Проблемы обучения и воспитания в работах А.В.Запорожца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы раскрыть систему взглядов А.В.Запорожца в вопросах проблемы обучения и воспитания, выявить и изучить его вклад в психологическую науку, дать анализ идей и положений, которые могут быть творчески использованы в деятельности школ, в работах педагогов и психологов.
Для достижения цели необходимо решение ряда задач:
1. Изучить биографию А.В.Запорожца.
2. Дать анализ основных идей и положений, которые могут быть творчески использованы в деятельности школ, в работах педагогов и психологов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Глава 1.Творческий путь А.В.Запорожца…………………………………5
1.1. Этапы жизненного пути А.В.Запорожца……………………………..5
1.2.Личность А.В.Запорожца………………………………………………10
2. Глава 2.Влияние психических процессов на развитие, обучение и воспитание личности…………………………………………………………11
2.1.Особенности и развитие процесса восприятия………………………..11
2.2.Развитие мышления……………………………………………………..13
2.3.Происхождение и природа эмоций…………………………………….15
3. Глава 3.Взгляд А.В.Запорожца на проблемы развития психики………..16
3.1.Общие закономерности формирования психических процессов………………………………………………………………………16
3.2.Проблема соотношения биологического и социального по взгляду А.В.Запорожца………………………………………………………………...19
3.3.Основные психологические новообразования………………………..20
4.Глава 4. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В. Запорожца……………………………………………………………………..21
4.1.Дидактические игры……………………………………………………21
4.2.Сюжетная игра………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………...…...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.49 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

1.Глава 1.Творческий путь А.В.Запорожца…………………………………5

   1.1. Этапы  жизненного пути А.В.Запорожца……………………………..5

   1.2.Личность  А.В.Запорожца………………………………………………10

2. Глава 2.Влияние психических процессов на развитие, обучение и воспитание личности…………………………………………………………11

   2.1.Особенности  и развитие процесса восприятия………………………..11

   2.2.Развитие  мышления……………………………………………………..13

   2.3.Происхождение  и природа эмоций…………………………………….15

3. Глава 3.Взгляд А.В.Запорожца на проблемы развития психики………..16

   3.1.Общие  закономерности формирования психических  процессов………………………………………………………………………16

3.2.Проблема соотношения  биологического и социального  по взгляду А.В.Запорожца………………………………………………………………...19

   3.3.Основные  психологические новообразования………………………..20

4.Глава 4. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В. Запорожца……………………………………………………………………..21

   4.1.Дидактические  игры……………………………………………………21

   4.2.Сюжетная  игра………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………………27

Список использованной литературы…………………………………...…...29

 

 

 

Введение.

Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка, а обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии его способностей. Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем. Тем не менее, оба процесса в аналитических целях в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как они по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей активности различны. Воспитание осуществляется в основном как межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка.

   Проблема соотношения обучения и воспитания – одна из самых фундаментальных проблем в психологии, имеющая очень давнюю историю. В педагогике проблема обучения и воспитания также имеет давнюю историю.

   Представители классической педагогики и психологии Я.А.Каменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, А.Дистерверг последовательно накапливали научные факты, подтверждая и развивая отдельные аспекты проблемы. По Каменскому, главная задача состоит в том, чтобы раскрыть естественный порядок обучения и на этой основе обеспечить успех воспитания. Песталоцци видел в обучении возможность гармоничного воспитания ребенка. Но, несмотря на большое количество точек зрения на эту проблему, она до сих пор остается не полностью раскрытой.

    В данной курсовой работе мы рассмотрим точку зрения русского психолога Александра Владимировича Запорожца.

   Цель нашего исследования заключается в том, чтобы раскрыть систему взглядов А.В.Запорожца в вопросах проблемы обучения и воспитания, выявить и изучить его вклад в психологическую науку, дать анализ идей и положений, которые могут быть творчески использованы в деятельности школ, в работах педагогов и психологов.

   Для достижения цели необходимо решение ряда задач:

1. Изучить  биографию  А.В.Запорожца.

2. Дать анализ  основных идей и  положений, которые  могут быть творчески  использованы  в деятельности школ, в работах  педагогов и психологов.

   Объектом нашего исследования является творческое наследие А.В.Запорожца, а предметом – проблема обучения и воспитания в его работах.

   Методологической основой исследования послужили труды самого А.В.Запорожца.

   В основу исследования положен метод сравнительного анализа, позволяющий критически рассмотреть фактический материал и сделать оценку вклада А.В.Запорожца в решение проблем отечественной психологии.

   Практическая новизна состоит в том, что проведенный нами анализ позволяет  судить о вкладе А.В.Запорожца в педагогическую психологию.

 

Глава 1. Творческий путь А.В.Запорожца.

 

1.1.Этапы жизненного  пути А.В.Запорожца.

Александр Владимирович Запорожец родился 12 сентября 1905 года в Киеве в небогатой семье. Было бы, однако, неверно, заключить, будто происходил он из рода обывателей, скорее напротив — мятежников и бунтарей. Дед Запорожца по отцовской линии, ветеран Крымской войны, по возвращении из окопов Севастополя в родную деревню организовал крестьянский сход, на котором призвал соседей присвоить помещичью землю. Закончилась эта инициатива, естественно, каторгой, но много позже, в годы Советской власти, была поощрена — дедушка был награжден изрядным земельным наделом под Белой Церковью, где Саша подростком провел немало времени, совмещая посильный крестьянский труд с естественными мальчишескими забавами. Мятежный дух отца унаследовал и один из его 11 детей — Сашин дядя П.К. Запорожец, один из первых соратников В.И.Ленина по «Союзу борьбы за освобождение рабочего класса».

Мать Саши Елена Григорьевна (в девичестве Маньковская) также отличалась характером неспокойным и бунтарским. В Киеве на Рейтерской улице еще сохранился дом, принадлежавший в ХIХ веке семье Маньковских. В 1889 году этот дом стал явочной квартирой сестер Маньковских, сначала старшей — Анны Григорьевны, члена «Народной воли», а затем младшей — Елены Григорьевны, члена РСДРП, учительницы природоведения. В этом доме неоднократно производились обыски, в ходе одного из которых Елена Григорьевна была арестована, а затем сослана на каторгу.

Как это нередко бывает, замужество, и рождение ребенка изгнали ветер из буйной головы революционерки и побудили ее вспомнить о своем женском естестве. Тем более что мальчик родился слабым и болезненным, требовал постоянной заботы и ухода. Благодаря самоотверженности матери Сашу удалось поставить на ноги, и о мучительных недугах детства можно было забыть. Даже туберкулез, для избавления от которого мать ценой невероятных усилий возила сына на морские курорты, отступил, не оставив следа.

В 15-летнем возрасте у будущего психолога неожиданно проснулась страсть к театру. Совсем юным он поступает в театральное училище. Подающего большие надежды молодого артиста заметил знаменитый украинский режиссер Лесь Курбас и пригласил в свой театр «Березиль». Позже, уже, будучи психологом, Запорожец не раз встречался с бывшими коллегами по «Березилю», которые не переставали сетовать, какой актер потерян для театра. Но эти годы своеобразного ученичества наверняка не прошли даром — нельзя не признать, что для настоящего психолога известный артистизм является большим достоинством.

Уже на склоне лет Запорожец написал для сборника воспоминаний о Лесе Курбасе очерк, о своем первом театральном учителе. Это небольшое сочинение многое проясняет насчет его последующего профессионального выбора. Запорожец пишет: «Мне представляется достойной пристального изучения, оригинальной и глубокой по своему психологическому содержанию идея «перетворенного руху» («превращенного движения»). А.С. Курбас предлагал актеру, прежде всего, сосредоточиться на содержании своей роли и спектакля в целом, осмыслить его и вчувствоваться во внутренний мир изображаемого героя, вжиться в ту систему отношений и обстоятельств, в которой герою предстоит действовать, осмыслить общественную значимость его переживаний и поступков. Вместе с тем он считал необходимым развить у актера способность расслабиться, снять мышечную напряженность, избавиться от власти штампов, жестко зафиксированных и прагматически направленных «орудийных» действий, ограничивающих «степени свободы» человеческой моторики, побуждая ее звучать подобно эоловой арфе в унисон с внутренней симфонией дум и переживаний изображаемой личности. Таким образом, выдвигалась новая, очень продуктивная концепция актерской выразительности, в каких-то отношениях сходная с той системой научных понятий о живом человеческом движении, которая разрабатывается в современной психологии». В эту систему понятий Запорожец внес неоценимый вклад.

Далее он пишет: «Курбас своей идеей строительства философского театра, утверждением того, что творчество актера и режиссера должно строиться не на голой интуиции, а на сознательном отношении к изображаемым событиям, на глубоком понимании их внутреннего смысла, пробудил во мне, может быть, сам того не подозревая, интерес к психологии, к научному познанию внутреннего мира человека, к исследованию возникновения его мыслей и эмоциональных переживаний, процесса становления его личностных качеств. Все это побудило меня, в конце концов, уйти из театра, поступить во 2-й Московский университет и заняться изучением психологии. Я стал учеником знаменитого советского психолога Л.С. Выготского... Обнаружилось, что, несмотря на глубокое различие между моей предшествующей актерской и последующей научной деятельностью, между ними существует какая-то внутренняя связь и то, что раньше постигалось интуитивно, теперь должно было стать предметом объективного экспериментального изучения и концептуального осмысления».

Таким образом, А.В. Запорожец пришел в психологию с уже сложившимися интересами и своими проблемами. Здесь, на новом поприще, в новой среде, он поистине нашел себя. Ибо, какая это была среда. Ещё в 1980-е годы Б.В. Зейгарник горько иронизировала: «В наши дни каждый — сам себе Выготский». В 20-е Выготский был самый настоящий. В тесный круг его учеников и последователей и вошел Запорожец.

Атмосфера поисков, господствовавшая в театральном искусстве (да и вообще в искусстве) в те годы, наложила на будущего ученого глубокий отпечаток. По словам супруги Запорожца Т.О. Гиневской, первыми его учителями, помимо Курбаса, были В. Мейерхольд и С. Эйзенштейн. Под их влиянием и складывалась его программа психологических исследований и стратегия ее реализации. Поэтому вовсе не случайно во второй половине 20-х годов Запорожец стал учеником и последователем именно Выготского, а не других, в то время значительно более известных психологов, таких, как П.П. Блонский, К.Н. Корнилов, Г.Г. Шпет, у которых ему также довелось учиться во 2-м МГУ. Не случайно, что Выготский направил именно Запорожца в студию Эйзенштейна для планирования и организации совместных исследовательских работ, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться.

Дальнейшая, теперь уже научная судьба Запорожца была неразрывно связана со школой Выготского. Поначалу ее составляли пять студентов одного курса — помимо Запорожца, это были Л.И. Божович, Л.С. Славина, Н.Г. Морозова, Р.Е. Левина, а также двое старших, но тоже еще очень молодых ученых — А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев (вскоре к ним присоединился приехавший из Ленинграда Д.Б. Эльконин). Впрочем, о старшинстве, да и вообще о возрасте тут приходится говорить очень условно. Выготский был старше самого молодого своего ученика — Запорожца — всего на 5 лет. Может быть, благодаря такой возрастной близости скорее и легче сплачивался этот научный коллектив, так много сделавший для развития психологической науки в нашей стране.

Еще в студенческие годы Запорожец начал работу лаборантом кафедры психологии Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, которой заведовал А.Р. Лурия. В 1929 году Запорожец участвовал в экспедиции на Алтай, проехал свыше 1000 километров верхом по горным тропам от селения к селению. Целью экспедиции являлось изучение зависимости между особенностями умственного развития ребенка и социально-культурными условиями с точки зрения «теории культурно-исторического развития». Результаты экспедиции послужили материалом для первой печатной работы молодого исследователя — «Умственное развитие и психические особенности ойротских детей».

В 30-е годы Запорожец вошел в состав харьковской группы психологов во главе с А.Н. Леонтьевым. Совместно с Леонтьевым и под его руководством он выполнил ряд работ по проблемам возникновения и развития психики в филогенезе. Вместе с Леонтьевым он сформулировал широко известную ныне гипотезу о происхождении психики и возникновении чувствительности. Основной смысл гипотезы в том, что возникновение чувствительности и появление ориентировочной реакции возможны лишь в ситуации активного действия в поисковой ситуации. Сам Запорожец начал самостоятельные исследования в области детской психологии, а затем возглавил кафедру психологии Харьковского государственного педагогического института и руководил ею вплоть до начала Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны ученый работал в госпиталях над восстановлением работоспособности верхних конечностей у раненых бойцов Красной Армии. Психолого-физиологические основы содержания и методов функциональной двигательной терапии изложены А.Н.Леонтьевым и А.В.Запорожцем в книге «Восстановление движений» (1945).

В послевоенные годы Запорожец возглавил лабораторию психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР и направил работу коллектива на анализ процесса формирования у дошкольников различных типов двигательных навыков, которое рассматривалось в качестве модели овладения любыми новыми видами поведения.

В последние годы жизни А. В. Запорожец сосредоточил внимание на изучении одного из самых сложных и малоизученных в психологии вопросов — вопроса о происхождении и природе эмоций.

1.2.Личность А.В.Запорожца.

Несколько слов о личности самого А. В. Запорожца. Он очень любил людей и при всей мягкости характера предъявлял высокие требования в первую очередь к их нравственному облику и поступкам. А. В. Запорожец искренне радовался успехам и достижениям в науке, особенно научной молодежи, за работой которой он всегда пристально наблюдал. Его радовали успехи не только своих учеников. Он высоко ценил ученика Б. М. Теплова — В. Д. Небылицына, ученика А. Р. Лурия и И. А. Соколянского — А. И. Мещерякова и многих других.

Информация о работе Проблемы обучения и воспитания в работах А.В.Запорожца