Профилактика компьютерной зависимости подростков в условиях внеучебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: составить программу профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития личности подростка.
2. Изучить сущность компьютерной зависимости.
3. Изучить особенности внеучебной деятельности.
4. Изучить зависимость современного подростка от компьютера.
5. Составить программу профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические основы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
1.1. Особенности развития личности подростка……….………………….. …..7
1.2. Сущность компьютерной зависимости …………………………………...12
1.3. Особенности внеучебной деятельности……………...................................18
Глава 2. Разработка программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
2.1. Анализ изучения зависимости подростка от компьютера………………………………………………………………………23
2.2. Описание программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности ……………………………..29
Заключение………………………………………………………………….. …..36
Список литературы…………………………………………………………. …..38

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

     Компьютерная зависимость имеет следующие признаки:

  • Значительное улучшение настроения от работы за компьютером,
  • Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере,
  • Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам,
  • Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере,
  • Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера,
  • Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера,
  • При общении с окружающими сведение любого разговора к компьютерной тематике,
  • Отказ от общения с друзьями.

   Значительное  число людей, которые могут характеризоваться  той или иной степенью зависимости  от компьютера составляют подростки. Сегодня  многие сферы повседневной жизни  уже трудно представить без использования  компьютера. В течение последних десяти лет процесс информатизации оказал существенное влияние на подростковую культуру, трансформировав структуру досуга и информационное пространство современного подростка. При этом влияние процесса информатизации по-разному отразилось на изменении субкультуры мальчиков и девочек. 
 
 
 
 
 
 

1.3. Особенности внеучебной деятельности

     Проблема  воспитания подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем в современном образовательном учреждении. Отсутствие должного внимания к воспитывающей среде учащихся создает ситуацию, при которой возникает реальная опасность криминализации, актуализации негативной молодежной субкультуры. В этих условиях требуется корректировка ценностных ориентации подростка в соответствии с общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями. Осуществить это возможно лишь в процессе создания педагогически воспитывающей, развивающей, обучающей среды образовательного учреждения.

     Выявим  специфику учебной и внеучебной деятельности школьника. Общее в них то, что знания, полученные на уроках, умения и навыки, приобретенные в учебной деятельности, закрепляются и находят практическое применение во внеучебной деятельности и наоборот: опыт, приобретенный во внеучебной деятельности, находит теоретическое обоснование и практическое применение в учебной деятельности.

     Внеучебная  деятельность более эффективное средство в социальном воспитании, так как различная предметность ее видов открывает широкие пути освоения личностью всех сфер жизнедеятельности, позволяет реализовать устойчивые познавательные интересы, самостоятельность, практически проявить творческое отношение при подготовке и проведении различных дел [3]. В практике часто, к сожалению, внеучебная деятельность рассматривается лишь как пространство для отдыха и развлечений, а не для приобретения опыта жизнедеятельности. Доказано, что социальное воспитание личности подростка во внеучебной деятельности очень эффективно, если соблюсти некоторые требования, включающие в себя цель, задачи, содержание, формы, методы и условия воспитательной деятельности.

   Внеучебную  деятельность исследователями классифицируют:  

  • по направленности деятельности (трудовая, общественная, творческая, 
    интеллектуальная);
  • по количеству участников деятельности (групповая, индивидуальная);
  • по   включенности   (активности в   процессе   деятельности)   субъектов деятельности:  познавательно-деятельностная,  потребительно-исполнительная, пассивно-созерцательная; 
  • по    месту    организации    этой   деятельности:    школа,  учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, детские организации [2].

     Ряд исследователей (И.Я. Лернер, И.И.Масло, Л.М. Румянцев) называют внеучебную деятельность "внеклассная деятельность" и рассматривают ее как неотъемлемую составную часть единого целостного педагогического процесса, который представляет собой относительно закрытую воспитательную систему, основанную на единой целенаправленной, длительно действующей программе организации и развития школьного коллектива. В отличие от урочной деятельности внеклассная деятельность в силу своих сущностных особенностей не является обязательной, является формой целенаправленной организации свободного времени учащихся.

     Мы  в своем исследовании пользуемся понятием "внеучебная деятельность" и считаем, что внеучебная деятельность учащихся должна быть объективно включена в деятельность всего общества и быть столь же разнообразной, как сама жизнь.

     Главная цель внеучебной деятельности заключается в организации досуговой деятельности детей и подростков. Понятие досуг восходит к временам античности. Аристотель, например, рассматривал досуг как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и совершенствованием личности на основе обучения и воспитания.[1] Слово «досуг» происходит от древнерусского «просуг» - возможность, способность, и чаще всего воспринимается как синоним понятий «свободное, незанятое время». А вот у В. Даля: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела».[8] Это определение ориентировано, главным образом, на выделение деятельности аспекта досуга. В таком контексте досуг можно понимать как вид человеческой деятельности.

     Существует  несколько интерпретаций понятия  «досуг»:

  • Время, которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное с непреложными обязанностями, обязательствами;
  • Свободное от учебы, работы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;
  • Часть жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.[2]

     Макс  Каплан считает, что досуг - это гораздо  больше, чем просто свободное время  или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг  следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

     Досуг является благоприятной почвой для  испытания детьми и  подростками  фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Досуг также может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

     Суть  досуга в условиях внеучебной деятельности – поддержать ребенка как человека и деятеля. Досуг для подростка – всегда самореализация и самореабилитация. Это очень важные функции. Грамотно организованный досуг – школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальной узкости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений. Досуг – школа поддержки, одобрения любого подростка.

     Основные  социально - педагогические потенциалы подросткового досуга:

  • В досуговой деятельности подростки сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;
  • Досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;
  • Досуг предоставляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит – растут;
  • Досуг удовлетворяет многие социально – психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности;
  • Досуг есть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми, кто старше или младше, причем эти отношения разумно снисходительны.

     Специфические особенности досуговой деятельности:

  • Действительный ее мотив – потребность личности в самом процессе этой деятельности;
  • Цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;
  • Досуговая деятельность может носить социально – полезный характер, социально нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.[10]

   Содержание  досуга подростка можно условно разделить на ряд принципиальных групп:

  • Первая связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры забавы, развлечения и др.).
  • Вторая – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).
  • Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно – игровая, художественно – театральная, научно – исследовательская, прикладная).
  • Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, танцы, вечеринки и т.д.).
  • Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью подростков (выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п.).[7]

     Таким образом, внеучебная деятельность имеет большое значение в развитии подростков. В процессе внеучебной деятельности ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть. Внеучебная деятельность в существенной степени ответственна в части формирования характера подростка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.       

Глава 2. Разработка программы  профилактики компьютерной зависимости подростка  в условиях внеучебной деятельности

2.1. Анализ изучения  зависимости подростка  от  компьютера

   После изучения особенностей развития личности подростка, сущности компьютера и компьютерной зависимости, особенностей досуга в условиях внеучебной деятельности мы решили рассмотреть влияние компьютера на личность подростка. Для этого проведено исследование, направленное на выявление особенностей подростков, проводящих большое количество времени за компьютером.

   Практическая  часть работы состоит из  основных этапов:

  • формирование соответствующих выдвинутому предположению задач исследования;
  • определение условий исследования, количество выборок и особенностей испытуемых, необходимых для проведения исследования;
  • выбор и обоснование средств исследования (подходов, методов, методик).

     В данном исследовании необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать досуг подростков;
  • выявить подростков увлекающихся и не увлекающихся компьютерными играми;
  • исследовать уровень увлеченности компьютером, компьютерными играми, общением on-line;
  • дать интерпретацию результатов исследования.

В работе использован метод анкетирования обучающихся образовательных учреждений города Кирова.

     Анкета  составлена автором. [Приложение 1]

      В исследовании приняли участие 100 обучающихся Кировского государственного техникума промышленности и автомобильного сервиса в возрасте от 16 до 20 лет. [Приложение 2]

     Компьютерные технологии занимают одну из главных сфер жизни подростка, наряду с общением с друзьями. То есть небольшое количество подростков имеют определенное хобби, досуг современной молодежи очень скуден. Подростки стараются тратить на компьютер и общение с друзьями одинаковое количество времени, но чем меньше подросток общается со своими друзьями, тем больше значимости принимает для него компьютер. Общение с виртуальными друзьями, которые примут молодого человека таким, каким он захочет выглядеть повышает время нахождения  подростка в этом виртуальном окружении (все ответившие «более 6 часов» на вопрос «Сколько времени Вы тратите на работу за компьютером (кроме Интернета и комп. игр)?» ответили «2-3 часа» на вопрос «Сколько времени Вы тратите в день на общение с друзьями вживую (кроме школы, техникума)?»; 1/3 опрошенных тратит на общение on-line (чаты, соц.сети) в день 4-6 часов). [Диаграмма 1]

     Диаграмма 1

       

     Если раньше "человек играющий" отдавал любимому занятию обеденный перерыв или оставлял около часа после окончания учебного дня, то сейчас он предается ему во время учебы и вместо учебы, так около половины опрошенных  тратят на компьютерные игры в день 2-3 часа. [Диаграмма 2]

Информация о работе Профилактика компьютерной зависимости подростков в условиях внеучебной деятельности