Проблемы готовности детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время
актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные
исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой
школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы
следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально – волевой.

Содержание

• Введение
• Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе
• Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии
• Особенности психического развития детей 6 – 7 лет
• Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 41.52 Кб (Скачать файл)

Курсовая: Проблемы готовности детей к обучению в школе 

ПЛАН

·        Введение

·        Теоретические  аспекты проблемы  готовности

детей   к обучению в  школе

·        Изучение проблемы готовности к  школьному  обучению в

отечественной и зарубежной психологии

·        Особенности  психического развития детей 6 – 7 лет

·        Специфика  реализации дифференцированного подхода  в обучении

младших    школьников

·        Заключение

·        Список литературы

     ВВЕДЕНИЕ.

Проблема готовности ребенка  к школе была актуальна всегда. В настоящее время

актуальность проблемы обуславливается  многими факторами. Современные

исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой

школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы

следующие компоненты готовности:

-         социальный,

-         психологический,

-         эмоционально – волевой.

Успешное решение задач  развития личности ребенка, повышение  эффективности

обучения, благоприятное  профессиональное становление во многом определяются

тем, насколько верно учитывается  уровень подготовленности детей  к школьному

обучению. В современной  психологии пока не существует единого  и четкого

определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

А.Анастези трактует понятие  школьной зрелости как овладение  умениями,

знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для  оптимального

уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени  в

развитии, когда ребенок  становится способным принимать  участие в школьном

обучении. В качестве компонентов  готовности к обучению к школе  И.Шванцара

выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И.Божович указывает , что  готовность к обучению в школе  складывается из

определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных

интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной

деятельности и к социальной позиции школьника.

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению –

многокомпонентное образование ,которое требует комплексных  психологических

исследований.

Вопросы психологической  готовности к обучению в школе  рассматривают педагоги,

психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер.,

Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн , А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я.

Рубинштейн, Е.О. Смирнова  и многие другие . Авторами дается не только анализ

необходимых знаний, навыков  и умений ребенка при переходе из детского сада в

школу, но и рассматриваются  вопросы дифференцированного подхода  при

подготовке детей к  школе , методики определения готовности, а также, что

немаловажно,   пути коррекции  негативных результатов и в связи  с этим

рекомендации по работе с  детьми и их родителями. Поэтому  первостепенной

задачей, встающей как перед  отечественными учеными, так и перед  зарубежными

заключаются в следующем:

-         выявить в каком возрасте лучше  начинать обучение,

-         когда и при каком состоянии  ребенка этот процесс не будет  приводить

к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его  здоровье.

Ученые считают что,  дифференцированный подход как социально  –

образовательная среда основывается на уровне речевой готовности младших

школьников. Дифференцированный подход будет осуществляться более  эффективно

при условии выявления  речевого развития  учащихся первых классов.

     Теоретические  аспекты проблемы  готовности  детей  к обучению в школе.

     Изучение проблемы  готовности к школьному обучению  в отечественной и

                         зарубежной психологии.                        

Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается  на современном

этапе развития психологии как  комплексная характеристика ребенка, которой

раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее

важными предпосылками для  нормального включения в новую  социальную среду и

для формирования учебной  деятельности.

В психологическом словаре  понятие  «готовность к школьному  обучению»

рассматривается как совокупность морфо – физиологических особенностей ребенка

старшего дошкольного  возраста, обеспечивающая успешный переход  к

систематическому, организованному  школьному обучению.

В.С.Мухина утверждает, что  готовность к школьному обучению – это желание и

осознание необходимости  учиться , возникающее в результате социального

созревания ребенка, появления  у него внутренних противоречий, задающих

мотивацию к учебной деятельности.

Д.Б.Эльконин считает, что  готовность ребенка к школьному  обучению

предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы  социальных

отношений между ребенком и взрослым.

Наиболее полно понятие  «готовность к школе» дано в определении  Л.А.Венгера,

под которой он понимал  определенный набор знаний и умений, в котором должны

присутствовать все остальные  элементы, хотя уровень их развития может быть

разный. Составляющими этого  набора   прежде всего является мотивация,

личностная готовность, в  которую входят «внутренняя позиция  школьника»,

волевая и интеллектуальная готовность. (10)

Новое отношение ребенка  к окружающей среде, возникающее  при поступлении в

школу, Л.И.Божович назвала  «внутренней позицией школьника», считая это

новообразование критерием  готовности к обучению в школе.(8)

В своих исследованиях  Т.А.Нежнова указывает, что новая  социальная позиция и

соответствующая ей деятельность развиваются постольку, поскольку  они

принимаются субъектом, то есть  становятся предметом его собственных

потребностей и стремлений, содержанием его «внутренней  позиции». (36)

А.Н.Леонтьев считает непосредственно  движущей силой  развития ребенка  его

реальную деятельность с  изменениями во «внутренней позиции».(28)

В последние годы все большее  внимание проблеме готовности к школьному

обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса ,как отмечает

Я.Йирасек, сочетаются теоретические  построения, с одной стороны, практический

опыт, с другой. Особенность  исследований состоит в том, что  в центре этой

проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит  отражение в

тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия

и других психических процессах. (35)

По мнению С.Штребела, А.Керна ,Я.Йирасека, поступающий в школу  ребенок должен

обладать определенными  признаками школьника: быть зрелым в  умственном,

эмоциональном и социальном отношениях.(28)

К умственной области авторы относят способность ребенка  к

дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому

мышлению и так далее.

Под эмоциональной  зрелостью  они понимают эмоциональную устойчивость и почти

полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается  ими с потребностью ребенка в  общении с

детьми, со способностью подчиняться  интересам и принятым условностям  детских

групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника  в

общественной ситуации школьного  обучения.

Ф.Л.Илг , Л.Б.Эймс провели  исследование, посвященное выявлению  параметров

готовности к школьному  обучению. В результате возникла специальная  система

заданий, которая позволяла  обследовать детей от 5  до 10 лет. Разработанные в

исследовании тесты имеют  практическое значение и обладают прогнозирующей

способностью. Кроме тестовых заданий авторы предлагают в случае

неподготовленности ребенка  к школе  забирать  его оттуда и путем

многочисленных тренировок доводить до нужного уровня готовности. Однако эта

точка зрения не единственная .  Так , Д.П.Озубел предлагает, в случае

неподготовленности ребенка, изменить программу обучения  в  школе и тем самым

постепенно выравнивать  развитие всех детей. (1)

Надо отметить ,  что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных

авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному

обучению пользуются   понятием «школьная зрелость», исходя из ложной

концепции , согласно которой  возникновение этой зрелости обусловлено  в

основном индивидуальными  особенностями процесса спонтанного  созревания

врожденных задатков ребенка  и  существенно не зависящих от социальных

условий жизни и воспитания. В духе этой концепции основное внимание уделяется

разработке тестов, служащих диагностике уровня школьной зрелости детей. Лишь

небольшое число зарубежных авторов  - Вронфенвреннер, Врунер –  критикуют

положения концепции «школьной  зрелости» и подчеркивают роль  социальных

факторов, а так же особенностей общественного и семейного воспитания в ее

возникновении.

Делая сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований, можно

сделать вывод , что основное внимание зарубежных психологов направлено на

создание тестов и гораздо  в меньшей степени ориентировано  на теорию вопроса.

В работах отечественных  психологов содержится глубокое теоретическое

исследование проблемы готовности к школе.

Важным аспектом в вопросе  изучения школьной зрелости является изучение

проблемы психологической  готовности к обучению в школе. (Л.А. Венгер, С.Д.

Цукерман , Р.И. Айзман, Г.Н. Жарова, Л.К. Айзман, А.И. Савинков, С.Д.

Забрамная)

Составными компонентами психологической готовности ребенка  к школе являются:

-         мотивационная (личностная),

-         интеллектуальная,

-         эмоционально – волевая.

Мотивационная готовность –  наличие у ребенка желания  учиться . В

исследованиях А.К. Марковой , Т.А. Матис , А.Б. Орлова показано, что

возникновение осознанного  отношения ребенка к школе  определяется способом

подачи  информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям  сведения о школе были

не только поняты, но и  прочувствованы ими. Эмоциональный  опыт обеспечивается

включением детей в  деятельность, активизирующую как мышление, так и

чувства.(31)

В мотивационном плане  были выделены две группы мотивов  учения:

1.      Широкие  социальные мотивы учения или  мотивы, связанные с

потребностями ребенка в  общении с другими людьми, в  их оценке и одобрении, с

желанием ученика занять определенное место в системе  доступных ему

общественных отношений.

2.      Мотивы, связанные  непосредственно с учебной деятельностью,  или

познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в

овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Личностная готовность к  школе выражается в отношении  ребенка к школе,

учителям и учебной  деятельности ,  включает так же формирование у детей таких

качеств, которые помогли  бы им общаться с учителями и одноклассниками.

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка  кругозора, запаса

конкретных знаний. Ребенок  должен владеть планомерным и  расчлененным

восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу,

обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым

запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у

ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения

выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную  цель деятельности.

В.В.Давыдов считает, что  ребенок должен владеть мыслительными  операциями,

уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего  мира, уметь

планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При  этом важно

положительное отношение  к учению, способность к саморегуляции  поведения и

проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. (18)

В отечественной психологии при изучении интеллектуального  компонента

психологической готовности к школе акцент делается не на сумму  усвоенных

ребенком знаний, а на уровень  развития интеллектуальных процессов. То есть

ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей

действительности, уметь  сравнивать их , видеть сходное и  отличное; он должен

научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.

Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин  на первое место  ставил

сформированность  необходимых  предпосылок учебной деятельности. Анализируя

эти предпосылки, он и его  сотрудники выделили следующие параметры:

-         умение детей сознательно подчинять  свои действия правилам,

обобщенно определяющим способ действия,

-         умение ориентироваться на заданную  систему требований,

-         умение внимательно  слушать   говорящего  и точно выполнять  задания,

предлагаемые в устной  форме,

-         умение самостоятельно выполнять  требуемое задание по зрительно

воспринимаемому образцу.

Эти параметры развития произвольности являются частью психологической

Информация о работе Проблемы готовности детей к обучению в школе