Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:29, курсовая работа
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности сюжетно–ролевой игры как средства развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что сюжетно–ролевая игра способствует развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, поскольку учит их задавать вопросы, отвечать на них, пояснять, а также обучает речевому этикету.
Задачи исследования:
1) на основе психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности развития диалогической речи у старших дошкольников;
2) описать возможности сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи старших дошкольников;
3) провести диагностику уровня развития диалогической речи у старших дошкольников;
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников.........................................................................................................7
1.1. Диалогическая речь старших дошкольников как психологический
феномен...................................................................................................................7
1.2. Особенности развития диалогической речи у старших дошкольников...11
1.3. Возможности сюжетно–ролевой игры как средства развития диалогической речи у старших дошкольников……………………………….18
ГЛАВА 2. Проектирование деятельности педагога по развитию диалогической речи у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.......................................................................................................................25
2.1. Описание методов диагностики уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста..............................................................25
2.2. Результаты диагностики уровня развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте..........................................................................................28
2.3. Комплекс сюжетно–ролевых игр по развитию диалогической речи у старших дошкольников……………………………………………………...…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................
Цель: разработать комплекс сюжетно-ролевых игр способствующих развитию диалогической речи старших дошкольников.
Задачи:
- научить детей задавать вопросы, отвечать на них, пояснять;
- способствовать развитию речевого этикета.
Ожидаемые результаты: повышение культуры речевого этикета у старших дошкольников, развитие диалогической речи.
Мы предлагаем следующие сюжетно-ролевые игры по развитию диалогической речи у старших дошкольников.
№ |
Название игры |
Цель |
Задачи |
Описание |
Оборудование |
1. |
Стол заказов |
Дополнить представления детей о существовании в городе различных служб, создающих удобства для его жителей; закрепить умения пользоваться телефоном и вести диалог в соответствии с социальными нормами. |
Научить пользоваться телефоном и вести диалог в соответствии с социальными нормами. |
1. Воспитатель рассказывает детям, что в городе многое делается для удобства жителей: они могут позвонить и узнать номер телефона школы, детского сада, поликлиники, кинотеатра, узнать адрес какого-либо человека или учреждения и т.д. А еще есть столы заказов при магазинах, кондитерских. Во время игры педагог может подсказывать нужные реплики затрудняющимся детям |
Игрушечный телефон |
2. |
Звонок в поликлинику |
Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора |
Научить пользоваться телефоном и вести диалог в соответствии с социальными нормами. |
Две роли: регистратор и мама больного ребенка. Воспитатель объясняет правила игры: зачем вызывают врача на дом. Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес. |
Кукла, телефон |
3. |
Медвежонок и ослик разговаривают по телефону. |
Закрепление навыка ведения телефонного разговора |
Научить пользоваться телефоном и вести диалог в соответствии с социальными нормами. |
Два ребенка (один с осликом, другой с медвежонком) ведут диалог. Примерные вопросы: «Ты был когда-нибудь в зоопарке? А кого ты там видел? Хочешь посмотреть обезьян? Они такие смешные. Знаешь, что они умеют делать?» И т. п. |
Игрушки: медвежонок, ослик, телефон |
4 |
«Интервью о родном городе» |
Учить детей вести диалог с использованием различных диалогических реплик; закреплять знания о родном городе. |
Развить умение вести диалог с использованием различных диалогических реплик |
Выбираются журналист, который будет брать интервью, и житель города (эксперт). Журналист берет картинку с каким-нибудь видом города и ведет разговор об этом. |
Картинки с достопримечательностями родного города. |
5. |
Встреча |
Развить воображение и умение вести диалог, учитывая особенности собеседника. |
Развить умение вести диалог с использованием различных диалогических реплик |
Необходимо предложить детям пофантазировать, представить себе, что встретились двое, например Цветок и Бабочка, и разговорились. О чем они могут разговаривать? Попросите детей сыграть эту встречу. Интересно, о чем они могут беседовать? Пары собеседников: Дерево и Ветер; Капелька и Речка; Петушок и Солнышко; Трава и Дождик и т.д. |
Игрушки |
Итак, Сюжетно-ролевые игры любимы детьми. Они удовлетворяют естественную потребность в забаве, досуге, веселье, создавая при этом основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, что ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения данной темы мы выяснили, что диалог является формой непосредственного общения людей.
Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия.
Развивающий речевой потенциал старшего дошкольника определяется богатством речи окружающих, активностью ребенка в процессе обучения языку, его способности к обучению.
Исследователи подчеркивают, что обучая детей диалогу, воспитателю следует отвечать на вопросы и реагировать на побуждения в соответствии с установленными правилами поведения; учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т.п.; задавать вопросы. Формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
Большими возможностями в развитии диалогической речи у старших дошкольников обладают сюжетно-ролевые игры. Они обучают, развлекают, воспитывают, социализируют, развивают детей, дает им отдых. Сюжетно-ролевые игры являются, с одной стороны, моделью социальной взрослости, а с другой - источником развлечения, бодрости, радости.
Сюжетно-ролевые игры, включающие в себя диалоги персонажей, могут использоваться для формирования различных диалогических умений.
Сюжетно-ролевые игры объединяют несколько детей, хорошо знакомых с текстом, представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий.
Сюжетно-ролевые игры важны для развития диалогического общения еще и тем, что в них, принимая на себя роль, ребенок встает в позицию персонажа и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.
В ходе работы над данной темой были изучены показатели и уровни развития диалогической речи у старших дошкольников. Для изучения диалогической речи детей использовались такие методы как наблюдения, игровые задания.
Собранный материал в ходе наблюдений и игровых ситуаций выявил яркое проявление потребностей в речевом общении у 25 % дошкольников.
У 40% испытуемых отмечается достаточный уровень общительности, который проявлялся в активном стремлении делиться своими впечатлениями.
У 25% детей общительность не проявлялась столь выражено. Их диалоги выполняли только сопроводительную функцию при организации и в ходе какой-либо совместной деятельности с детьми или взрослыми.
В процессе наблюдений были отмечены воспитанники, избегающие речевых контактов со взрослыми и не активные в общении со сверстниками (10%). Среди них выделялись застенчивые, неуверенные дети, нерасположенные к диалогу.
В ходе диагностики уровня развития диалогической речи у старших дошкольников был разработан комплекс игр: «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону»; «Стол заказов», «Интервью о родном городе», «Встреча», «Звонок в поликлинику».
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса сюжетно – ролевых игр для воспитателей и родителей для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М. М. Развитие диалогической речи в старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр // http://l2dc.ru.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 1999.
4. Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалога: Книга для воспитателей / Под ред. А. Г. Арушановой. – М.: «Мозаика – Синтез», 2013.
5. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
6. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000.
7. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под. ред. О.С.Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2012.
8. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –- М.: Просвещение, 1981
9. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.
10. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.
11. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Сфера, Творческий центр, 2013.
12. Эльконин Д. Психология игры. - М.: Владос, 2012.
13.Арушанова А.О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 5. – С. 51-61.
- автореферат диссертации
14.Андросова, М. П. Развитие диалогического общения старших дошкольников в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения: на материале Республики Саха (Якутия)\\ http://dissland.com/catalog/.
15. Артеменкова Л. Ф. Педагогические
условия развития диалогического общения
старших дошкольников в условиях современного
дошкольного образовательного учреждения\\http://dissland.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Протокол развития диалогической речи у старших дошкольников
Ф.И. детей |
Умение задавать разнообразные вопросы |
Умение отвечать на вопрос развернуто |
Культура диалога |
Средний балл | |||||
|
|
по содержанию |
по форме |
|
поддерживать тему |
соблюдать очередность, не перебивать |
1 срез |
II срез |
III срез |
1. |
А. Катя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. |
Б. Миша |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. |
Б. Костя |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
4. |
В. Саша |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- | |
5. |
Г. Полина |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
6. |
Е. Марина |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
7. |
Ж. Тимур |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
8. |
К. Маша |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ | |
9. |
К. Наташа |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
10. |
К. Хачатур |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
11. |
Л. Вова |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
12. |
М. Таня |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
13. |
М. Настя |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
14. |
О. Настя |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
15. |
П. Яна |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
16 |
П. Олег |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
17. |
Р. Миша |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
18. |
Т. Регина |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
19 |
Т. Ваня |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
20 |
У. Андрей |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
21 |
Ч. Лена |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
22. |
Ш. Софья |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
23 |
Ю. Илья |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
24. |
Я. Юля |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Приложение 2
Методы обследования и критерии оценки
№ п/п |
Аспекты изучения |
Методы |
Оборудование |
Оценка овладения (в баллах) |
1. |
Умение задавать вопросы 1. Использует разнообразные по содержанию формы вопросов. 2. Использует простые, двучастные, альтернативные, расчлененные вопросы |
1. Наблюдение за речью
ребенка в процессе повседневно |
«Разрезные картинки» Иллюстрации к литературному произведению Игрушка-телефон |
5 баллов - в речи присутствуют
вопросы делового, познавательного
и социально-личностного |
2. |
Умение отвечать на вопросы |
| 5 баллов - использует все формы вопросов 4 балла - использует 2-3 формы вопросов 3 балла - преобладают простые вопросы, другие формы встречаются редко 2 балла - использует только простые формы вопросов | |
3. |
Культура диалога 1. Поддерживает тему разговора 2. Соблюдает очередность |
| 5 баллов - отвечает охотно, коммуникативно целесообразно, по теме 4 балла - изредка уходит
от ответа на вопросы 3 балла - может оставить
без ответа вопросы как 2 балла - отвечает неохотно |
5 баллов - высокий уровень освоения умения, 4 - достаточный, 3 - средний, 2 - низкий.