Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 15:15, реферат
В современных жизненных условиях становится очевидно, что движение вперед может осуществляться лишь при определенном уровне морального развития общества. Кроме того, мораль должна быть впереди всех изменений общественной жизни, опережая и обгоняя их. Отставание морального развития общества от политического или технического, способно нанести ущерб моральному воспитанию личности и вызвать иные социальные потери. В профессии педагога роль нравственности и морали значительно велика, именно здесь мораль выполняет педагогические функции: учитель в значимой степени формирует духовный мир и нравственный образ молодого поколения.
Введение. 4
Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональной этики и морали учителя 7
1.1. Понятие и задачи профессионально-педагогической этики учителя 7
1.2. Педагогическая этика как основапедагогической морали.
1.3. Педагогическая этика в системе взаимоотношений педагога с окружающими его людьми 14
Глава 2.Педагогическая мораль в деятельности педагога. 16
2.1.Сущность и содержание педагогической морали. 16
2.2.Педагогическая мораль как индивидуальное сознание учителя. 18
2.3.Педагогический такт как компонент педагогической морали. 19
Заключение. 22
Список: 23
Зарегистрировано «___»_____20___г.
________ __________________________
Подпись (расшифровка подписи)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
Профессиональная этика и
Реферат
студентки дневного отделения 1 курса группы 02031402 историко-филологического ф-та
Сподиной Виты Александровны
Научный руководитель:
доцент кафедры педагогики,
кандидат педагогических наук
Мусина Валентина Егоровна,
БЕЛГОРОД 2015
Оглавление
Введение.
В современных жизненных условиях становится очевидно, что движение вперед может осуществляться лишь при определенном уровне морального развития общества. Кроме того, мораль должна быть впереди всех изменений общественной жизни, опережая и обгоняя их. Отставание морального развития общества от политического или технического, способно нанести ущерб моральному воспитанию личности и вызвать иные социальные потери. В профессии педагога роль нравственности и морали значительно велика, именно здесь мораль выполняет педагогические функции: учитель в значимой степени формирует духовный мир и нравственный образ молодого поколения. Педагогический процесс представляет собой вид человеческой деятельности, которая является несомненно важной в процессе формирования и развитие общества, а также в преемственности поколений. Выполнение тех или иных профессиональных задач, требует от человека определенных нравственно-психологических качеств, вводя его в определенные отношения. Как показывает практика работы в школе, качество воспитания и обучения учеников в большей части определяется морально-психологической атмосферой учебно-воспитательного процесса, манерами поведения и уровнем развития моральной культуры его участников, особенно это касается личности учителя. Любой вид деятельности содержит в себе неповторимые ситуации, трудности, которые предстоит преодолевать в процессе самой деятельности. Сегодняшнее внимание к проблеме педагогической морали вызвано потребностями более эффективного совершенствование условий труда педагога и оснащения его содержания. Личность педагога и всё взаимодействие нравственных отношений в школе представляет собой обязательную страницу в жизни каждого человека. Педагогическая этика раскрывает критерии, необходимые для анализа педагогического процесса, как практики нравственных отношений между его участниками. Она наполняет теорию нравственного воспитания учащихся, предоставляет материал для анализа механизма, располагающегося в основе перехода от нравственных норм к моральной практике. Поэтому профессиональную мораль можно рассматривать как один из универсальных путей реализации морали в современное общество. В наше время особо остро ставиться проблема ответственности каждого педагога за выполнение своей работы перед обществом и собственно перед учащимися. Несомненно именно в творчестве учителя - залог оздоровления и развития нашей школы. На сегодняшний момент становится очевидно: без ума, совести, культурного развития и добрейшего сердца учителя дальнейшее развитие не возможно. Именно полное знание профессиональной этики, соблюдение её норм, поможет педагогу в осуществлении сотрудничества не только с учащимися, но и с другими участниками учебно-воспитательного процесса - родителями учащихся, коллегами. Из этого следует что, особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.
Я считаю выбранную мною тему актуальной. Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что педагогическая этика и мораль, нравственные установки учителя оказывают решающее влияние на формирование личности подрастающей молодежи, формирование их духовного мира и развития, жизненных ориентиров и ценностей.
Объектом исследования являются профессиональная этика и мораль учителя как его сущностные характеристики.
Предмет исследования - взаимосвязь педагогической этики и морали.
Цель данной работы состоит в определении значимости педагогической этики и морали в системе взаимоотношений педагога с окружающими его людьми.
Задачи работы состоят в том, чтобы:
1. Рассмотреть понятие педагогической морали и этики и их сущностные характеристики.
2. –педагогическую этику как основу морали;
- педагогическую этику в системе взаимоотношений с окружающими людьми;
- педагогическую мораль как индивидуальное сознание учителя;
-педагогический такт как компонент педагогической морали.
К использованным методам следует отнести: анализ, синтез, сравнение, индукция.
Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональной этики и морали учителя.
1.1.Понятие и задачи профессионально-педагогической этики учителя.
Однозначного определения педагогической этики не существует. В «Словарях по этике» говорится о том, что «так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности». Данное определение является не полным, так как учитывается лишь одно из составляющих звеньев педагогической этики.
В.И. Андреев считает, что педагогическая этика – это наука о закономерностях развития (саморазвития) и самореализации нравственной культуры педагога, которая проявляется в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности в процессе решения педагогических задач.1
Обратимся к «Педагогическому словарю», по мнению его авторов Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова педагогическая этика - это основная составляющая этики, представляющая специфику функционирования морали в условиях целостного педагогического процесса. Либо второй вариант, педагогическая этика - наука о различных аспектах нравственной и моральной деятельности учителя.2
Авторы В.И. Писаренко и И.Я.Писаренко считают что, этика (от греч. Ethos- нрав, обычай)- это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования морали, её специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций.
А.Б.Сариева утверждает что, педагогическая этика – это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью; наука, изучающая происхождение и природу, структуру, функции и особенности проявления морали в педагогической деятельности; профессиональная нравственность педагога.
Предметом исследования этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога. Мораль представляет собой способ ценностного познания и духовно-практического освоения человеком окружающего мира через призму добра и зла. Мораль и нравственность включают в себя совокупность требований и норм, регулирующих поведение индивида во всех сферах его жизни, его отношение к обществу, к той или иной социальной группе, представлением которой он является, к себе, к выполнению своих обязанностей. Помимо этого, мораль содержит в себе исторически обусловленные взгляды и представления человека о должном, которые воплощаются в форме нравственных идеалов, а также систему нравственных ценностей, выступающих своеобразным мерилом соответствия поступков людей нормам и требованиям, существующих в данном обществе. Социальные поступки людей рассматриваются в морали как хорошее и плохое. Особенностью профессиональной этики является её близкая связь с деятельностью членов отдельной группы и неделимое единство с общей теорией морали. Выделение профессиональной этики в отдельную область знания обусловлено тем , что этическая теория на современном мире призвана стать практическим руководством по формированию нравственного сознания людей, способствовать развитию и внедрению морали в современное общества. Производственная и общественная деятельность влияет на сознание индивида. Профессиональные группы врачей, учителей, военных являются наиболее подходящими объектами для исследований, т. к. нравственная сторона их деятельности выражена отчетливо. Помимо этого, в сфере профессиональной деятельности, связанной с воспитанием подрастающего поколения, появляются свои моральные нормы и традиции, которые активно используют представители этих профессий.
Так какие же всё-таки задачи стоят перед педагогической этикой? Выделяют теоретические, прикладные и практические задачи. Среди теоретических задач наиболее важной на мой взгляд является, задача выяснения структуры и познавания процесса формирования нравственных потребностей учителя, а также их воздействие и влияние на развитие моральных и духовных потребностей обучающихся. Как известно, духовный мир человека формируется именно в школе. Недочёты в данном процессе формирования - издержки педагогического труда. Педагогическая этика должна выявлять причины этих издержек, изучать пути их устранения. Это и есть её прикладные и практические задачи. Решение идейно-нравственных задач воспитания часто затормаживается там, где педагог не желает брать на себя ответственность за "брак", допущенный в процессе воспитания. В.А.Сухомлинский писал: "Мы не верим в то, что нравственные пороки- это результат исключительно пережитков капитализма в сознании. Нравственные пороки появляются и там, где нет настоящего воспитания, где маленький человек растет как маленький божок или, наоборот, как бурьян- его никто не учит ни хорошему, ни плохому. Чтобы не было плохого, надо учить только хорошему"3. Раскрыть обучающимся красоту человеческих поступков, научить отличать доброе от плохого, может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Развитие нравственных потребностей учительства, их убеждений является основной важнейшей задачей высшей школы. Поиски путей решения данной задачи- предмет этико-педагогических исследований. На мой взгляд, педагогическая этика должна акцентировать своё внимание на сущность индивидуального морального сознания педагога. Именно учитель принимает участие в процессе воспроизведения нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через ученические и педагогические коллективы, родителей.
.
Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Все оттенки взаимоотношений учителя с учениками, с другими учителями, с родителями воздействуют на детей. Далеко не секрет, что эти взаимоотношения не всегда выстраиваются на правильной основе. Задача педагогической этики состоит в изучении причины нарушения норм и принципов общения, чтобы способствовать гуманизации отношений между обучающимися и учителями. Поэтому ещё одной важной задачей педагогической этики и педагогической психологии является изучение особенностей педагогического климата. На состояние морального и психологического климата влияние оказывает способы и методы решения моральных конфликтов в педагогических коллективах, конфликтах возникающих между родителями, учителями, учениками. Именно педагогическая этика призвана выявлять суть этих конфликтов и найти способы их решения.
Моральный педагогический авторитет имеет особое значение в воспитании детей. Наука педагогической морали решает такие вопросы как авторитет формируется и поддерживается, как влияет на характер нравственных отношений, каковы пути его укрепления?
Важной теоретико-практической задачей педагогической этики является определение нравственных качеств педагога, занятого в разнообразных сферах педагогического труда (классные руководители, учителя начальных классов, учителя старших классов, директора школ, методисты и др.).
Изучение социальной направленности и результатов соблюдения учителями норм педагогической морали, направленных на защиту авторитета учителя и престижа педагогической профессии - одна из наиболее актуальных проблем педагогической этики.
Педагогическая этика как наука имеет следующие задачи: развитие и расширение этических норм и знаний, для повышения уровня педагогической и моральной культуры педагогических работников.
1.2. Педагогическая этика как основа педагогической морали.
Педагогическая этика является основной составляющей педагогической морали. Этика отражает качественные стороны нравственности, выделяя в человеческой деятельности собственно нравственный аспект. Мораль пронизывает все многообразие человеческого сознания и поведения.
Этика как наука и способ осознания общественного бытия включена в нравственное сознание. Выступая в качестве ценностно-ориентирующего фактора, она берет на себя функции морали. Поэтому этика представляет собой одновременно науку о морали и элемент моральной культуры общества.
Так, наиболее общие понятия морального сознания складываются и получают формулировку в научной этической теории. Моральная аргументация получает развитие и обоснование в этике. Моральное сознание фиксирует, систематизирует нравственные требования к поведению, формулирует то, на что следует ориентироваться. Это, по существу, аналитическая задача этики, которая решается на уровне теоретического осмысления действительности.
Мораль несет в себе функции нормативного целеполагания в повседневной поведенческой практике. И конечно же, мораль выступает особой формой общения людей, которое несет в себе ценностное отношение к социуму, к себе, к другой личности. В общении, разумеется, присутствует переживание, сопереживание, взаимопонимание, интуиция, оценки, воображение и др., т. е. пласт духовного мира человека. Таким образом, мораль обеспечивает регуляцию поведения, моральное долженствование, оценку, ценностную ориентацию, мотивацию, гуманность в общении.
В этической литературе в нравственности различают: нравственную деятельность, нравственные отношения, моральное сознание. Нравственная деятельность и нравственные отношения составляют объективированную сторону морали о поведении людей. Субъективную же сторону представляет моральное сознание.
Ценностные ориентации личности обеспечивают моральную надежность, которая, в свою очередь, зависит от моральной мотивации, оценки и самооценки. Моральная мотивация – это система взаимосвязанных мировоззренческих мотивов, означающих предпочтение или выбор тех или иных ценностей, целей в моральном выборе, определенной линии поведения. Моральная оценка определяет ценностное значение действия, поступка, поведения личности, их соответствия общественным нормам морали.
1.3. Педагогическая этика в системе взаимоотношений педагога с окружающими его людьми
В педагогической среде нравственные отношение отражают уровень нравственной и эстетической воспитанности педагога, уровень его педагогической профессиональной культуры. Особенностью нравственных отношений является то, что они имеют регулятивный и непосредственно оценочный характер, в них все основано на моральной оценке, выполняющей определенные функции регулирования и контроля.
В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения, основанные на связи открытого одностороннего типа и на связях многосторонних, касающихся взаимоотношений учителя с обучающимися. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Объектами отношений педагога выступают сами обучающиеся, их родители, коллеги, общественные организации и общество в целом. Отношения с ними возникают на основе общения, сопровождающегося положительным эмоциональным восприятием людьми друг друга, а также методов и средств, которыми достигаются стоящие перед ним цели.4
Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность взаимных связей и общественных контактов, возникающих у учителя с людьми и учреждениями, по отношению к которым он имеет профессиональные обязанности.