Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:55, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время
актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные
исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой
школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы
следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально – волевой.
• Введение
• Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе
• Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии
• Особенности психического развития детей 6 – 7 лет
• Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников
• Заключение
• Список литературы
реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой
двусторонней деятельности школы является адаптация детей к быстроменяющейся
жизни.(20)
Как подчеркивает Е.А. Ямбург , можно и нужно учить всех детей без исключения,
вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий. В
этом заключается одновременно гуманизм и демократизм адаптивной школы, если
вкладывать профессиональный педагогический смысл.(20)
Е.А. Ямбург утверждает, что адаптивная школа – это и есть массовая
общеобразовательная школа, где должно быть место каждому ребенку, то есть
должны быть разработаны учебные программы, согласно их уровня готовности к
обучению.
Во главу угла адаптивная школа ставит физическое, психическое и нравственное
развитие учащихся, организуя учебно – воспитательный процесс таким образом,
чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить
современную диагностику и коррекцию, систематическую медико – психологическую
помощь непосредственно в школе. Концепция здоровья разрабатывается и
внедряется директором Центра ДАР им. Выготского Л.С., кандидатом медицинских
наук В.Н. Касаткиным.
Адаптивная школа
обучения и развития, и сопутствующие модули, выполняющие свои специфические
задачи.
Модуль «Начальная школа» определяет следующие цели и задачи:
1. Обеспечение содержательной и методической преемственности с
дошкольным модулем. Здесь уделяется внимание психологической готовности
ребенка к школе и выбору оптимальных условий обучения.
2. Обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм:
аффективно – эмоционально –волевой и когнитивной.
3. Овладение
учащимися начальной школы
навыками учебной деятельности.
4. Организация
диалога различных
Этот модуль работает в логике образовательной модели «смешанных
способностей». Характерные черты:
Ø Изучение всех предметов проходит в группах «смешанных
способностей». Таким образом, обеспечивается внутренняя дифференциация
способностей и склонностей ребенка за счет специально организованной
коррекционно – развивающей работы и подбора педагогических технологий под
конкретного ребенка.
Ø Учебный материал преподносится порционно.
Ø По завершению работы над базовой учебной единицей с помощью
диагностических тестов выявляется, насколько успешно учащиеся усвоили учебный
материал.
Ø В «коррективный», или « дополнительный», период работа над
заданиями организуется индивидуально или в группах.
Ø Выделение «коррективных», или «дополнительных» групп
происходит внутри класса.
Ø Особое внимание уделяется работе с небольшой группой детей и
индивидуальной дифференциации.
Ø Новую базовую учебную единицу все учащиеся начинают изучать
одновременно.
Ø Требования,
предъявляемые к знаниям
время, отведенное на изучение той или иной базовой единицы, не
ограничивается.
Ø Важнейшая черта этой модели - диагностическое тестирование.
Ø Модель хорошо функционирует тогда, когда уделяется внимание
управлению учащихся, так как дети должны получать навыки работы в группе.
Ø Так как внутри класса происходят постоянные перегруппировки,
хорошие отношения между учениками и рабочий климат становятся постоянной
заботой педагога и необходимым условием эффективного обучения.
Таким образом , по мнению Е.А. Ямбурга , со временем общеобразовательные
школы по необходимости превратятся в адаптивные, где учебно – воспитательный
процесс будет организован с учетом социокультурных особенностей региона,
социальных запросов населения и требований государства к образовательным
стандартам, по возможности
гибко по отношению к
особенностям, способностям и склонностям детей.
Таким образом в нашем исследовании дифференцированное обучение будет
рассматриваться как условие успешного речевого развития первоклассников.
Дифференцированный подход – это учет индивидуальных особенностей учащихся, в
той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо
особенностей. При обучении младших школьников реализация дифференцированного
подхода будет иметь следующие особенности:
q Обеспечение содержательной и методической преемственности, выбор
оптимальных условий обучения.
q Обеспечение оптимального сочетания двух образовательных парадигм:
аффективно – эмоционально – волевой и когнитивной.
q Овладение
учащимися начальной школы
навыками учебной деятельности.
q Организация
диалога различных
q Создание
благоприятных условий для
способностей младших школьников.
q Ликвидация перегрузки в обучении младших школьников.
Заключение
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности
обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются
тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному
обучению.
Поэтому готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная
характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития
психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для
нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной
деятельности.
Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста
являются:
-
умение детей сознательно
определяющим способ действия,
-
умение ориентироваться на
-
умение внимательно слушать
прелагаемые в устной форме,
-
умение самостоятельно
воспринимаемому образцу .
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе,
исследователи выявляют уровень развития речи.
Основными показателями речевой готовности первоклассников к обучению являются:
- более сложная самостоятельная форма речи – развернутое
монологическое высказывание,
-
развитие звуковой стороны
развития,
-
развитие грамматического
-
усвоение закономерностей
- усвоение грамматических форм языка и приобретение большего
активного словаря,
- совершенствование словесно – логического мышления.
Согласно выявленного уровня готовности к обучению, с учетом у учащихся
задатков и способностей, необходима система определенных мер, обеспечивающих
развитие младших школьников в оптимальном режиме.
Такой системой, может быть дифференциация. Специфика организации
дифференцированного подхода будет зависеть:
- во – первых, от уровня готовности учащихся
-
во – вторых, от специфики
развития познавательных
речевого развития первоклассников;
-
в – третьих, от эффективности
использования основных
и развивающих возможностей учебных программ;
-
в –четвертых, от рационального
сочетания ведущего вида
(учебной) с другими видами деятельности, при оптимальном сочетании форм,
методов и средств обучения;
- в – пятых, от знания форм и методов дифференцированного подхода при
обучении младших школьников
·
Список литературы.
1. .Анастази
А. Психологическое
К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М.,1982.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.
Т.2. – М., 1979 (Развитие мышление школьника: 5 – 118)
3. Венгер
А.Л., Цукерман Н.К. Схема
младшего школьного возраста – Томск.,1993.
4. Давыдов
В.В. Проблемы развивающего
(Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности:
163-213)
5. Запарожец
А.В. Избранные
Т.1 (Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы
развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития
ребенка: 233 – 235, 248 – 257)
6. Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая
подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников:
5 – 43)
7. Нежнова
Т.А. Динамика «внутренней
дошкольного к школьному возрасту. – М.,1988.
8. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. – М., 1972 (Формирование у
дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 –
123. Формирование наглядно
– образного мышления у
9. Русский язык в начальных классах/ Под ред. Н.С.Соловейчик, П.С.
Жедек. – М.,1997.
10. средней общеобразовательной школе Н.М. Шахмаев: 269 – 297)
Информация о работе Проблемы готовности детей к обучению в школе