Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 20:22, курсовая работа
целью данной работы является исследование современных проблем преподавания орфографии в школе.
Задачи исследования:
1. на основе анализа лингвистической и психолого – педагогической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;
2. определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся;
3. разработать методическую систему формирования орфографической зоркости и проверить эффективность предложенной методики посредством экспериментальной работы в школе.
4. сделать соответствующие выводы.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическое обоснование проблем преподавания орфографии.
1.1.Сущность орфографии и ее принципы………………………….….……5
1.2. Понятие и типы орфограмм…………………………………….…..……7
2. Основные условия, способствующие формированию у школьников
орфографической грамотности.
2.1. Проблемы формирования орфографической зоркости…….…………12
2.2.Виды работ по орфографии……………………………………………..16
3. Методика системы работы по формированию орфографической
зоркости у учащихся…………………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………..………………28
согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з,
повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;
мягкие согласные (особенно "л" мягкое) также относятся к числу "опасных";
"опасными
позициями" в слове следует
считать окончание, стык
3.
Морфемы: корень, приставка, суффикс,
окончание; соединительные
С
точки зрения фонематической концепции
русского правописания, орфографическая
зоркость – это умение фонологически
(позиционно) оценивать каждый звук слова,
т.е. различать, какой звук в сильной позиции,
а какой – в слабой, и, следовательно, какой
однозначно указывает на букву, а какой
может быть обозначен разными буквами
при том же звучании. В умении обнаруживать
звук, находящийся в слабой позиции, прежде
всего и состоит орфографическая зоркость.
2.2. Виды работ по орфографии.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Профессор М.Р. Львов выделяет пять этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи.
1. Увидеть орфограмму в слове.
2. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
3. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
4. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
5. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Для быстрого и безошибочного применения правил необходимо еще одно условие: надо, чтобы ученики владели приемами умственной работы. Если ученик смог «открыть» для себя прием умственной работы, который соответствует правилу или же группе правил, он сможет применять это правило успешно.
На уроках русского языка для этих целей применяется несколько методик.
- письмо под диктовку;
- определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;
- списывание текста и выделение орфограммы;
- исправление деформированного текста (текста с ошибками);
- письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;
- классификация слов в соответствии с орфограммами;
- выбор слов из текста с заданной орфограммой;
- постановка пропущенных букв в места орфограмм.
Одним из наиболее эффективных способов развития орфографической зоркости является поиск орфограмм в "чистом" тексте.
Тексты должны быть привлекательны по содержанию. Это могут быть тексты юмористического плана, "истории" о правописании, тематика, интересная детям определенного возраста (о животных, космосе и др.).
Возьмем три ведущих правила русской орфографии. Первое - безударные гласные обозначаются той же букой, что и под ударением в той же части слова. Второе правило - "сомнительные" согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными. Третье правило - мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если она сохраняется и перед твердыми согласными или на конце слова. Все эти три правила по сути своей идентичны: они учат проверять вариант фонемы ее основной реализацией, той, которая дана в сильной позиции [30,187]. Самое ценное, на наш взгляд, то, что показать школьнику в самом общем виде основной закон русского письма можно еще до того, как он научится членить слова по составу и начнет изучать грамматику.
Следующий плюс в пользу фонематического принципа заключается в том, что у школьника возникают необходимые мотивы для изучения правил в ситуации "орфографического затруднения". Например, прежде чем начать работу над правилом правописания безударных падежных окончаний имен существительных, можно задать ребятам вопрос: как узнать, какой буквой обозначить безударный гласный звук [и]?
Например: на сту[л’и] и от пу[л’и]. К этому времени всеобщий способ решения орфографических задач учащимся уже известен, остается проверить его действие на данной конкретной орфограмме: на сту[л’и] - II склонение - на столЕ, значит - на стулЕ, но от пу[л’и] - III склонение - от ржИ, значит - от пулИ. Таким образом, ребята приходят к выводу, что по звучанию однозначно установить букву в безударном падежном окончании невозможно.
В
связи с тем, что ошибки на безударную
гласную связаны не столько с
незнанием правила, сколько неумением
практически разобраться в
Для
повышения грамотности
Необходимо на уроках также проводить выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант.
Выборочный
диктант в сравнении с другими
видами диктовки ценен тем, что он
исключает возможность
Самодиктант – это вид диктанта, при котором:
1. Текст перед записью зрительно воспринимается школьниками, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
2.
Проводится домашняя
Взаимодиктант проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:
1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца;
2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.
Из
вышеизложенного можно сделать
вывод, что работ по совершенствованию
и развитию орфографической зоркости
среди учащихся множество: письмо под
диктовку, определение орфограмм на слух
и выделение их в тексте; списывание текста
и выделение орфограммы; исправление деформированного
текста (текста с ошибками); письмо текста
с допуском ошибок в местах орфограмм;
классификация слов в соответствии с орфограммами;
выбор слов из текста с заданной орфограммой;
постановка пропущенных букв в места орфограмм.
3. Методика
системы работы по
учащихся.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.
Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами [8,97]. Уровень грамотности учащихся средней школы - одна из острейших проблем народного образования. Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека [2,159].
Почему наши дети так безграмотны? Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны. Можно отметить ряд положительных факторов, т.е. факторов, порождавших надежду на улучшение результата в обучении правописанию.
Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками. Немаловажное значение для успешной организации этой работы имеет исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей.
"Общий принцип исправления ошибок, - говорит Н.С. Рождественский, - сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы они работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать".
Можно практиковать такие приемы исправления ошибок: неверно написанные буквы не исправляются, а, как правило, подчеркивается все слово с ошибочным написанием, на полях делается отметка о наличии ошибки. Цель такого исправления - заставить ученика вдуматься в данное слово, увидеть в нем орфограмму, распознать ее тип, а затем уже исправить ошибку в этой позиции.
ХОД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
1-й этап - поисковый, когда ученик ищет ошибку в указанном учителем слове. Если дети испытывают трудности при нахождении ошибки, они спрашивают у учителя. Практикуется и взаимопомощь. Если ученик затрудняется в обнаружении ошибки, разрешается соседу по парте помочь это сделать.
2-й этап - написать слово, в котором была допущена ошибка, в отдельную тетрадь и провести работу по исправлению ошибки.
ХОД КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
На доске можно написать слова, в которых допущены ошибки, но вперемешку с правильно написанными словами на ту же орфограмму. Предлагается найти орфограммы в ошибочно написанных словах; объяснить, как их правильно написать, при этом на полях в тетради поставить номер орфограммы. Только после такой коллективной работы приступить к самостоятельной, индивидуальной.
На следующем этапе работе над ошибками с целью развития орфографической зоркости можно использовать прием проведения орфографических пятиминуток с включением слов, в которых были допущены ошибки.
Наряду с описанными выше средствами, для организации работы по развитию орфографической зоркости используются и другие средства, например, сжатые опоры - карточки орфограмм, которые особенно полезны для детей с развитой зрительной памятью.
Для работы по формированию орфографической зоркости можно использовать разнообразные виды упражнений и занимательный материал.
Информация о работе Проблемы преподавания орфографии в школе