Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:55, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время
актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные
исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой
школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы
следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально – волевой.
• Введение
• Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе
• Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии
• Особенности психического развития детей 6 – 7 лет
• Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников
• Заключение
• Список литературы
Курсовая: Проблемы готовности детей к обучению в школе
ПЛАН
· Введение
· Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе
· Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии
· Особенности психического развития детей 6 – 7 лет
· Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников
· Заключение
· Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время
актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные
исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой
школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы
следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально – волевой.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности
обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются
тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному
обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого
определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».
А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями,
знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального
уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.
И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в
развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном
обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара
выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.
Л.И.Божович указывает , что готовность к обучению в школе складывается из
определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных
интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной
деятельности и к социальной позиции школьника.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению –
многокомпонентное образование ,которое требует комплексных психологических
исследований.
Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги,
психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер.,
Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн , А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я.
Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие . Авторами дается не только анализ
необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в
школу, но и рассматриваются
вопросы дифференцированного
подготовке детей к школе , методики определения готовности, а также, что
немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим
рекомендации по работе с детьми и их родителями. Поэтому первостепенной
задачей, встающей как перед отечественными учеными, так и перед зарубежными
заключаются в следующем:
-
выявить в каком возрасте
- когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить
к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье.
Ученые считают что, дифференцированный подход как социально –
образовательная среда основывается на уровне речевой готовности младших
школьников. Дифференцированный подход будет осуществляться более эффективно
при условии выявления речевого развития учащихся первых классов.
Теоретические аспекты проблемы готовности детей к обучению в школе.
Изучение проблемы
готовности к школьному
зарубежной психологии.
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном
этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой
раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее
важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и
для формирования учебной деятельности.
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению»
рассматривается как совокупность
морфо – физиологических
старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к
систематическому, организованному школьному обучению.
В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению – это желание и
осознание необходимости учиться , возникающее в результате социального
созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих
мотивацию к учебной деятельности.
Д.Б.Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению
предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных
отношений между ребенком и взрослым.
Наиболее полно понятие «готовность к школе» дано в определении Л.А.Венгера,
под которой он понимал определенный набор знаний и умений, в котором должны
присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть
разный. Составляющими этого набора прежде всего является мотивация,
личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника»,
волевая и интеллектуальная готовность. (10)
Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в
школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это
новообразование критерием готовности к обучению в школе.(8)
В своих исследованиях Т.А.Нежнова указывает, что новая социальная позиция и
соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку они
принимаются субъектом, то есть становятся предметом его собственных
потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней позиции». (36)
А.Н.Леонтьев считает непосредственно движущей силой развития ребенка его
реальную деятельность с изменениями во «внутренней позиции».(28)
В последние годы все большее внимание проблеме готовности к школьному
обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса ,как отмечает
Я.Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический
опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой
проблемы стоят
тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия
и других психических процессах. (35)
По мнению С.Штребела, А.Керна ,Я.Йирасека, поступающий в школу ребенок должен
обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном,
эмоциональном и социальном отношениях.(28)
К умственной области авторы относят способность ребенка к
дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому
мышлению и так далее.
Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти
полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.
Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с
детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских
групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в
общественной ситуации школьного обучения.
Ф.Л.Илг , Л.Б.Эймс провели исследование, посвященное выявлению параметров
готовности к школьному обучению. В результате возникла специальная система
заданий, которая позволяла обследовать детей от 5 до 10 лет. Разработанные в
исследовании тесты имеют практическое значение и обладают прогнозирующей
способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае
неподготовленности ребенка к школе забирать его оттуда и путем
многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта
точка зрения не единственная . Так , Д.П.Озубел предлагает, в случае
неподготовленности ребенка, изменить программу обучения в школе и тем самым
постепенно выравнивать развитие всех детей. (1)
Надо отметить , что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных
авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному
обучению пользуются понятием «школьная зрелость», исходя из ложной
концепции , согласно которой возникновение этой зрелости обусловлено в
основном индивидуальными особенностями процесса спонтанного созревания
врожденных задатков ребенка и существенно не зависящих от социальных
условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется
разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь
небольшое число зарубежных авторов - Вронфенвреннер, Врунер – критикуют
положения концепции «школьной зрелости» и подчеркивают роль социальных
факторов, а так же особенностей
общественного и семейного
возникновении.
Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно
сделать вывод , что основное внимание зарубежных психологов направлено на
создание тестов и гораздо
в меньшей степени
В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое
исследование проблемы готовности к школе.
Важным аспектом в вопросе изучения школьной зрелости является изучение
проблемы психологической готовности к обучению в школе. (Л.А. Венгер, С.Д.
Цукерман , Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д.
Забрамная)
Составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:
- мотивационная (личностная),
- интеллектуальная,
- эмоционально – волевая.
Мотивационная готовность – наличие у ребенка желания учиться . В
исследованиях А.К. Марковой , Т.А. Матис , А.Б. Орлова показано, что
возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом
подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были
не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается
включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и
чувства.(31)
В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения:
1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с
потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с
желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему
общественных отношений.
2. Мотивы, связанные
непосредственно с учебной
познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в
овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе,
учителям и учебной деятельности , включает так же формирование у детей таких
качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса
конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным
восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу,
обобщенными формами мышления
и основными логическими
запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у
ребенка начальных умений
в области учебной
выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями,
уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь
планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно
положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и
проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. (18)
В отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента
психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных
ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть
ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей
действительности, уметь сравнивать их , видеть сходное и отличное; он должен
научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил
сформированность необходимых
предпосылок учебной
эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
-
умение детей сознательно
обобщенно определяющим способ действия,
-
умение ориентироваться на
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,
предлагаемые в устной форме,
-
умение самостоятельно
воспринимаемому образцу.
Эти параметры развития произвольности являются частью психологической
Информация о работе Проблемы готовности детей к обучению в школе