Профилактика компьютерной зависимости подростков в условиях внеучебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: составить программу профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития личности подростка.
2. Изучить сущность компьютерной зависимости.
3. Изучить особенности внеучебной деятельности.
4. Изучить зависимость современного подростка от компьютера.
5. Составить программу профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические основы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
1.1. Особенности развития личности подростка……….………………….. …..7
1.2. Сущность компьютерной зависимости …………………………………...12
1.3. Особенности внеучебной деятельности……………...................................18
Глава 2. Разработка программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
2.1. Анализ изучения зависимости подростка от компьютера………………………………………………………………………23
2.2. Описание программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности ……………………………..29
Заключение………………………………………………………………….. …..36
Список литературы…………………………………………………………. …..38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Вятский  государственный гуманитарный университет» 

Социально-гуманитарный факультет 

Кафедра социальной работы 

Курсовая работа

ПРОФИЛАКТИКА  КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 
 
 

                  Выполнила

                  студентка 4 курса 

                  специальности

                  «Организация  работы

                  с молодежью»

                  Житлухина Дарья Александровна

                                                                             Научный руководитель:

                                                                             канд.пед.наук

                                                                             Волченкова Елена Валерьевна 
 
 

Киров

2010 

Содержание

Введение………………………………………………………………………… .3

Глава 1. Теоретические основы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности

1.1. Особенности развития личности подростка……….………………….. …..7

1.2. Сущность компьютерной зависимости …………………………………...12

1.3. Особенности  внеучебной деятельности……………...................................18

Глава 2. Разработка программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности

2.1. Анализ  изучения зависимости подростка от компьютера………………………………………………………………………23

2.2. Описание программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности ……………………………..29

Заключение………………………………………………………………….. …..36

Список  литературы…………………………………………………………. …..38

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Актуальность  исследования. В то время, когда старшее поколение с недоверием присматривается к новым информационным средствам, неминуемо проникающим в повседневность, их дети и внуки быстро осваиваются в этой действительности. Герои книг и видеофильмов, приятели по переписке через Интернет расширили круг их воспитателей и друзей.[12]

      Средства  массовой коммуникации в стремительно изменяющемся мире становятся все более  значимым фактором существования и  развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением. Информационно-компьютерные технологии за последние пятнадцать лет стали неотъемлемой составляющей современной подростковой культуры, оказав на неё существенное влияние. Быстрое развитие компьютерной техники и интенсивность процесса информатизации обуславливают необходимость рассмотрения возрастных и социально-психологических аспектов данной проблематики в более широком социокультурном контексте.

      Получение и обработка информации, безусловно,  являются важными средствами развития личности. Новейшие  способы обработки и передачи информации с помощью компьютеров – это, несомненно, грандиозное достижение человеческой цивилизации. Хотя и оно может восприниматься неоднозначно: оно может послужить совершенствованию личности и способствовать укреплению гуманизма, а может упрочить отчуждающую тенденцию, подчинив существование человека новой социальной силе. Созидательную или разрушительную силу средств массовой коммуникации, к которым относятся компьютер и Интернет, тяжело переоценить.

     Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий  последней четверти XX века.  Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных подростков.  

     Таким образом, проблема подросток и компьютерная среда приобретает все большую  значимость.

     Внеучебная  деятельность более эффективное средство в профилактике компьютерной зависимости подростков, так как различная предметность ее видов открывает широкие пути освоения личностью всех сфер жизнедеятельности, позволяет реализовать устойчивые познавательные интересы, самостоятельность, практически проявить творческое отношение при подготовке и проведении различных дел.

     Степень научной разработанности. Различные аспекты проблемы зависимости от киберпространства разрабатываются давно. Анализ этапов формирования компьютерной зависимости, методы диагностики и профилактики предложены отечественными авторами Л.Н. Юрьевой, Т.Ю. Бальбот. Изучению специфики компьютерной деятельности детей и подростков посвящены исследования М. Коула, С. Пейперта, А.В. Беляева, С.Л. Новоселова. Проблема Интернет-зависимости предложена к рассмотрению Кимберли Янг. Работы этого психолога посвящены прикладному аспекту изучения виртуального мира.[17]

     Был развернут международный исследовательский  проект VELHAM (Велихов-Хамбург), посвященный  изучению специфики психического развития в условиях применения компьютеров  и компьютерных сетей. С американской стороны проект курировал М.Коул (Калифорнийский университет в Сан Диего), а с российской - А.В.Беляева (Институт психологии РАН). В посвященных Интернету трудах представителей гуманитарных наук обрисовывается некая "социальная виртуальная реальность", простирающаяся, по выражению М.Коула (1997), в "пятом измерении" и разделенная на относительно замкнутые пространства, заполненная хорошо или не очень хорошо систематизированными текстами (от энциклопедий и архивов до частных записок и песенок) и вербальными либо визуальными образами (в том числе - отчужденными от субъекта автопроекциями реальных либо мнимых людей). [4]

      При поддержке Детского фонда ООН  ЮНИСЕФ социологический коллектив, созданный творческим объединением «ЮНПРЕСС», проанализировал информационное пространство российского подростка в постсоветский период, захватив последний период наших глобальных реформ – с 1998 по 2005 год. На каждом из двух этапов на злободневные вопросы специалистов отвечали дети и подростки в возрасте от 10 до 17 лет. По итогам исследования выявился факт, что за рассматриваемый период среди источников информации значительно повысилась значимость компьютера, хотя в массовом подростковом сознании он пока не определяет информационную картину: регулярно им пользовалось всего 31% опрошенных, а с Интернетом  знаком лишь каждый второй ребенок. Следует отметить, что  около половины продвинутых юных пользователей сети Интернет сосредоточено в старшей возрастной когорте (от 15 до 17 лет), а большинство (82%) живет в городах. [18]

     Доктор  Кимберли С. Янг, профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде считает, что, несмотря на то, что Интернет является идеальным исследовательским инструментом, у студентов появляются проблемы с учебой потому, что они посещают не относящиеся делу сайты, часами болтают в чатах, беседуют со знакомыми и играют в интерактивные игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовке к экзаменам. Очень часто они не могут сами контролировать время, проведенное в Сети, и поэтому не высыпаются после ночей, проведенных в Интернете. [23]

     Объект  исследования: зависимость современных подростков от компьютера.

     Предмет исследования: профилактика компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.

     Цель  исследования: составить программу профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.  

     Задачи  исследования:

  1. Выявить особенности развития личности подростка.
  2. Изучить сущность компьютерной зависимости.
  3. Изучить особенности внеучебной деятельности.
  4. Изучить зависимость современного подростка от компьютера.
  5. Составить программу профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.

     Эмпирическая  база исследования: исследование проводилось на обучающихся Кировского государственного техникума промышленности и автомобильного сервиса.

   Для решения поставленных задач  использованы следующие методы:

  • теоретический анализ научной и периодической литературы, посвящённой проблематике исследования;
  • анкетирование обучающихся Кировского государственного техникума промышленности и автомобильного сервиса в возрасте от 14 до 20 лет;
  • статистическая обработка и анализ собранного материала в соответствии с целью и гипотезой исследования.

     Теоретическая значимость: результаты исследований могут быть использованы в лекциях о зависимостях  подростков (особенно компьютерной) для педагогов, психологов, социальных работников которые будут работать с подростками, могут быть полезными родителям, учителям старшеклассников, а также самим старшеклассникам для организации досуга подростка. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  основы профилактики компьютерной зависимости  подростка в условиях внеучебной деятельности

1.1. Особенности развития личности подростка

     Подростковый  возрастпериод онтогенеза, соответственный переходу от детства к юности. Возраст подростковый относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Он характерен бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на кои накладывается половое влечение, часто неосознанное. Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий, спорта и пр. Характерными новообразованиями являются "чувство взрослости", развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. Лейтмотивом развития психического в возрасте подростковом является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может приводить к неблагоприятным реакциям (-> поведение девиантное). [15]

   Период  юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

   Развитие  человека в период юности может идти несколькими путями. 
Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые подростки плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.  
При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.[19]

Информация о работе Профилактика компьютерной зависимости подростков в условиях внеучебной деятельности