Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 20:22, курсовая работа
целью данной работы является исследование современных проблем преподавания орфографии в школе.
Задачи исследования:
1. на основе анализа лингвистической и психолого – педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;
2. определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся;
3. разработать методическую систему формирования орфографической зоркости и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе.
4. сделать соответствующие выводы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическое обоснование проблем преподавания орфографии.
1.1.Сущность орфографии и ее принципы………………………….….……5
1.2. Понятие и типы орфограмм…………………………………….…..……7
2. Основные условия, способствующие формированию у школьников
орфографической грамотности.
2.1. Проблемы формирования орфографической зоркости…….…………12
2.2.Виды работ по орфографии……………………………………………..16
3. Методика системы работы по формированию орфографической
зоркости у учащихся…………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………..………………28
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Теоретическое обоснование проблем преподавания орфографии.
1.1.Сущность орфографии и ее принципы………………………….….……5
1.2.
Понятие и типы орфограмм………………
2. Основные условия, способствующие формированию у школьников
орфографической грамотности.
2.1. Проблемы формирования
2.2.Виды работ по орфографии……………………………………………..
3. Методика
системы работы по
зоркости у учащихся…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………..………………28
Введение.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку - формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
Из практики обучения известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в школах.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась).
Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Таким образом, целью данной работы является исследование современных проблем преподавания орфографии в школе.
Задачи исследования:
1. на основе анализа лингвистической и психолого – педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;
2.
определить методическую
3.
разработать методическую
4.
сделать соответствующие
Гипотеза исследования: причинами недостаточно высокой орфографической грамотности школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы, что объясняется некоторыми проблемами в преподавании орфографии русского языка.
Объект исследования: орфография как один из основных разделов русского языка.
Предметом исследования являются методические приемы обучения орфографии русского языка
Для решения поставленных задач использованы следующие научно – исследовательские методы:
а) лингвистические (описательный, функциональный)
б) методические (социально педагогический – наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы, экспериментальный и статистический методы).
Теоретическую
основу работы составили труды ученых
по теории личостно-деятельностного
подхода к обучению (Л.С. Выготский, Н.И.Жинкин,
П.Я. Гальперин, А.Н.Леонтьев, И.А. Зимняя,
С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения
(И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), труды по русской
орфографии (Л.В. Щерба, А.М Гвоздев, Л.Р.
Зиндер, Р.Ф. Иванова), исследования по
методике преподования русского языка
(Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев,
Т.Г.Рамзаева, М.Р.Львов).
1. Теоретическое обоснование проблем преподавания орфографии.
1.1.Сущность орфографии и ее принципы.
Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка.
Развернутое определение орфографии дает В. Ф. Иванова " Орфография - это: 1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество: 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; 3) соблюдение принятых правил (в этом случае говорят о хорошей или плохой орфографии рукописей, писем, диктантов и далее печатных изданий), 4) часть науки о языке (в его письменной форме), изучающая и устанавливающая единообразие написаний (а иногда и официально разрешающая их вариантность)" [3, 6]
Сфера орфографии - это написание, где перед пишущим стоит задача выбора буквы для обозначения того или иного звука, которая соответствовала бы принятой в обществе норме правописания.
Характерной чертой литературного языка, в отличие от диалектов, является наличие в нем кодифицированных норм.
Русская орфография — это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: 1) передача буквами фонемного состава слов; 2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) перенос части слова с одной строки на другую; 5) графические сокращения слов.
Разделы орфографии — это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме.
Принципы орфографии — это общие основания для написания слов и морфем при наличии выбора, предоставляемого графикой. Каждый принцип орфографии объединяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.
Морфологическое правописание является следствием понимания носителями языка структурного членения слова по составляющим его значимым частям (морфемам) и имеет своим результатом по возможности единообразную передачу этих частей на письме. Название принципа - морфологический - связано с единообразной передачей морфем. Все морфемы имеют определенное значение. Несмотря на разное произношение одних и тех же морфем, мы пишем их единообразно. В русском письме значимая часть слова имеет единый графический образ, благодаря чему достигается быстрое понимание и осмысление текста. Таким образом, морфологический принцип орфографии состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда одна и та же морфема в разных словах или формах одного слова имеет разный фонемный состав.
Сохранение на письме графического единства одних и тех же морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) там, где это возможно, является характерной чертой русской орфографии. Единообразие написаний значимых частей слов достигается тем, что в русском письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных фонем [5, с 350].
Морфологический тип написания является следствием осознания "родственности" определенных корней, приставок, суффиксов, окончаний.
Нарушают
морфологический принцип
Фонетический принцип обоснован В. К. Тредиаковским в 1748 году как основной в русском правописании.
Фонетический принцип правописания с появлением понятия и термина "фонема" можно было бы назвать фонемным принципом правописания, но поскольку в современной лингвистической литературе этот термин используется в другом смысле, удобнее оставить его прежнее наименование.
Фонетический принцип заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции. Фонетический принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме фонетических чередований в одной и той же морфеме (по фонематическому принципу фонетические чередования на письме не передаются).
Традиционный принцип русской орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией. Традиционные написания надо запоминать.
Традиционный принцип орфографии выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и тогда, когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы.
Таким образом, орфография русского языка сложна. В своде "Правила русской - орфографии и пунктуации" свыше 420 правил, кроме того, правописание нескольких тысяч слов не подчиняется ни одному из них.
Реальная
грамотность населения и культура речи
в обществе в решающей степени зависят
от того, как поставлено обучение русскому
языку в общеобразовательных учреждениях
всех типов и видов, начиная с начальной
школы.
1.2. Понятие и типы орфограмм.
Для удобства работы по правописанию необходимо выделить практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей служит орфограмма.
Основной орфографической единицей, принятой в современной методике, является орфограмма.
Есть
несколько определений
— написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);
— наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.
Состав русских орфограмм следующий:
1) орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:
а) на месте слабых позиций звуков,
б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;
2) орфограммы, не связанные с обозначением звукового состава морфем:
а) прописная буква,
б) слитно-раздельные написания,
в) перенос,
г) сокращения слов.
Следует
различать теоретические и
Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом случае говорят, что имеет место орфографическое действие. В орфографическом действии выделяются две ступени:
1)
постановка орфографической
2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).
При этом речь идет именно об орфографическом действии, направленном на достижение сознаваемой цели. Для совершения орфографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого пространства осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка орфограммы. Например:
Информация о работе Проблемы преподавания орфографии в школе