Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа
Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;
Введение
Актуальность проблемы: Каждый из нас регулярно сталкивается с разнообразным проявлениями социально нежелательного поведения людей – агрессией, злоупотреблением алкоголем или наркотиками, проституцией, вовлеченностью в азартные игры, противозаконными действиями.
Проблема девиантного (отклоняющееся от социальных норм) поведения у детей и подростков вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Данная тема носит междисциплинарный и дискуссионный характер.
Рост несовершеннолетних и молодежи с девиантным поведением в современном мире - одна из самых актуальных социальных проблем. Не менее значима она и для общества, вступившего в период глобальных социо-культурных, экономических и политических перемен, которые привели к изменению ценностных ориентаций в общественном и индивидуальном сознании. Отсутствие стабильности, усиление деструктивных аспектов в общественной жизни, обострение социальных противоречий, утрата жизненных смысловых идеалов – явления, характерные для всех переходных эпох в истории человечества – благодатная почва для роста подростков с девиантным поведением.
Делинквентное
поведение является одним из наиболее
ярко выраженных проявлений девиации,
которая рассматривается, в свою
очередь как система поступков,
отклоняющихся от общепринятой нормы,
будь то нормы психического здоровья,
права, культуры и морали. Это приводит
к нарушениям адаптации личности
как психического, так и социально-
Попадание
подростков в группы риска неразрывно
связано с нарушениями
Следовательно, проблема заключается в том, что с одной стороны происходит увеличение числа подростков с девиантным поведением и отсутствием системы в работе учителя с такими детьми, а с другой это привело к проблеме поиска форм, методов и средств по сужению девиации среди подростков.
Степень научной разработанности проблемы: исследуемая проблема девиации относится к категории сложных и многомерных явлений. Изучая сущность и природу отклонений, ученые в качестве основы девиации рассматривали наследственные и биологические состояние человека (Э. Кречмер, Ч. Ломброзо, Т. Прайс, Г. Уиткин, У. Шелдон и др.), внутриличностные психологические противоречия и конфликты с ближайшим социальным окружением (Г. Кэплан, Г. Тард, З. Фрейд, Э. Фромм).
Формирование
личности подростка и проблемы отклоняющегося
поведения в молодежной среде
исследовалась такими зарубежными
и отечествеными
Получили
развитие отечественные психологические
и педагогические исследования девиации
в трудах М.А. Алемаскина, Б.Г. Ананьева,
Е.С. Меньшикова, Д.В. Колосова, А.С. Макаренко
рассматривающих проблемы перевоспитания
психолого-педагогической работы с
подростками девиантного
Объект исследования: социализация детей и подростков.
Предмет исследования: процесс определения сужения границ девиации подростков в системе социальных норм.
Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;
5. обосновать организационно-функциональное сопровождение реализации теоретической модели в системе деятельности образовательного учреждения;
6. разработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию процессов девиации подростков в системе социальных норм.
Научная новизна исследования: заключается в том, что в процессе исследования была сформулирована модель, определяющая способы регулирования поведения подростков в системе образовательного учреждения.
Теоретическая и практическая значимость исследования: теоретической основой являются исследования следующих ученых: Г. Тард, З. Фрейд, Т. Парсонс, А.С. Макаренко, Э. Фромм, Д.В. Колосова, В.С. Собкин. Практическая значимость заключается в том, что результаты полученные в процессе исследования могут быть использованы специалистами образовательных учреждений в процессе преодоления девиантного поведения подростков.
Методы и методология: в качестве методологии в работе были использованы теории и концепции Э. Дюркгейма и Р. Мертона. В качестве методов в работе был использован метод анализа и изучения документов.
Положения, выносимые на защиту:
1. На основе осмысления теорий, определяется сущность понятия.
Девиантое поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Термин «девиантное поведение» используется не только для обозначения действия конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об «отклоняющемся поведении личности», то во втором – о «социальном отклонении».
Социальные отклонения – это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Имеются в виду такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.
Следует заметить, что между двумя полюсами – «социально-одобряемые явления» и «социальные отклонения» - лежит широкой круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.
2. На основе анализа теоретических теорий и концепций разрабатывается достаточно много моделей. В настоящее время разрабатываемые модели профилактики в отношении несовершеннолетней молодежи можно условно разделить на четыре группы: социальная модель, социально-педагогическая модель профилактики, психолого-педагогическая модель, медико-психологическая модель.
Но
наиболее перспективным для
3. Мы рассмотрели социально-педагогические условия сужения границ девиации подростков в условиях образовательного учреждения. Этими условиями являются принятие девиантного ребенка группой, коллективное творчество детей и самым главным на наш взгляд является работа с родителями девиантного ребенка. В качестве практических рекомендаций мы подобрали методические материалы по диагностике и коррекции девиантного поведения у детей. Содержательными компонентами данных методических материалов являются: Психокоррекционный комплекс, направленный на работу с супружескими парами, Анкета для специалистов, работающих с детьми, имеющими девиантное поведение, Анкета для педагогов и классных руководителей, а так же дневник педагогического наблюдения.
1. Научно-теоретическое осмысление девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы.
1.1 Общая характеристика девиантного поведения подростков.
Исследуемая проблема девиации относится к категории сложных и многомерных явлений. Изучая сущность и природу отклонений ученые используют различные теории девиации. Рассмотрим некоторые из них.
Первым
значительным социологическим исследованием,
затрагивающим проблему девиантности,
следует считать «Самоубийство»
Э. Дюркгейма. Самоубийство фактически
представляет собой агрессивное
поведение, направленное против самого
субъекта. Дюркгейм первым показал, что
девиантный поступок (самоубийство) есть
результат взаимоотношений
Очень
важной является его концепция аномии
и тезис о том, что для современного
общества именно в этом состоянии
таится наибольшая опасность. Аномия –
это такое состояние общества,
когда прежняя система
Одной из наиболее популярных теорий девиантноо поведения является теория социального напряжения Р. Мертона. При создании этой теории, Мертон использовал дюркгеймовскую концепцию аномии приминительно к проблемам социологии преступности. Главная идея этой теории заключается в том, что основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на которые общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам.
Обращаясь к обоснованию осмысления девиантного поведения, исследуемые нами теории Э. Дюркгейма, Р. Мертона позволяют сделать вывод, что девиантое поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Девиантное поведение подразделяется на две категории.
1.
Поведение, отклоняющееся от
2.
Антисоциальное поведение,