Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:29, курсовая работа
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности сюжетно–ролевой игры как средства развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что сюжетно–ролевая игра способствует развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, поскольку учит их задавать вопросы, отвечать на них, пояснять, а также обучает речевому этикету.
Задачи исследования:
1) на основе психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности развития диалогической речи у старших дошкольников;
2) описать возможности сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи старших дошкольников;
3) провести диагностику уровня развития диалогической речи у старших дошкольников;
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников.........................................................................................................7
1.1. Диалогическая речь старших дошкольников как психологический
феномен...................................................................................................................7
1.2. Особенности развития диалогической речи у старших дошкольников...11
1.3. Возможности сюжетно–ролевой игры как средства развития диалогической речи у старших дошкольников……………………………….18
ГЛАВА 2. Проектирование деятельности педагога по развитию диалогической речи у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.......................................................................................................................25
2.1. Описание методов диагностики уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста..............................................................25
2.2. Результаты диагностики уровня развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте..........................................................................................28
2.3. Комплекс сюжетно–ролевых игр по развитию диалогической речи у старших дошкольников……………………………………………………...…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»
Факультет психолого-педагогического образования
Кафедра возрастной педагогики и психологии
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа
Исполнитель:
Шилова Антонина Сергеевна,
студентка 432 группы ОЗО ФППО
Научный руководитель:
Колупаева Наталья Ивановна,
К.п.н, доцент
Нижний Тагил
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..............................
ГЛАВА 1. Теоретические основы
развития диалогической речи у старших
дошкольников..................
1.1. Диалогическая речь старших дошкольников как психологический
феномен.......................
1.2. Особенности развития диалогической речи у старших дошкольников...11
1.3. Возможности сюжетно–ролевой игры как средства развития диалогической речи у старших дошкольников……………………………….18
ГЛАВА 2. Проектирование деятельности
педагога по развитию диалогической речи
у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой
игры..........................
2.1. Описание методов диагностики уровня развития
диалогической речи у детей старшего дошкольного
возраста......................
2.2. Результаты диагностики
уровня развития диалогической речи в
старшем дошкольном возрасте......................
2.3. Комплекс сюжетно–ролевых
игр по развитию диалогической речи у
старших дошкольников………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................
ПРИЛОЖЕНИЕ....................
ВВЕДЕНИЕ
Диалогическая речь, как понятие, до сих пор не являлось объектом специального исследования в педагогической науке. Обычно ученые рассматривали его в контексте изучения проблемы речи. Овладение диалогом – это, прежде всего, формирование диалогической позиции активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать говорящего, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.
Как ведущее средство общения, речь является одним из первых видов деятельности, которыми овладевает человек в онтогенезе. Наиболее важным периодом развития речи признано дошкольное детство, так как именно в этом возрасте у ребенка формируется потребность в общении с окружающими, а, следовательно, и речь. В процессе речевого общения формируются связи ребенка, устанавливаются основы социального поведения, происходит процесс познания и присвоения духовных и материальных ценностей. Образец ведения диалога дошкольник получает в общении со взрослым. Именно в процессе общении с ними ребенок очень рано начинает говорить о предметах, не находящихся в его поле зрения, обучается внеситуативному общению. Показателем сформированной коммуникативной способности является общение со сверстниками. Формирование коммуникативной способности включает, по крайней мере, два звена - овладение языком (формирование языковой способности, связи «знак - значение», семантики и синтаксиса) и умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях. Последнее предполагает умение строить развернутый текст и устанавливать интерактивное взаимодействие.
В психологии проблема речи изучалась в различных направлениях. Проблема происхождения, сущности, функции общения нашла отражение в трудах А.А. Бодалева, Л.С., Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.Н. Обозова, С.Л. Рубинштейна. Проблему онтогенеза общения изучали отечественные педагоги и психологи: Н.И. Лепской, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Н.Н. Поддъякова, Е.О. Смирновой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Т.Н. Ушаковой, P.M. Чумичевой, P.O. Якобсона и др.
Большинство исследователей представляют диалог как вопросноответную форму речи, что привело к обеднению содержания работы по развитию у детей диалогической речи: дошкольников учат лишь отвечать на вопросы и задавать их. Другим видам диалогических реплик внимания не уделяется.
В настоящее время в связи с ориентацией на гуманизацию образования, в том числе дошкольного, востребованы технологии, наиболее приближенные к возрастным особенностям детей, к их потребностям. Как показывают исследования психологов, педагогов и физиологов, биологическим, духовным и социальным потребностям развивающейся личности ребенка отвечают игры, поскольку они являются более естественной формой детской жизнедеятельности. Между тем большинство методических рекомендаций (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина) рассматривают разговоры и беседы педагогов с детьми как единственные способы развития диалогической речи дошкольников. Использование игр, в особенности сюжетно-ролевых, в процессе развития диалогической речи изучено недостаточно.
Из вышеизложенного вытекает проблема исследования, которая заключается в поиске эффективных средств развития диалогической речи у старших дошкольников.
В связи с этим, изучение педагогических условий и поиск средств, необходимых для успешного развития диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста, является актуальной научной проблемой, требующей своего решения. Исходя из выше обозначенных противоречий, обусловивших актуальность выбранной нами темы и анализа научной литературы по проблеме, нами была поставлена цель исследования.
Объект исследования: диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: сюжетно–ролевая игра как средство развития диалогической речи у старших дошкольников
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности сюжетно–ролевой игры как средства развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что сюжетно–ролевая игра способствует развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, поскольку учит их задавать вопросы, отвечать на них, пояснять, а также обучает речевому этикету.
Задачи исследования:
1) на основе психолого-педагогиче
2) описать возможности сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи старших дошкольников;
3) провести диагностику уровня развития диалогической речи у старших дошкольников;
4) разработать комплекс сюжетно – ролевых игр по развитию диалогической речи старших дошкольников.
При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:
Теоретические:
- Сравнительный метод;
- Анализ монографических публикаций и статей;
- Классификация;
Эмпирические:
- наблюдение;
- эксперимент;
- анализ логопедической литературы.
База исследования:
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса сюжетно – ролевых игр для воспитателей и родителей для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Структура: введение, две главы с параграфами, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников
1.1. Диалогическая речь старших дошкольников как психологический
Феномен
Психологи рассматривают речь как процесс специфический вид человеческой деятельности, обеспечивающей общение.
Речь – это сложная психическая деятельность, в основе которой лежит практическое владение данным языком как средством общения и как средством выражения мысли.
Исследователи выделяют внутреннюю и внешнюю виды речевой деятельности.
Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Внутренняя речь в отличие от внешней не имеет четкого оформления.
Внутренняя речь является одним из необходимых условий и средств развития внешней речи, обдуманной и произносимой, контролируемой.
Внешняя речь включает речь устную и письменную. В дошкольном возрасте развитие устной речи рассматривается как одна из важнейших задач для дальнейшего развития письменной речи.
Устная речь делится на диалогическую
и монологическую.
Диалогическая речь рассматривается
учеными как первичная естественная форма
языкового общения, которая состоит из
обмена высказываниями. Для нее характерны
такие формы, как вопрос, ответ, добавление,
пояснение, распространение, возражение,
формулы речевого этикета и конструктивные
связи реплик.
Диалог является основной формой существования языка. Исследователи во все времена постоянно обращались к изучению диалога и диалогической речи. Так, древнегреческие философы считали, что диалог является речью, состоящей из вопросов и ответов. Позднее исследователи рассматривали диалог как процесс полемики, противоборства двух точек зрения, доказательства истины.
Лингвисты подчеркивают, что диалог в отличие от монолога создается двумя или несколькими говорящими, при этом отмечая органическую связь всех реплик. [1, c. 8]
Диалог является формой непосредственного общения людей. Общение дошкольника состоит из двух сфер - со взрослыми и со сверстниками. Первоначальная недифференцированная форма общения матери с ребенком проявляется в нескоординированном речевом взаимодействии, в котором проявляются черты и диалога, и монолога. Исследователи называют такую форму общения «дуэтом». Мать на начальных этапах координирует диалог, заполняя паузы, подсказывая малышу различные варианты поддержания и развития темы. Появление инициативной речи ребенка имеет особое значение, поскольку превращает диалог в разговор равноправных партнеров по общению. Диалог со сверстником также зарождается в форме несогласованной речевой активности находящихся рядом детей. Ж. Пиаже назвал эту форму «коллективным монологом», усматривая в ней проявление эгоцентризма, свойственного детям.
Наблюдения показывают, что нескоординированные речевые высказывания, характерны для всех детей. Чаще всего это проявляется в процессе игр с мелкими игрушками, конструирования: дети, находясь рядом, каждый занимается своим делом. Такая форма удовлетворяет фундаментальную потребность в установлении социального контакта, эмоциональной связи со сверстниками. В данном случае целью речи не является обмен интеллектуальной информацией и достижение общего результата; она направлена на установление и поддержание эмоционального контакта. [1,c. 9]
Не следует думать, что дошкольник не обращает внимания на то, слышит ли его партнер. Оставаясь в одиночестве, ребенок нередко теряет интерес к той деятельности, которой он только что занимался рядом со сверстником. Просто интерес не распространяется дальше желания быть вместе, быть объектом внимания, и удовлетворяется от самого факта присутствия сверстника.
Дети четырех-пяти лет испытывают потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно рассказывают о своих встречах на природе, о домашних животных, любимых игрушках, родителях, сестренке, братике. Дети начинают говорить одновременно, перебивать друг друга, так у них не хватает терпения выслушать собеседника. Не смотря на то, что такой диалог выглядит неорганизованным, он является свидетельством определенного прогресса в познавательном, личностном и речевом развитии детей. [3]
Личностное общение детей, эмоциональные контакты между ними, обеспечиваются в первую очередь использованием несловесных средств (взглядов, мимики, жестов, поз, предметных действий), а уже потом при помощи речи. Очень важно, чтобы ребенок мог достичь взаимопонимания, используя любые доступные ему средства: и речевые, и неречевые.
Необходимо отметить, что важнейшим критерием диалога является наличие в речевом взаимодействии не менее чем трех взаимосвязанных высказываний общающихся: инициативного высказывания, ответа на него и встречной ответной реакции на ответ. [13, c.52]
Из выше сказанного следует, что диалогическая форма общения не дана ребенку изначально. Ее становление проходит стадию преддиалога, стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта, практического взаимодействия. Овладение диалогом – это умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему. [3]
Итак, в дошкольном возрасте ребенок овладевает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка.