Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:18, курсовая работа
Цель исследования: составить программу профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития личности подростка.
2. Изучить сущность компьютерной зависимости.
3. Изучить особенности внеучебной деятельности.
4. Изучить зависимость современного подростка от компьютера.
5. Составить программу профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности.
Введение………………………………………………………………………… .3
Глава 1. Теоретические основы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
1.1. Особенности развития личности подростка……….………………….. …..7
1.2. Сущность компьютерной зависимости …………………………………...12
1.3. Особенности внеучебной деятельности……………...................................18
Глава 2. Разработка программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
2.1. Анализ изучения зависимости подростка от компьютера………………………………………………………………………23
2.2. Описание программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности ……………………………..29
Заключение………………………………………………………………….. …..36
Список литературы…………………………………………………………. …..38
Диаграмма 2
Компьютер - игрушка и средство общения. Профессиональной или учебной работе на компьютере молодые люди начинают уделять все меньше времени.[ Диаграмма 3]
Диаграмма 3
Подростки
считают, что компьютер в их жизни
ничего не значит и есть много вещей,
которые более значимы для
них. [Таблица 1]
Таблица 1
«Какую роль для вас играет компьютер? ».
Варианты ответов | Частоты | Проценты |
Есть много вещей, которые для меня много значат не меньше | 61 | 61 |
Никакой роли он для меня не играет | 30 | 30 |
Компьютер для меня все или почти все | 8 | 8 |
Свой вариант ответа | 1 | 1 |
Итого: | 100 | 100 |
Компьютер
может полностью поглотить
Диаграмма
4
Могут
ли компьютерные игры быть «воспитателями»?
Да, поскольку многие из нас помнят,
какое сильное воздействие
Таблица 2
«Какие
чувства вызывают у Вас компьютерные
игры?»
Варианты ответа | Частоты | Проценты от опрошенных | Проценты от ответивших |
Интерес | 72 | 52,2 | 73,5 |
Азарт | 46 | 33,3 | 46,9 |
Сопереживание героям игр | 13 | 9,4 | 13,3 |
Свой вариант ответа | 7 | 5,1 | 7,1 |
Итого: | 138 | 100 | 140,8 |
Стратегии, симуляторы и shuter (стрелялки) – игры, которые полностью поглощают подростка. Там, в компьютерном мире, который наяву представляет собой лишь кучку электронов на магнитном диске, подросток - капитан звездолета, всемогущий маг или герой вроде терминатора в заколдованной броне, имеющий несколько жизней и наделенный оружием невероятной убойной силы, его боятся монстры, колдуны, призраки... [Диаграмма 5]
Диаграмма 5
Иногда подросток, окунаясь в мир нереального, может не заметить времени, которое он мог бы потратить на близких и друзей, учебу или интересное занятие, хобби. [Диаграмма 6]
Диаграмма 6
В обыденной жизни, жизни без компьютера молодые люди вполне могут вести спокойный образ жизни, хотя легкая нервозность и депрессия могут также присутствовать. [Таблица 3]
Таблица 3
«Что
Вы ощущаете, находясь вне сети?»
Варианты ответа | Частоты | Проценты от опрошенных | Процент от ответивших |
Спокойствие | 57 | 50,4 | 58,2 |
Свой вариант ответа | 18 | 15,9 | 18,4 |
Нервозность | 13 | 11,5 | 13,3 |
Умиротворенность | 11 | 9,7 | 11,2 |
Депрессию | 10 | 8,8 | 10,2 |
Подавленность | 4 | 3,5 | 4,1 |
Итого: | 113 | 100 | 115,3 |
Можно
сделать вывод, что компьютерные технологии
занимают одну из главных сфер жизни подростка,
наряду с общением с друзьями, что негативно
влияет на учебу, дружбу, здоровье, эмоциональный
фон подростка. Подросток стремится скрыть
себя реального в компьютерных играх и
чатах, где герои всегда побеждают и доходят
до своей цели, а сверстники никогда не
увидят твоей застенчивости или полноты
тела. Что может быть скорректировано
их участием в социальных психологических
тренингах общения, дискуссиях, конкурсах
и беседах.
2.2. Описание программы профилактики компьютерной зависимости подростка в условиях внеучебной деятельности
Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет. Новое увлечение оценивается двояко: с одной стороны, оно сопряжено с восхищением общества по поводу возможностей компьютера, с другой стороны, в средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом на психику подростков.
После изучения влияния компьютерных игр на развитие личности подростка и выявления негативных последствий увлеченности компьютером, компьютерными играми, общением on-line, было решено составить программу профилактики компьютерной зависимости в условиях внеучебной деятельности.[Таблица 4]
Цель данной программы: профилактика компьютерной зависимости среди подростков; повышение интереса к различным сферам современного досуга.
Задачи
программы:
Предлагаемая программа предназначена для подростков в возрасте 14 – 17 лет, а также для их родителей.
Программа состоит из двух направлений работы:
Первое
направление предусматривает
Предлагаемая программа профилактики рассчитана на шесть месяцев обучения в средней общеобразовательной школе, занятия будут проходить один раз в месяц с родителями учащихся и по два раза в месяц с учащимися. Время занятий от 30 минут до 2 часов, время может варьироваться в зависимости от желания детей или родителей.
Таблица 4. План мероприятий
Сроки выполнения | Мероприятие | Цель мероприятия |
1. | Работа с родителями подростков | |
Сентябрь | Просветительская
беседа на тему «Компьютер и дети»
[Приложение 3] |
Определить роль компьютера в жизни ребенка, влияние компьютера на структуру досуга подростков, на здоровье ребенка. |
Октябрь | Проведение беседы на тему: «Компьютерная зависимость и как с ней бороться» [Приложение 4] | Разъяснение понятия «компьютерная зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы. |
Ноябрь | Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» и дискуссия по фильму [Приложение 5] |
Показать какие образы складываются у детей в результате просмотра рекламы, боевиков, ужасов, современных мультфильмов и компьютерных игр? Как эти образы потом влияют на поведение взрослых людей? Донести до родителей, что необходимо уделять больше своего внимания собственным детям! Не перекладывать своей роли в воспитании детей на телевизоры и компьютеры! |
Конец января | Праздник «Папа, мама, я – дружная и здоровая семья» [Приложение 7] | Показать подросткам и их родителям, что совместный отдых возможен и интересен. Рассказать о различных видах досуга. |
Февраль | Круглый стол на
тему «Рекомендации по профилактике
компьютерной зависимости»
[Приложение 6] |
Определение конкретных рекомендаций по профилактике компьютерной зависимости, закрепление ранее полученных знаний. |
2. | Просветительская работа с подростками в возрасте 14 – 17 лет | |
Начало сентября | Анкетирования на тему «Место компьютера в твоей жизни» [Приложение 1] |
Исследовать досуг
подростков;
выявить подростков увлекающихся и не увлекающихся компьютерными играми; исследовать уровень увлеченности компьютером, компьютерными играми, общением on-line; дать интерпретацию результатов исследования. |
Конец сентября | Проведение классного часа на тему: «Роль компьютера в твоей жизни» [Приложение 8] | Обсуждение с подростками таких вопросов как: какое место компьютер занимает в твоей жизни? Представляешь ли ты свою жизнь без компьютера? Для чего тебе нужен компьютер? |
Начало октября | Демонстрация фильма «Виртуальная агрессия» и дискуссия по фильму [Приложение 5] | Показать какие образы складываются в результате просмотра рекламы, боевиков, ужасов, современных мультфильмов и компьютерных игр? Как эти образы потом влияют на поведение взрослых людей? |
Конец октября | Тренинговое занятие на тему «Уверенность в себе» [Приложение 9] | Основная цель
- повысить уверенность в себе и
сформировать навыки уверенного поведения.
Основные темы: анализ понятия «уверенность»,
различение проявлений уверенности, неуверенности
и агрессивности, поиск истоков и причин
неуверенного поведения, исследование
собственной уверенности и неуверенности,
тренировка навыков уверенного поведения.
|
Начало ноября | Проведение беседы на тему: «Компьютерная зависимость и как с ней бороться» [Приложение 4] | Разъяснение понятия «компьютерная зависимость», определение причин ее возникновения, признаков проявления и способов борьбы. |
Конец ноября | Тренинговое занятие
на тему «Управление эмоциями и разрешение
конфликтов»
[Приложение 10] |
Научить ребят конструктивно разрешать конфликтные ситуации со сверстниками и взрослыми; формирование умения осознанно регулировать поведение и эмоциональные реакции в сложных и значимых ситуациях. |
Декабрь | Конкурс творчества подростков «Компьютер и МЫ» | Подростки в творческой форме выражают свое отношение к компьютерной зависимости и досугу: стихи, песни, видеоролики, фотографии и т.п. |
Начало января | Тренинговое занятие
на тему «Успешное общение с |
Развитие у подростка
навыков успешного общения. Основные темы: критерии успешного общения, аргументация и убеждение, навыки хорошего слушания, уважительное отношение к собеседнику, уверенность в общении. |
Конец января | Праздник «Папа, мама, я – дружная и здоровая семья» [Приложение 7] | Показать подросткам и их родителям, что совместный отдых возможен и интересен. Рассказать о различных видах досуга. |
Февраль | Круглый стол на
тему «Рекомендации по профилактике
компьютерной зависимости»
[Приложение 6] |
Определение итогового места компьютера в структуре досуга подростка. Подросток сам должен понять, что нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр и общения в Интернете, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире. |
Результатами проделанной работы должны стать:
Заключение
Подростковый возраст – период «бури и натиска», протекающий кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими и с самим собой.
В силу специфики возраста подростки открыты всему новому, активно все впитывают, перерабатывают, приспосабливают к своим потребностям и интересам. В нашем обществе дети и подростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетов компьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовой коммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определенных ценностей и образцов поведения.
С развитием компьютерных технологии и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Логично предположить, что с увеличением числа увлекающихся играми людей растет число потенциальных игровых компьютерных аддиктов. Влиянию новых технологий в большей степени подвергаются дети.
Компьютерная зависимость – это форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь – идеальный выход.
В исследовании затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения подростков к новым информационным технологиям: это место компьютера в структуре досуга подростка; значимость Интернета как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени подростка.