Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 11:55, курсовая работа
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время
актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные
исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой
школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы
следующие компоненты готовности:
- социальный,
- психологический,
- эмоционально – волевой.
• Введение
• Теоретические аспекты проблемы готовности
детей к обучению в школе
• Изучение проблемы готовности к школьному обучению в
отечественной и зарубежной психологии
• Особенности психического развития детей 6 – 7 лет
• Специфика реализации дифференцированного подхода в обучении
младших школьников
• Заключение
• Список литературы
готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.
Д.Б.Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в игре в
коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень.(41)
Исследования Е.Е.Кравцовой (25) показали, что для развития произвольности у
ребенка при работе следует выполнять ряд условий:
-
необходимо сочетать
-
учитывать возрастные
- использовать игры с правилами.
Исследования Н.Г.Салминой показали, что для школьников первого класса с
низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой деятельности,
а ,следовательно, характерны трудности в обучении. (53)
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе,
исследователи выделяют уровень развития речи.
Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению
прежде всего проявляется в их умении пользоваться для произвольного
управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является
развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. Об этой
функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего
дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет
прогресс интеллектуального развития ребенка. (35).
К 6 – 7 годам появляется и
развивается более сложная
речи – развернутое монологическое высказывание. К этому времени лексикон
ребенка состоит примерно из 14 тысяч слов. Он уже владеет словоизмерением,
образованием времен, правилами составления предложения.
Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается
параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно – логического,
поэтому , когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично
затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых
показателях не может не отразиться уровень развития мышления.
Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи не
возможно, как и отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело в
том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое
(лингвистическое), так и человеческое ( личностное психологическое) начала.
Подводя итого к выше сказанному в параграфе мы видим, что в познавательном
плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня
развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.
Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения,
памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят
сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у ребенка должны
быть развиты самоконтроль , трудовые умения и навыки, умение общаться с
людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы ребенок был готов к обучению и
усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у
него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи.
В дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью:
v к 7 годам
язык становится средством
предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается
обучение чтению и письму;
v развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают
осознавать особенности своего произношения, завершается процесс
фонематического развития;
v развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются
закономерности
грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют
им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.
Таким образом, высокие требования жизни к организации воспитания и обучения
интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого – педагогических
подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с
психологическими
готовности детей к обучению в школе получает особое значение, так как от ее
решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Особенности психического развития детей 6 – 7 лет.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами
развития, но прежде чем использовать имеющиеся резервы развития необходимо
дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.
В.С. Мухина считает, что восприятие в возрасте 6 – 7 лет утрачивает свой
аффективный первоначальный характер: перцептивные и эмоциональные процессы
дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным,
анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения,
рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает
в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать названия
качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.
Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию
проявлений.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние
повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во
внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные
особенности внешних впечатлений , обеспечивающие такое повышение, с возрастом
изменяются. (32)
Переломный момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети
впервые начинают сознательно управлять своим вниманием , направляя и
удерживая его на определенных предметах.
Таким образом, возможности развития произвольного внимания к 6 – 7 годам уже
велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи,
которая является, по мнению
В.С.Мухиной универсальным
внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для
определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер
предстоящей деятельности.(32)
Возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Как
отмечают П.П. Блонский (6), А.Р. Лурия , А.А. Смирнов память в старшем
дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает
то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее
впечатление. Таким образом, как указывают психологи, объем фиксируемого
материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или
явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом, как указывает
А.А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания у 7 летних детей несколько
снижается, вместе с тем
прочность запоминания
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие
непроизвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста, как отмечает
Е.И. Рогов , является то обстоятельство, что перед ребенком 6 – 7 лет может
быть поставлена цель, направленная
на запоминание определенного
Наличие такой возможности связанно с тем, как указывают психологи, что
ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные
для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и
ассоциативное связывание материала. (56)
Таким образом, к 6 – 7 годам структура памяти претерпевает существенные
изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и
припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к
текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма
памяти сохраняет ведущее положение.
У дошкольников восприятие и мышление тесно взаимосвязанные, что говорит о
наглядно – образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.
По мнению Е.Е. Кравцовой , любознательность ребенка постоянно направлена на
познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок,
играя, экспериментирует, пытается установить причинно – следственные связи и
зависимости.
Он вынужден оперировать знаниями, а при возникновении некоторых задач ребенок
пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи
в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в
своем воображении. (25)
Таким образом, наглядно – образное мышление – основной вид мышления в
младшем школьном возрасте.
В своих исследованиях Ж. Пиаже указывает, что мышление ребенка в начале
обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией,
обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения
определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем
личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем,
вес и другие. (39)
Н.Н. Поддъяков показал, что в возрасте 5 – 6 лет происходит интенсивное
развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды,
анализу свойств предметов, воздействуя на них с целью изменения. Этот уровень
умственного развития, то есть наглядно – действенное мышление , является как
бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об
окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В
процессе наглядно – действенного мышления проявляются предпосылки для
формирования наглядно – образного мышления, которые характеризуются тем, что
разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком при помощи
представлений, без применения практических действий.(43)
Конец дошкольного периода
психологи характеризуют
образного мышления или наглядно – схематического мышления. Отражением
достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм
детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические
изображения.
Психологи отмечают, что наглядно- образное мышление является основой для
образования логического мышления, связанного с использованием и
преобразованием понятий.
Таким образом, к 6 – 7 годам ребенок может подходить к решению проблемной
ситуации тремя способами: используя наглядно – действенное, наглядно-
образное и логическое мышление.
С.Д. Рубинштейн , Н. Н. Поддъяков , Д.Б. Эльконин утверждают, что старший
дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно
начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем
самым ближайшую перспективу умственного развития.(51)
В дошкольном детстве в основном завершается процесс овладения речью:
§ к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка,
также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе
начинается обучение чтению и письму;
§ развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают
осознавать особенности своего произношения, но у них еще сохраняются и
предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают
неправильно произнесенные детские слова. К концу дошкольного возраста
завершается процесс фонематического развития;
§ развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие
закономерности
грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют
им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи.
В исследованиях Н.Г. Салминой показано, что дети 6 – 7 лет овладевают всеми
формами устной речи, присущими взрослому. У них появляются развернутые
сообщения –монологи, рассказы, в общении со сверстниками развивается
диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровой
деятельности.(53)
Использование новых форм
речи, переход к развернутым
обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот период.
Благодаря общению, названному М.И.Лисиной внеситуативно – познавательным,
увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические
конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится
задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать, думая вслух.(30)
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических
действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают
у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все
более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие
волевой регуляции поведения.
Как показывают исследования К.М. Гуревич, В.И.Селиванова , ребенок 6 – 7 лет
может стремиться к далекой цели, выдерживая при этом значительное волевое
напряжение в течение довольно длительного времени.(15)
По мнению А.К.Марковой, А.Б. Орлова , Л.М. Фридман в этом возрасте
происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система
Информация о работе Проблемы готовности детей к обучению в школе