Профилактика девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить социально-педагогические основы сужения девиации в системе социальных норм, разработать теоретическую модель сужения границ девиации подростков и выработать практические рекомендации специалистам образовательных учреждений по регулированию девиантного поведения подростков.
Задачи исследования:
1. дать общую характеристику девиантного поведения детей и подростков;
2. определить особенности сужения границ девиантного поведения подростков, как отклонение от социальной нормы;
3. разработать теоретическую модель регулирования поведения подростков в соответствии с социальной нормой;
4. определить школу, как социально-нормативный институт социализации подростков;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по социальной педагогике. Вся.docx

— 98.42 Кб (Скачать файл)

     Отклонение  от социальных норм включают отклонения как корыстной, агрессивной ориентации, так и отклонения социально-пассивного типа.

     К социальным отклонениям корыстной  направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением  материальной, денежной, имущественной  выгоды (хищения, кражи, спекуляция, протекция  и т.д.). Среди несовершеннолетних такого рода социальные отклонения могут  проявляться как в виде преступных, уголовно наказуемых действий, так  и в виде правопроступков и  аморальных проявлений.

     Социальные  отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как  изнасилование и убийство).

     Отклонения  социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских  обязанностей и долга, нежелании  решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям  можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических  средств, погружающий в мир искусственных  иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной  позиции – самоубийство, суицид.

     Отклоняющееся поведение как по содержанию, по целевой направленности, так и  по степени общественной опасности  может проявляться в различных  социальных отклонениях, начиная с  нарушений норм морали, незначительных правопоступков и включая тяжкие преступления. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней поведенческой  стороне. К нарушению социальных норм и развитию асоциального поведения  ведет деформация ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, т.е. деформация системы внутренней регуляции поведения.

     Среди асоциальных проявлений целесообразно  выделять так называемый докриминогенный  уровень, когда индивид еще не стал субъектом преступления и его  социальные отклонения проявляются  на уровне мелких правопоступков, нарушений  норм морали, правил общения, правил поведения  в общественных местах, в уклонении  от общественно полезной деятельности, в эпизодическом употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, нарушающих психику, и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности.

     Социальные  отклонения, которые выражаются в  преступных, уголовно наказуемых действиях, когда индивид становится субъектом  преступления, которое рассматривается  следственными и судебными органами, представляют более серьезную общественную опасность и относятся к криминогенным  преступным проявлениям.

     Подростковый  и юношеский возрастные периоды  входят в группу повышенного риска, так как для них характерны:

     Во-первых, внутренние трудности переходного  периода, начиная с психогормональных  процессов и кончая перестройкой Я-концепции;

     Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения подростков и молодежи;

     В-третьих, противоречия, обусловленные изменением механизма социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании старшим, уже не действуют, а новые, взрослые, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

     В числе разнообразных взаимосвязанных  факторов, обусловливающих девиантное поведение, выделяют такие, как:

     - индивидный фактор, действующий  на уровне психобиологических  предпосылок асоциального поведения,  которые затрудняют социальную  адаптацию индивида;

     - психолого-педагогический фактор, проявляющийся  в дефектах школьного, семейного  воспитания;

     - социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности  взаимодействия несовершеннолетнего  со своим ближайшим окружением  в семье, на улице, в учебно-воспитательном  коллективе;

     - личностный фактор, который прежде  всего проявляется в активно-избирательном  отношении индивида к предпочитаемой  среде общения, к нормам и  ценностям своего окружения, к  педагогическим воздействиям семьи,  школы, общественности, а также  в личных ценностных ориентациях  и личной способности к саморегулированию  своего поведения;

     - социальный фактор, определяющийся  социальными и социально-экономическими  условиями существования общества.    

     Во  многих случаях предпосылки девиантного  поведения создают именно социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно  присутствующими являются заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки. Наиболее подробно причинная связь этих факторов рассмотрена  в рамках теории девиантного поведения  американского психолога Г. Кэплана [8].

     Г. Кэплан начинал изучение взаимосвязи  между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек  стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоунижения и повысить субъективную вероятность принятия себя.

     Пониженное  самоуважение у юношей связано практически  со всеми видами девиантного поведения. Г. Кэплан считает, что низкое самоуважение способствует росту антинормального  поведения; участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток  пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье  и в школе. Это девиантное поведение  способствует повышению самоуважения.

     У большинства подростков положительная  самооценка преобладает над отрицательной, причем с возрастом эта тенденция  усиливается. Самокритика, недовольство собой помогает преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение.

     Однако  у некоторых этого не происходит, и они постоянно чувствуют  себя неудачниками.

     Во-первых, они считают, что не имеют личностно-данных качеств или не могут совершить  личностно-ценных действий, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные  действия.

     Во-вторых, им кажется, что значимые для них  другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно.

     В-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психологической  защиты, позволяющие снять или  смягчить последствия первых двух элементов  субъективного опыта.

     Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но, поскольку она  не удовлетворяется социально-приемлемыми  способами, то они обращаются к девиантным формам поведения.

     Девиантное  поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям  общества, но по каким-то причинам (конституционные  факторы, социальные условия, неумение правильно определить свою социальную цель, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами  социальной адаптации) он не может этого  сделать. Особую роль при этом играют девиантные сверстники. Наличие девиантной группы: а) облегчает совершение девиантных действий, если личность внутренне  к ним готова; б) обеспечивает психологическую  поддержку и поощрение за участие  в таких действиях; в) уменьшает  эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые  могли бы затормозить проявление девиантных наклонностей.

     Далее такое поведение затягивает. Совершая девиантные поступки, поросток все  больше нуждается в одобрении  группы и все меньше поддается  влиянию «остальных», которые в  силу его «ненормального», с их точки  зрения, поведения исключают его  из своей сферы общения. Оставаясь  наедине с группой, он вынужден увеличивать  девиантную активность, и его действия превращаются в мотивированные.

     Многочисленные  социологические исследования показали, что наиболее восприимчивым к  различным видам отклонений оказался возраст 14 – 15 лет, когда еще не сложились  мировоззрение, и подростки более  подвержены влиянию окружающих и  в особенности среды сверстников. Такие известные в педагогике «вредные привычки», как курение, сквернословие, употребление алкогольных напитков и других одурманивающих средств  рассматривается в подростковой среде как поведенческий стандарт.

     Девиантное  поведение подростков (14 – 17 лет) имеет  общие для всех девиантных проявлений причины. Прежде всего, это противоречия между относительно равномерно распространенными  и растущими потребностями и  существенно различными возможностями  их удовлетворения.

     Возможности человека определяются в основном его  социальным статусом, местом, занимаемым в социальной структуре. Источником девтантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим  к различным социальным группам. Если это так, то  следует рассмотреть, как специфически для подростков и молодежи проявляется социальное неравенство, противоречие между потребностями (ценностями, устремлениями) и возможностями  их удовлетворения.

     Во-первых, во всех обществах понятия «старший»  и «младший» означают не только возрастные различия, но и статусные. Понятие  «старшинство» имеет не только описательное, но и ценностное, социально-статусное  значение, обозначая некоторое неравенство  или, по меньшей мере, асимметрию прав и обязанностей. Во всех языках понятие  «младший» указывает не только на возраст, но и на зависимый, подчиненный  статус. Возрастные различия оборачиваются  социальным неравенством. В российском обществе дети, подростки, молодежь страдают не только от непонятности или же репрессивных мер «воспитания», но и от неравенства  положения, неравенства шансов по сравнению  со взрослыми получить соответствующие  жилье, работу, вознаграждение за нее; сегодня молодые люди – первые кандидаты в безработные.  

     Во-вторых, противоречия между постоянно растущими  потребностями людей и относительно неравными возможностями их удовлетворения приобретают применительно к  подросткам и молодежи особенно острый характер и силу противоречия между  повышенным энергетическим потенциалом  молодых, бурным развитием их физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желанием самоутвердиться в мире взрослых и недостаточной социальной зрелостью, недостаточным профессиональным и жизненным опытом, а следовательно, и сравнительно высоким (неопределенным, маргинальным) социальным статусом.

     В-третьих, применительно к молодым остро  стоит проблема «канализирования»  энергии, социальной активности в общественно  одобряемом, допустимом направлении, так  как молодежь особенно нуждается  в социальном признании и самоутверждении  приводит к попыткам реализовать  себя не только в творчестве, но и  в негативных поступках, преступлениях  или же приводит к «уходу» (алкоголь, наркотики, суицид) – как форме  пассивного протеста.

     В самом общем виде основные причины  девиантного поведения подростков в современных условиях можно  сформулировать следующим образом. 

     1. Неблагополучие экономики, политическая  нестабильность, снижение уровня  жизни народа, расслоение общества. Отчуждение в экономической, социальной  и политической сферах, неверие   в государственные политические  институты, вызывают у подростков  и молодых людей потребность  выработать способы, методы выживания,  борьбы с враждебной социальной  средой. Отстаивания в этих условиях  право быть субъектом социального  действия, молодежь невольно сбивается  на путь агрессивности, насилия.  

     2. Кризис общественного сознания, перемены в ценностных ориентациях  населения. Главными жизненными  ценностями становятся так называемые  «приватные», личные ценности, связанные  с семейным домашним микроклиматом  индивида (здоровье, семья, жилище, материальная  обеспеченность). Духовные и культурны  ценности (познание, творческая деятельность, искусство) утрачивают свое былое значение, перемещаются в нижнюю часть ценностной иерархии.

     Резко снизилось значение ценности работы, труда, и совсем на последних местах оказались ценности общественной активности и общественного признания. Образовались «ножницы» между трудом и благополучием  в сознании людей и в реальной жизни, и подростки видят, что  обогащаются отнюдь не самые трудолюбивые.

Информация о работе Профилактика девиантного поведения