Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 18:29, курсовая работа
Цель исследования: выявить и теоретически обосновать возможности сюжетно–ролевой игры как средства развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что сюжетно–ролевая игра способствует развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, поскольку учит их задавать вопросы, отвечать на них, пояснять, а также обучает речевому этикету.
Задачи исследования:
1) на основе психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности развития диалогической речи у старших дошкольников;
2) описать возможности сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи старших дошкольников;
3) провести диагностику уровня развития диалогической речи у старших дошкольников;
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития диалогической речи у старших дошкольников.........................................................................................................7
1.1. Диалогическая речь старших дошкольников как психологический
феномен...................................................................................................................7
1.2. Особенности развития диалогической речи у старших дошкольников...11
1.3. Возможности сюжетно–ролевой игры как средства развития диалогической речи у старших дошкольников……………………………….18
ГЛАВА 2. Проектирование деятельности педагога по развитию диалогической речи у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры.......................................................................................................................25
2.1. Описание методов диагностики уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста..............................................................25
2.2. Результаты диагностики уровня развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте..........................................................................................28
2.3. Комплекс сюжетно–ролевых игр по развитию диалогической речи у старших дошкольников……………………………………………………...…31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................
Овладевая родным языком, ребенок должен усвоить многообразие формул и выражений речевого этикета в типичных, распространенных ситуациях общения. Исходя из этого, можно выделить еще одну группу задач по формированию детского диалога:
Итак, в настоящее время в методике наметился новый взгляд на диалог, на содержание работы по его развитию. В качестве основного средства развития диалога в наши дни педагоги рассматривают использования игровой деятельности и игровых приемов обучения.[5, c. 9]
Многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи подчеркивают важность проблемы развития диалогической речи детей. Однако вопросы развития диалогической речи до сих пор не получили должного изучения. Развитие диалогических умений детей предполагается осуществлять в разговорах и беседах педагога с детьми. Использование игровых приемов развития диалогической речи пока только намечается, и подробные рекомендации по их применению отсутствуют.
1.3. Возможности
сюжетно – ролевой игры как
средства развития
Большими возможностями в развитии диалогической речи у старших дошкольников обладают игры. Ребенок, участвуя в игре, выполняет три взаимосвязанные функции:
1. Активность ребенка обусловлена положительным принятием игры, готовностью к выполнению правил игры, умением вживаться в игру.
2. Системообразующим фактором в игре является личность ребенка, что позволяет объединять когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты игры.
3. Целью и результатом
игры являются качественные изм
В игре развиваются все высшие психические функции: внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение. В игре происходит развитие личностных качеств детей и формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Сюжетно-ролевые игры помогают решать и образовательную задачу: в процессе игры формируется диалогическая речь.
Целенаправленное использование разнообразных видов игр для достижения каких-либо дидактических задач постепенно входило в образовательную практику. Для того, чтобы осознать роль игры в жизни ребенка и ее педагогические возможности, потребовалось время. В настоящее время игра исследователями рассматривается как метод, содействующий активизации учебной деятельности детей. Применение игры способствует выполнению педагогических действий, направленных на реализацию принципа активности ребенка в процессе обучения. Под данным принципом понимается качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении содержания обучения, результативностью и соответствием социальным нормам. [1, с. 40]
Современная педагогическая наука рассматривает игру как источник развития ребенка. Некоторые исследователи утверждают, что понятие «человек играющий» тождественно понятию «человек созидающий». Игра содействует самовыражению ребенка как личности, так как в предметной деятельности, в общении дошкольник получает разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников.
Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основными компонентами сюжетно-ролевой игры являются: воображаемая ситуация, сюжет, роли. Сюжет - отражение детьми в игре определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.
Проблемами сюжетно-ролевой игры занимались Д. Б.Эльконин, Д. В.Мвнджерицкая, П. Г.Саморукова, Н. Е.Михайленко, Е. В.Зворыгина и другие. Сюжетно-ролевая игра является одним из средств умственного воспитания, которое заключено в формировании символических действий.
Возможности сюжетно-ролевой игры:
- способствует формированию диалогических умений;
- позволяет осуществлять развитие поэтапно (от восприятия готовых диалогов к самостоятельным, творческим высказываниям)
- обучает, развлекает, воспитывает, социализирует, развивает детей; дает им отдых.
Сюжетно-ролевая игра является, своеобразной моделью социальной взрослости, а в то же время - источником развлечения, бодрости, радости. Дети повторяют в играх то, что доступно их пониманию в деятельности окружающих их людей. Поэтому игра рассматривается как способ освоения социального опыта. Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе онтогенеза. По его мнению, игра - ведущая форма развития психических функций и способ познания ребенком окружающего мира. [12]
Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности; его не интересуют проблемы сверстников. По этой причине у него возникают недостатки коммуникативного развития: отчуждение, нарастание агрессивности.
Огромным значением игры для развития дошкольника обусловлен интерес к ее изучению. Как ведущую деятельность дошкольника рассматривают игру психологи, при этом обращают особое внимание на ее структуру и динамику развития, роль в онтогенезе ребенка. Разнообразные возможности использования игр в обучении, воспитании и развитии детей исследует педагогика. [1, c. 42]
Сюжетно-ролевые игры, включающие в себя диалоги персонажей, могут использоваться для формирования различных диалогических умений.
Игры можно включать как в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, так и в самостоятельную деятельность детей. Безусловным достоинством сюжетно-ролевой игры является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, важный для расположения детей к воспитателю, его заданиям.
Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием. Включение игровых приемов в процесс развития диалогической речи дошкольников актуально и в связи с ориентацией на гуманизацию педагогического процесса.
По поводу организации игры и в процессе самой игры происходит активизация диалогического взаимодействия между детьми. Игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать эффективными методами обучения старших дошкольников диалогу.
Игры, их последовательность должны быть подобраны согласно логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Это определяет этапы работы с детьми.
Основной задачей на предварительном этапе работы является обогащение речевого опыта детей различными видами диалогических реплик. В первую очередь следует делать акцент на подражательные способности детей.
Источникам речевого подражания считаются: речь окружающих взрослых, художественная литература, спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев. [5, c. 12]
Первым этапом использования игровых приемов в процессе развития диалогической речи у детей следует считать заимствование готовых диалогических реплик. Так, заучивание литературных диалогов, инсценирование стихотворений способствует заимствованию различны форм инициативных и ответных реплик:
В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения.
Диалогическое единство «вопрос - ответ» представлено и в потешках («Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др.). Передача этих произведений по ролям способствует усвоению детьми разнообразных по форме и содержанию вопросов и ответов, вопросительной и повествовательной интонации. [5, c. 13]
Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но которые поддаются преобразованию в диалогический текст. Например, стихотворение Е. Благининой «Мороз» можно поделить на отдельные реплики по две строки, содержащие законченное суждение. Разыгрывая данное произведение, дети по очереди обмениваются друг с другом тревожными мыслями по поводу мороза. Получается содержательный разговор, в котором дети поддерживают и развивают одну тему. Подобным образом можно превратить в диалог и другие, подходящие для этого стихотворения.
Коротенькие фольклорные миниатюры также являются интересными для обыгрывания детьми. Они с удовольствием показывают друг другу сценки по мотивам этих миниатюр.
Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора. [5, c. 15]
На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого должны использоваться игры, в которых дошкольники пользуются в первую очередь самостоятельными репликами, а не только заученными. Решить эту задачу помогают такие виды игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений.
Отдельно следует отработать каждое диалогическое единство. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары. Позже берутся произведения, где переплетаются различные диалогические пары. На данном этапе можно также учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме, звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие (см. главу 2, п. 3). Обыгрывая ситуации, воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.
Игры, побуждающие дошкольников к самостоятельному построению диалогических реплик, используются на третьем этапе. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр.
Сюжетно-ролевые игры любимы детьми. Они удовлетворяют естественную потребность в забаве, досуге, веселье, создавая при этом основу для совместных радостных переживаний, для установления физических контактов, эмоциональных связей, игрового и речевого взаимодействия. Они формируют коллектив играющих детей, что ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.
Сюжетно-дидактические игры объединяют несколько детей, хорошо знакомых с текстом, представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. Сюжетная основа, знание литературного текста (сказки, потешки, песенки) помогают детям объединять совместные усилия, устанавливать интерактивное взаимодействие [4].
Проявить инициативу фразовой речи помогают специальные приемы. В отличие от ответных реплик в диалоге, инициативные высказывания имеют форму полных предложений либо коротких текстов, состоящих из двух-трех предложений. Приемами, стимулирующими инициативную фразовую речь, являются сюрпризное появление игрушки, предмета, их красочный вид, возможность изучить их свойства, наблюдать движения и звучание, возможность принять посильное участие в инсценировке, свободное пользование материалами (картинками, карандашами), интересными костюмами для ряжения и др. Важное значение сюжетно-ролевых игр заключается в том, что в них, принимая на себя роль, ребенок встает в позицию персонажа, и таким способом преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.
Наибольшую ценность представляет игра-импровизация (очень близкая по содержанию сюжетно-ролевой игре) по мотивам сказки. В ней дети проявляют самостоятельность в наибольшей мере. Заимствуя из текста сказки отдельные эпизоды, дошкольники свободно строят слова роли, диалоги. Это может быть разыгрывание лишь отдельных эпизодов, а не всей сказки целиком. Текстовой основой для них может служить как фольклорное (литературное) произведение, так и собственные сочинения детей и педагога. В этих играх дети принимают на себя определенную роль и вынуждены организовывать игровые действия с партнерами [7].
Игровую форму обучению могут придавать специально организованная игровая ситуация, включение задания «рассказать» в сюжетно-ролевые игры типа «Фотовыставка», «Магазин», «Киоск открыток», «Музей посуды», «Экскурсия но Москве», «Почтальон принес открытку (посылку)» и др. В играх используются такие приемы: вопрос (проблемные вопросы почему? когда? а что если?..), распространение взрослым высказывания ребенка, обобщение взрослым начала фразы, образец по аналогии (педагог рассказывает по одной игрушке или картине, а ребенок—по другой). Коммуникативную мотивацию задает предложение педагога рассказать о чем-либо, игрушке: Петрушке, утенку Кряку, кукле.[10, c. 135]
Итак, сюжетно-ролевые игры способствуют развитию диалогической речи, так в них дети в наибольшей степени проявляют самостоятельность: свободно строят слова своей роли, диалоги. Кроме того, в этих играх дошкольники старшего возраста принимают на себя определенную роль, что заставляет их устанавливать игровые действия с партнерами.
ГЛАВА 2. Проектирование деятельности педагога по развитию диалогической речи у старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры
2.1. Описание методов диагностики уровня развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня развития диалогической речи у старших дошкольников направлена на решение следующих задач:
1) определить критерии, показатели и уровни развития диалогической речи у старших дошкольников;
2) изучить особенности усвоения старшими дошкольниками различных компонентов диалогической речи.
В ходе диагностики была использована методика, предлагаемая О. А. Бизиковой.
Были определены следующие критерии и показатели:
- Умение задавать вопросы (Какие вопросы по содержанию формы использует дошкольник);
- Умение отвечать на вопросы
- Культура диалога (поддерживает тему разговора, соблюдает очередность).