать
общественного неодобрения,
9. Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.
10. Широко используйте
вопросы проблемного типа
11. Обогащайте окружающую
среду ребенка новыми
12. Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.
13. Используйте периодически
творческие задания. В этих
заданиях нет правильных и
неправильных решений,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проблемное обучение направлено
на самостоятельный поиск
Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности.
Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным.
Дело в том, что с
развитием рыночных отношений все
структуры общества в той или
иной мере переходят с режима функционирования
(что в большей степени было
характерно для советского периода
развития страны) на режим развития.
Движущей силой любого развития является
преодоление соответствующих
Творческое отношение
к труду всегда было источником успеха
в любом виде деятельности. Способность
к творчеству, инициативность, самостоятельность
можно формировать и развивать.
Результат обучения с применением элементов
технического творчества непосредственно
влияет на повышение уровня усвоения знаний,
умений на уроках производственного обучения.
Активное включение подростков в творческую
деятельность способствует:
- расширению политехнического
- формированию практических навыков и
умений;
- развитию устойчивого интереса к приобретаемой
профессии и стремления к постоянному
повышению своих знаний;
- возрастанию творческого потенциала;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Алексеев В.А. Организация технического творчества учащихся: Учеб. пособие – М. Высш. шк., 1984 – 46 с.
Жиделев М.А. Современные методы обучения. – М.: Высш. шк.; 1985-72 с.
Информационное, педагогическое, научно-методическое издание: Профессионально образование 2002-2004 г.
Левин В.А. Воспитание творчества. 1998
Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. – М., 1997
Сайты : http://shvarts.pspu.ru/
http://rusedu.net/post/1795/
Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.
Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 168с.
Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. №6. – С. 29-33.
ЗанковЛ.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая школа. 1988 г.__
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Таблица 1. Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.(доп. 2.1.)
Типы творческих заданий |
Способствуют развитию, психических свойств | |
Репродуктивного уровня |
Рисунок |
Воображение |
Сообщение |
Устная речь, память | |
Чайнворды, кроссворды, ребусы |
Мышление, память, внимание | |
Игра «термин-понятия» |
Память, внимание | |
Частично-поискового уровня |
Рассказ с ошибками |
Внимание, память |
Составление логических цепочек |
Внимание, логическое мышление | |
Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) |
Внимание | |
Творческий уровень |
Путешествие |
Внимание, память, мышление, воображение |
Решение географических задач |
Внимание, логическое мышление | |
Составление образца территории |
Внимание, память, логическое мышление, воображение | |
Социологический опрос |
Внимание, мышление | |
Свое задание |
Внимание, память, мышление, воображение |
1 1Л. Графова.