Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 15:15, реферат
В современных жизненных условиях становится очевидно, что движение вперед может осуществляться лишь при определенном уровне морального развития общества. Кроме того, мораль должна быть впереди всех изменений общественной жизни, опережая и обгоняя их. Отставание морального развития общества от политического или технического, способно нанести ущерб моральному воспитанию личности и вызвать иные социальные потери. В профессии педагога роль нравственности и морали значительно велика, именно здесь мораль выполняет педагогические функции: учитель в значимой степени формирует духовный мир и нравственный образ молодого поколения.
Введение. 4
Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональной этики и морали учителя 7
1.1. Понятие и задачи профессионально-педагогической этики учителя 7
1.2. Педагогическая этика как основапедагогической морали.
1.3. Педагогическая этика в системе взаимоотношений педагога с окружающими его людьми 14
Глава 2.Педагогическая мораль в деятельности педагога. 16
2.1.Сущность и содержание педагогической морали. 16
2.2.Педагогическая мораль как индивидуальное сознание учителя. 18
2.3.Педагогический такт как компонент педагогической морали. 19
Заключение. 22
Список: 23
Среда, в которой происходит взаимодействие между учителями и обучающимися имеет особые социальные признаки. Ведущую роль педагога в данной среде обусловливает повышенные моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются обучающиеся с комплексом морально-психологической незащищенности.
Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между педагогом и обучающимися, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека.
Важнейшее условие положительного воздействия учителя на ученика – сочетание требовательности и доверия к нему. Учитель, допускающий грубость в общении с детьми, оскорбляющий их достоинства, не может пользоваться авторитетом обучающихся. Дети активно сопротивляются воздействию такого педагога.
Таким образом, нами были достигнуты следующие
поставленные задачи: рассмотреть понятие
педагогической этики и морали и их сущностей.
Глава 2.Педагогическая
мораль в деятельности педагога.
2.1.Сущность и содержание педагогической морали.
Понять сущность педагогической морали – значит найти признаки, в которых отражалась бы ее специфика, ее природа и функции. Педагогическая мораль социально обусловлена и носит классовый характер. Педагогическая мораль играет роль механизма, который способствует сплочению учителей в борьбе за свои права. Она возникла как необходимость корректировать поведение учителя в рамках профессиональной деятельности, вследствие стремления общества охранять духовный мир детей, которые могут стать жертвами несправедливости со стороны взрослых. Таким образом, в профессиональной морали закрепились нормы и правила, без которых невозможен учебно-воспитательный процесс.
В структурном отношении педагогическая мораль представляет собой совокупность сложившихся требований и норм, относящихся к личности учителя, его отношения к своей профессии и обучающимся.
Профессиональная педагогическая мораль имеет специфическую структуру и социальные функции. Основой их выявления является специфика социальной роли педагогического труда. Она заключается в обусловленной общественной потребностью передачи от поколения к поколению человечеством знаний и опыта, в формировании у молодежи нравственного мировоззрения.
Педагогическая мораль регламентирует отношения учителя с обучающимися, коллегами, родителями детей. Данная регламентация перерастает в присущую лишь в педагогической сфере субординацию. Взаимоотношения учителей строятся на моральном педагогическом авторитете. Сфера педагогического труда менее других сфер иерархична. Поэтому в ней моральное регулирование со всеми его особенностями выступает на первый план.
Ценностно-ориентирующая функция реализуется в педагогической морали двояким образом. С одной стороны, педагогическая деятельность должна быть нравственно-ориентированной. С другой стороны, педагогическая мораль обеспечивает формирование ценностных ориентиров на нравственную деятельность. Нравственное сознание педагога включает в себя ценностные ориентации, обеспечивающие необходимый уровень нравственной практики. Педагогическая мораль требует от педагога целеустремленности и оптимизма, которым он должен заражать своих коллег, учеников и их родителей.
Воспитательная функция – является специфической функцией педагогической морали. Моральные нормы, оценки, ориентации – все это служит воспитанию нравственной личности. Особое значение в реализации этой функции имеет наличие идеала личности, идеала поведения и отношений. Совокупность этих идеалов представляет собой модель, ориентируясь на которую педагог формирует собственную личность и личность своих воспитанников.
Педагогическая мораль требует от педагога особого уровня воспитания. Деятельность учителя, поведение должны быть активно воздействующими. Для этого педагогу необходимо свой внутренний мир, привычки подчинить принципам, нормам и правилам, которые аккумулированы в педагогическом нравственном идеале.
Изучение структуры и социальных функций педагогической морали имеет огромное значение для совершенствования подготовки специалистов и улучшения морального и психологического климата в педагогических коллективах.
2.2.Педагогическая
мораль как индивидуальное
Наиболее важными
Морально-педагогические знания о педагогической морали- это уведомления педагога о её сущности и содержании, о системе требований. Наличие знаний педагога ещё не говорит о том, что он поступает в соответствии с моралью.
Нравственно-педагогические убеждения - это уверенность педагога в справедливости требований педагогической морали, основанная на опыте и знаниях. Данные убеждения определяют практическую и теоретическую деятельность педагога. Они являются основанием для сознательного отношения педагога к своему поведению в педагогическом процессе. 5
Морально-педагогические знания, убеждения и потребности связаны с практикой морального поведения педагога по-разному. Они могут участвовать в мотивации поступка, но сила их действия будет различна. Поступок обладающий наибольшей силой, является вызванным нравственными потребностями личности.
Мораль в системе индивидуальных знаний педагога, получает воздействие этих знаний и преобразуется под и влиянием. Став моральной потребностью, она сливается с материальными и духовными потребностями личности. Педагогическая мораль вступая в отношения с другими убеждениями начинает изменяться. Она испытывает на себе влияние обыденного сознания- распространения нравов, традиций и обычаев.
Нравственно-педагогическое сознания педагога подвергается воздействию принятых в обществе моральны норм. Индивидуальное сознание сопоставляет эти нормы с бытующей оценкой качества труда учителя. По мимо этого индивидуальное сознание педагога усваивает выработанную систему как этический идеал и сопоставляет её с реальной действительностью.
2.3.Педагогический
такт как компонент
Педагогический такт- чувство меры в поведении и действиях учителя, включающие в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, самообладание в отношении с детьми, их родителями, коллегами. Такт педагогический является одной из форм реализации педагогической этики.6
Необходимость педагогического такта обнаруживается при регулировании поведения человека в отношении с другими людьми. Эта необходимость вытекает из того, что моральное поведение требует соблюдения ряда различных нравственных требований, которые могут противоречить друг другу. Также необходимость педагогического такта обуславливается сложностью поступка как реального действия. Значимость поступка зависит от его автора, от того на кого он направлен, от условий и последствий к которым данный поступок может привести.
Тактичным считается поступок, в котором приняты во внимание все обстоятельства, ведущие к нежелательным последствиям, регулируются и сглаживаются противоречия. Педагог является ответственным за реальное содержание поступка и за объективные последствия, которые поступок порождает.
Специфика педагогического такта как формы нравственного отношения заключается в нравственной ответственности учителя, в его обязанности - быть ведущим участником педагогического процесса, активно создавать и поддерживать условия, необходимые для учебно-воспитательного процесса, регулировать возникающие при этом противоречия.
Спецификой педагогического такта также является и забота педагога о педагогических последствиях своего труда, поступка, как для ученика, так и для всего ученического коллектива. Педагогический такт предполагает педагогическую эффективность.
Сущность и специфика педагогического такта связаны между собой сферой его действия. Педагог может быть носителем педагогической морали в отношениях со всеми участниками педагогического процесса.
Важным требованием педагогического такта является умение учителя оценить ситуацию, которая может привести к нарушению и требует тактичного вмешательства. Следующим требованием является то, что учитель должен иметь максимум информации о причинах нравственных противоречий, если исчерпывающей информации не имеется, учитывать при принятии решения ее неточность или неполноту. Действия педагога, совершенные при опоре на неточную информацию, могут привести к несправедливости и антисоциальным последствиям.
Педагогический такт предусматривает и требует от педагога того, чтобы он при выборе поступка принимал во внимание характер ранее сложившихся отношений с обучающимися и их родителями. Предшествующий опыт отношений между ними продолжает работать и сказывается на отношениях учеников к нему. От этого опыта зависит восприятие ребенком действий учителя. Педагогический такт требует умения учитывать субъективные особенности обучающегося и объективные условия, в которых проявляется противоречие.
Тактичность требует от учителя умения учитывать обстановку, в которой совершается поступок. Важным требованием тактичности является умение предвидеть как повлияют педагогические санкции по отношению к одному ученику на весь классный коллектив. Действия педагога должны вызывать доброжелательную атмосферу и чувство защищенности каждого ребенка в коллективе.
Педагогическая тактичность – это стиль поведения учителя, при котором ученики всегда уверены в его чуткости и доброте. Тактичность педагога вызывает чувство благодарности к нему как к человеку, который знает и понимает больше, чем обучающиеся, и относится к ним лучше, чем они порой заслуживают.
Педагогический такт подсказывает педагогу разные способы решения противоречий. Иногда вместо острой критики ученика учитель может выступить в его защиту, что в данной ситуации действует сильнее на преодоление его недостатков.
Педагогический такт предполагает наличие выдержки и внешних навыков выражения чувств – взглядом, мимикой, жестом, то есть теми средствами, которые составляют внешнюю технику общения. Бестактность – явление не редкое, объясняется не только неэтичностью учителя и его невниманием к проблемам педагогической морали.
Педагогический такт – форма активного творчества учителя, в котором соединены нравственное сознание и действие.
Таким образом, поставленные нами задачи: рассмотреть педагогическую мораль как индивидуальное сознание учителя, педагогический такт как компонент педагогической морали, были достигнуты.
Заключение.
Педагогическая этика - самостоятельный раздел этической науки. Изучающий особенности педагогической морали, раскрывающий функции и специфику принципов этических категорий. Помимо этого, педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности и нравственных отношений педагога в его профессиональной сфере. Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета.
Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого - сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника.
Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм и научно-педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога.
Исходя из вышесказанного, следует сделать выводы. С помощью методов: анализа, синтеза, сравнения, индукции, мы смогли достигнуть поставленной цели и задач. Нами было выявлено, что педагогическая этика и мораль в системе взаимоотношений педагога с окружающими его людьми играют значимую и ключевую роль.
Список использованной литературы:
1. В.И.Андреев. Педагогическая этика-Казань,2012г.
2.И.И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя-Киев, 1988г.
2.В.Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика-Минск, 1986г.
3.В.А.Блюмкин. Этика и жизнь-Москва, 1987г.
4.Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. Педагогический словарь-Москва, 2001г.
5.В.А.Сухомлинский. Павлышская средняя школа-Москва, 1979г.
6. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. – 5-е изд. – Москва, 1983 г.
7.Д.Ф.Самуйленков. Мастерство,
педагогический такт и
8.А.К.Маркова. Психология труда учителя -Москва, 1993г.
9.А.Б.Сариева. Понятие о педагогической этике и её задачи-Уфа,2012г.
1 Андреев В.И. Педагогическая этика-Казань,2012.-С.20.