Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по социальной педагогике. Вся.docx

— 98.42 Кб (Скачать файл)

     Школьная  реальность такова, что ребенок оценивается  не целиком, как самоценная и равноправная личность, а с точки зрения негласных  школьных правил. Таких как:

     - отношение к ребенку в зависимости  от его учебной успешности («отличник», «хорошист», «двоечник», сильный, слабый, средний ученик);

     - педагоги  не знают, не принимают  детскую и молодежную субкультуру,  отрицают ее;

     - нередко отношение к учащемуся  определяется социальным статусом  его родителей;

     - встречаются факты дискриминации  детей по национальному признаку.

     Очень часто ученик ощущает в школе  унижение и собственное бессилие. Дети начинают жаловаться на головную боль, у них нарушается концентрация внимания, падает работоспособность, появляется агрессивное поведение. В обычной  школе – это дети «группы риска», с нарушением учебной деятельности, с психосоматическими отклонениями, с осложненными коммуникативными качествами. Такие дети становятся в школе лишними, от них стремятся избавится, и не без оснований – в обычных школах, как правило, нет специальных условий и программ для работы с «трудными», интеграции их в школьный социум. Социальная неспешность, нереализованность (семейная, школьная) заставляет этих детей использовать улицу и уличную компанию как единственный канал социализирующего влияния, где они могут проявлять собственную активность. 

     Социальному педагогу обязательно надо знать  причины школьной дезадаптации. Основными  причинами школьной дезадаптации являются:

     - несоответствие школьного режима  и санитарно-гигиенических условий  обучения психофизическим особенностям детей;

     - несоответствие темпа учебной  работы возможностям детей «группы  риска»;

     - характер учебных нагрузок;

     - конфликтные отношения в школе  и семье в результате неуспешности  ученика.

     Для предотвращения школьной дезадаптации социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. К ним относятся неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

     Иногда  помощь этим детям может состоять только в том, что бы разобраться  в их отношении с окружающими. В другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случае от социального  педагога требуются чуткость и сердечность.

     Социальный  педагог становится организатором  внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Так же социальный педагог координирует работу педагогического  коллектива с трудными детьми, с  окружающей социальной микросредой. Социальный педагог должен периодически исследовать психологический климат класса и информировать об этом педагогический коллектив, о трудном ребенке и оказании ему помощи.

     Особое  внимание требуется от социального  педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить в другую школу, помочь освоиться в новом  коллективе.

     Таким образом, социальный педагог в школе  изучает как интересы отдельных  детей, так и отношения в целом  в семьях с различным укладом. Изучая семью, он помогает в кризисных  ситуациях, в оздоровлении среды, в  улучшении психологической обстановки и педагогической культуре среды, защищает интересы ребенка.  
 
 
 
 
 
 

     2.2 Организационно-функциональное  сопровождение реализации  теоретической модели  в системе деятельности  образовательного  учреждения

     С профилактической точки зрения школа  охватывает несколько разновидностей этапов онтогенеза личности школьника, его родительской семьи и класса как социальной группы, а следовательно, и возрастных кризисов развития.

     Первичная профилактика.

     В течение 5-6 класса (в 10-12 лет) должны быть решены следующие задачи развития: психофизическая адаптация к  многопредметному обучению; развитие учебной деятельности как самостоятельной; развитие внеучебной деятельности. Дифференциация класса на малые группы (по интересам, по полу); развитие групповых процессов (адаптация в группе, групповые решения и цели, сплочение, ролевое поведение, лидерство и конкуренция). Закрепление основных стереотипов мужского и женского полоролевого поведения, позитивных Я-образов и самооценки.

     Первичная профилактика в данном возрасте осуществляется в рамках развития культуры класса (и школы) и формирования нормативных  просоциальных групповых процессов  в классе как социальной группе.

     Задача  этого направления – организовать культурные и групповые процессы в классе, опережающие возможные  кризисы в групповых отношениях и аномальные групповые процессы во внешкольной среде («уличные» и асоциальные группы).

     Основными технологиями первичной профилактики являются следующие.

     Технологии  знакомства, группового и ролевого структурирования обеспечивают принятие ребенка группой, способствуют самопринятию, познанию себя и группы, создают возможности для поиска и нахождения в групповом взаимодействии социально приемлемых ролей. Наиболее приемлемы способы знакомств в группе с называнием своих имен и имен одноклассников. Например с применением психологического тренинга «Снежный ком». (Приложение Б ).

     Процесс группового объединения  и сплочения начинается с первого знакомства и обеспечивается эмоциональным настроем.

     Технология  индивидуальных и  групповых поручений  и их обмена. Ключевым моментом является обмен поручениями, когда ребенок или группа могут попробовать себя в другой деятельности.

     Технология  планирования, подготовки, реализации и анализа  коллективных творческих дел способствует сотрудничеству, заботе о группе и коллективе класса, школы, задает общий культурный рост и социально ценную направленность деятельности детей и подростков, обеспечивает усложнение деятельности детей в соответствии с возрастными задачами их развития, создает условия для принятия ребенка группой, вхождения в нее и для самореализации в ней.

     Технология  групповой персонификации пространства (психологической идентификации ученика с классом и школой) предполагает наличие территории как основы групповой идентичности; ее обустройство, эстетическое оформление и заботу о сохранности, сплачивает и снижает агрессивное поведение в группе. 

     Технология  анализа педагогом (или  другим взрослым) коллективного  творческого дела и его анализа  классом. Технология состоит в том, что любое дело и значимое для класса событие анализируется детьми под руководством педагога. В результате данной технологии у детей формируются умения подводит итоги, оценивать результат деятельности, доброжелательно относиться друг к другу, взаимно психологически поддерживать и защищать новичков и «слабых», анализировать, ответственно относиться к порученному делу, партнером и результатам своей и групповой деятельности.

     Развитие  групповых процессов  на уровне школы. К социально-педагогическим технологиям относятся организации групповых процессов на уровне школы относятся следующие. Создание общественной организации. Развитие системы самоуправления. Общешкольные коллективные творческие дела.

     Кроме указанных в качестве технологий, ускоряющих развитие класса как социальной групп, применяются методы активного  социально-психологического обучения, имеющие цель ускорить приобретение жизненного опыта, более успешной адаптации  в разных жизненных ситуациях, самореализации и социализации личности.

     Так же первична профилактика включает и  работу с родителями. Цель данной работы заключается в том, что бы предотвратить  нарушения в процессе семейного  воспитания. Одним из основных методов  работы является психологическое консультирование родителей, которое проводится на родительских собраниях и на лекциях сотрудников  служб психолого-педагогической поддержки.

     Вторичная профилактика осуществляется в отношении типичных аномально протекающих кризисов развития детей.

     Психофизические и медико-психологические  кризисы. Кризис  проявляется в утомляемости и невнимательности ребенка.

     Психолого-педагогические кризисы. Кризис неготовности ребенка к переходу на многопредметное обучение в виде поэтапно развивающейся педагогической запущенности и прекращением учебной деятельности.

     Социально-психологические  кризисы. Ранее девиантное поведение (ранняя детская лживость и воровство, уходы и побеги из дома). Уход ребенка из школьной среды, его развитие в уличных асоциальных группах.

     Работа  с детьми на данном этапе предполагает выявление детей и семей «группы  риска». Педагогическое, психологическое, в том числе психодиагностическое, медицинское обследование детей  и применение к ним педагогических, психологических и медицинских методов – по специфике каждого типа ребенка. По каждому из факторов развития кризисов школа должна иметь алгоритм восстановления нормы развития личности; среди наиболее актуальных алгоритмов – преодоление кризиса 5-6-го классов, педагогической  запущенности, невротической тревожности, раннего девиантного поведения.

     Работа  с родителями предполагает консультирование родителей в отношении нарушений семейной среды воспитания, развития детей.

     Таким образом, реализуя данную теоретическую  модель в системе деятельности образовательного учреждения можно скорректировать  деятельность педагогов и социального  педагога в школе и способствовать предотвращению девиантного поведения  детей начиная с среднего звена  школы (5 класс). А так же данная модель может способствовать успешной социализации детей, которые уже имеют отклонения в поведении и находятся в  «группе риска». 
 
 
 
 

     2.3 Практические рекомендации  специалистам образовательных  учреждений по  регулированию процессов  девиантного поведения  подростков в системе соблюдения социальных норм

     Мы рассмотрели социально-педагогические условия сужения границ девиации подростков в условиях образовательного учреждения. И в качестве практических рекомендаций мы подобрали методические материалы по диагностике и коррекции девиантного поведения у детей.

     Нами  был подобран психокоррекционный комплекс, направленный на работу с семьей (Приложение В). Этот комплекс направлен на все составляющие психологических факторов риска: нормализацию психологического климата в семье, особенностей супружеского взаимодействия и супружеской коммуникации, реконструирование родительских позиций, расширение осознания родителями мотивов семейного воспитания, гармонизацию межличностных отношений в семье.

     Психологическая коррекция предполагает также расширение арсенала средств психологического воздействия родителей на ребенка в ходе семейного воспитания, тренинг воспитательных навыков у родителей, формирование новых форм взаимодействия с детьми.

     Психокоррекционный  комплекс состоит из нескольких взаимосвязанных  блоков. Каждый из блоков реализует  различные задачи и состоит из специфически организованных методов  и приемов.

     Нами  были подобраны различные анкеты.

     1. Анкета для специалистов, работающих  с детьми, имеющими девиантное поведение (Приложение Г).

     Вниманию  специалистов предлагается ряд вопросов, в некоторых из них заранее  даны варианты ответов. Необходимо выбрать  те из них, которые в наибольшей степени  отражают мнение, и обвести соответствующую  им цифру или вписать свой вариант ответа в свободную строчку. В других вопросах предлагается оценить каждый ответ по шестибалльной системе.

Информация о работе Профилактика девиантного поведения